Кимры прошли долгий путь от небольшого села до крупного промышленного центра. Город славился обувным производством, привлекал внимание царских особ и пережил драматические изменения в советское время.
GPS: 56.872659 , 37.358274
Город Кимры расположен в Верхневолжской низине в 133 километрах к востоку от Твери. Он раскинулся по обоим берегам Волги в месте впадения в неё речки Кимрки. Население города — 41 тысяча человек (2021). До 2022 года Кимры были административным центром Кимрского района, теперь это центр муниципального округа.
Название города, вероятно, происходит от речки Кимрки (ранее — Кимера). На языке финно-угорского племени меря означало «Каменная река». По другой версии, название восходит к самому племени меря, которое в X–XI веках ассимилировали славяне-кривичи.
Первые письменные упоминания о дворцовом селе «Кимра» датируются сороковыми годами XVI века, описание 1635 года зафиксировало в нём более ста дворов.
С XVII века кимрские крестьяне, помимо земледелия и рыболовства, массово занимались сапожным промыслом и уже в начале следующего столетия завоевали всероссийскую известность; с петровских времён кожевенный товар их работы охотно закупала и казна. По легенде, Александр I подарил Кимрам артиллерийскую батарею в благодарность за поставки обуви армии в 1812 году. Орудия установили у волостного правления для праздничных салютов. К этому времени в селе проживало более 500 мужчин, было три церкви, из которых две каменные.
Со времён Ивана Грозного богатое село вместе с волостью часто жаловалось отличившимся на государевой службе, но всякий раз возвращалось в казну. Среди собственнников села во второй половине XVI века были князья Владимир Андреевич Старицкий и Фёдор Иванович Мстиславский, в XVII веке — дипломат князь А. М. Львов и бояре Салтыковы, в XVIII веке —вице-канцлер граф М. Г. Головкин, двоюродная сестра Елизаветы Петровны графиня А. К. Скавронская (в замужестве Воронцова) и её потомки. В 1846 году, за 15 лет до отмены крепостного права, жители Кимр получили право выкупиться на волю с землёй и строениями. Сумма выкупа составила почти полмиллиона рублей с рассрочкой на 37 лет, но долг казне с процентами удалось погасить лишь к 1900 году.
Кимры не раз посещали представители царской семьи. Екатерина II в 1767 году в ходе своего плавания по Волге отметила, что село «издали не уступает Петергофу». В 1837 году в селе проездом побывал наследник-цесаревич Александр Николаевич (будущий Александр II), в 1840-м — император Николай I, в 1866-м — его внуки великие князья Александр (будущий Александр III) и Владимир Александровичи, в 1892-м – вновь великий князь Владимир. В память о последнем визите на берегу Волги была возведена резная деревянная арка, а дорога от пристани к городскому собору стала именоваться Владимирским съездом. В 1912 году на Соборной (с 1925 года — Октябрьской) площади в Кимрах установили памятник Александру II, но в советское время его снесли.
К концу XIX века Кимры фактически стали городом. Здесь было 20 улиц, более 1 200 домов, проживало 8 720 человек. Центральные улицы были вымощены и освещались фонарями. Лишь с десяток местных жителей занимались хлебопашеством (для сравнения: население уездной Корчевы в те годы едва превышало 2 тысячи человек). В «Кимре чисто сельская жизнь отсутствует» — отмечал кимрский летописец. Кимры с XVI века славились своими ярмарками, на которые приезжали купцы и скупщики. Благодаря им изделия кимрских обувщиков расходились по всей стране.
Кимрский сапожный район охватывал 14 волостей и 49 селений в трёх уездах с числом сапожников-кустарей свыше 16 тысяч, не считая 10 тысяч работавших в столицах отходников. Владимир Ленин назвал кимрское производство «замечательным примером капиталистической мануфактуры».
В селе появились купеческие династии — Собцовых, Лужиных, Малюгиных, Башиловых и других, — в 1871 году открылся общественный банк, отделения страховых обществ. С 1884 года начала работу земская больница. С 1890 года действовала хорошо оснащённая пожарная часть с деревянной каланчёй, с 1896-го — общедоступная библиотека-читальня. К началу ХХ века в селе имелись гостиницы, прогимназия, четыре училища, семь школ, включая пять земских.
В 1907 году братья Столяровы открыли технически передовую для своего времени обувную фабрику «Якорь». В годы Русско-турецкой войны 1877–1878 годов кимрские обувщики поставили в армию свыше миллиона пар сапог, а перед Первой мировой войной ежегодно шили до семи миллионов пар обуви.
Жизнь в Кимрах была зажиточной. «В сравнении с крестьянскою жизнью вообще, жизнь кимряков необычайно роскошна», — свидетельствовал очевидец в 1899 году, имея в виду бытовые привычки и уровень достатка своих земляков. Село украшали четыре церкви, особняки, общественные здания. В 1909–1914 годах построили уникальный для провинции Гостиный двор. В начале XX века провели железную дорогу, связавшую Кимры с Москвой и Калязином.
3 июня 1917 года Временное правительство присвоило Кимрам статус города. К этому времени здесь проживало почти 20 тысяч человек.
После революции 1917 года частную собственность в Кимрах национализировали, земские учреждения упразднили, развернулась богоборческая кампания. В 1933 году была взорвана Скорбященская церковь, на месте старинного кладбища разбили городской парк; в 1930 году закрыли, затем обезглавили, а в 1936 году уничтожили взрывом Покровский собор; в 1938 году разобрали на кирпич зимний Свято-Троицкий храм — создание известного тверского архитектора И. Ф. Львова. Разрушение исторического облика города подошло к своему логическому финалу в 1990-е годы, когда в руины окончательно превратилась жемчужина кимрской гражданской архитектуры — Гостиный двор.
В 1926 году к ставшему уездным городу присоединили правобережные поселения, включая деревню Савёлово. С 1929 года Кимры стали центром промышленного округа Московской области, а с 1935 года вошли в состав Калининской области как административный центр одноимённого района.
В советское время активно развивалось правобережье города. Главным градообразующим предприятием этой части Кимр стал Савёловский чугунолитейный завод (с 1937 года — авиапредприятие Наркомата обороны, с 1966 года — Савёловский машиностроительный завод (СМЗ), с 1979 года — Савёловское производственное объединение «Прогресс»). Для его работников на правобережье был построен жилой микрорайон с детскими садами, школами, профилакторием, техникумом, стадионом, Дворцом культуры. После войны в находящемся неподалёку посёлке Южный заработал крупный деревообрабатывающий комбинат; в 1978 году через Волгу был переброшен автомобильный мост, в 1983 году — капитальный мост через Кимрку.
В 1992 году население Кимр достигло максимума — 61,8 тысячи человек. После экономического спада 1990-х – начала 2000-х годов промышленность города восстанавливается. Сегодня в Кимрах работает около 50 предприятий (станкостроительные, дерево- и металлообрабатывающие, швейные, обувные, пищевые и т. д.; на базе прекратившего существование Савёловского машиностроительного завода создаётся инновационно-промышленный парк).
В городе есть краеведческий музей, театр, Дом ремёсел и фольклора, художественная галерея, спорткомплекс «Арктика». Рядом с Кимрами проводился фестиваль исторической реконструкции «Былинный берег». Исторический центр города украшают здания в стиле модерн. Кимры называют «заповедником провинциального модерна».
Официальные герб и флаг отражают историю города и его славу как центра обувного производства. Неофициальными символами стали памятник сапожнику и старинный дом-теремок.
Первый официальный герб Кимр утвердили в 1992 году. Он нёс изображение золотой ладьи под российским триколором с червлёным сапожком в золотом овале на серебряном парусе. Ладья напоминала о водном пути, издавна проходившем через город, сапожок символизировал кимрских сапожников-кустарей, а также крупные кимрские обувные предприятия.
Ныне действующий герб Кимр был разработан В. И. Лавреновым, А. В. Ушаковым и О. В. Анисимовой и утверждён в декабре 2003 года. После изменений, внесённых в 2006 году, он приобрёл следующий вид: «В лазоревом поле с золотой оконечностью золотая ладья с серебряной мачтой, серебряным парусом и золотым вымпелом о двух косицах, сопровождённая поставленными на оконечность тремя парами сапог (сапоги в паре развёрнуты друг от друга); оконечность обременена тремя такими же опрокинутыми лазоревыми парами сапог, положенными под сапогами, поставленными на оконечности. Щит увенчан золотой стенчатой, мурованной короной городского поселения о трёх зубцах».
Голубая полоса символизирует водные богатства и красоту приволжского города; золотая ладья с парусом и вымпелом аллегорически указывает на волжский торговый путь. Пары сапог напоминают о Кимрах как всероссийском центре сапожного производства. Противопоставление золотых и голубых пар — символ деления города на лево- и правобережную части, Кимры и Савёлово. Золото — аллегория богатства, процветания, достоинства и верности традициям.
Флаг Кимр, утверждённый в 2006 году, несёт на себе фигуры его герба.
Официального гимна у города пока нет, хотя в 2016 году проводился конкурс на его создание.
Неофициальные символы Кимр — бронзовый сапожник работы скульптора Самвела Сардаряна, установленный в 2014 году в сквере перед зданием городской администрации, а также находящийся неподалёку дореволюционный дом-«теремок» купцов Лужиных.
Кимры внесли значительный вклад в победу над фашизмом. Тысячи горожан ушли на фронт, многие не вернулись. Предприятия города работали для нужд армии. Память о героях войны хранят памятники и названия улиц.
В 1939 году в Кимрах проживало более 35 тысяч человек. С началом войны более 25 тысяч жителей города и района были мобилизованы или ушли на фронт добровольно. Более 12 тысяч кимряков погибли в борьбе с фашизмом. Десять уроженцев города стали Героями Советского Союза, трое из них — посмертно: лётчик, гвардии капитан М. А. Матвеев, ефрейтор В. А. Русаков и добровольцем ушедший на войну слесарь Савёловского завода сержант И. Г. Топориков. Сегодня имена героев носят улицы Кимр, им установлены памятники и мемориальные доски.
В июле 1941 года в Кимрах была сформирована 260-я стрелковая дивизия. Свой боевой путь она начала в августе 1941 года в составе 50-й армии Брянского фронта, а в октябре того же года попала в окружение и была почти полностью уничтожена. Остатки личного состава — несколько сот человек — влились в сформированную в Калязине 290-ю стрелковую дивизию, которая встретила победу как Могилёвская Краснознамённая, орденов Суворова и Кутузова.
В апреле – июле 1942 года в Кимрах сформировали 88-ю стрелковую дивизию (второго формирования). Она прошла славный боевой путь, окончив войну как Витебская орденов Красного Знамени, Суворова и Кутузова. Она была сформирована в Кимрах в апреле–июле 1942 года на базе 39-й стрелковой бригады. Перед отправкой на фронт смотр её боеготовности близ железнодорожной станции Савёлово провел маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов.
Трое её бойцов стали Героями Советского Союза, ещё трое — полными кавалерами ордена Славы. В 1980 году на школе № 14 Кимр, в которой базировался штаб дивизии, в память о ней была установлена мемориальная доска. В здании той же школы в более поздний период войны размещался госпиталь.
С октября 1941 года Кимры подвергались немецким бомбардировкам. Они продолжались до весны 1942 года.
Савёловский станкостроительный завод (с 1939 года — государственный завод № 288), незадолго до войны перепрофилированный на выпуск гидросамолетов, с началом войны со всем оборудованием был эвакуирован сначала в Омск, а затем в Казань. В его цехах разместили ремонтные мастерские, а с 1943 года организовали производство станков для авиазаводов.
Кимрская артель швейников им. М. Горького (в 1950-х годах ставшая швейной фабрикой) перешла на выпуск военной формы и снаряжения. Коллективы кимрских предприятий неоднократно завоёвывали переходящие Красные Знамена Государственного комитета обороны, получали благодарности Верховного главнокомандующего.
Главный военный мемориал Кимр — 17-метровый обелиск на набережной Волги. Он установлен в 1971 году в память о погибших земляках. На трёхгранном, напоминающем штык, обелиске высечены слова: «Вечная память и вечная слава героям Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Всегда будем помнить отважных сынов, жизнь и свободу для нас утвердивших». Каждый год 9 мая Кимрский благочинный в сослужении с городским духовенством совершает здесь литию по погибшим в Великой Отечественной войне, 22 июня горожане возлагают к монументу цветы и зажигают поминальные свечи.
Железная дорога в Торжке появилась в 1870 году. Первый вокзал, образчик русского деревянного зодчества, не сохранился, поэтому к 1960 году здесь появилось новое здание в стиле советского классицизма.
Борисоглебский мужской монастырь основали в 1038 году в память о погибших князьях. После революции собор проделал путь от тюрьмы до музея, утратив изначальный облик, но сохранив многие значимые объекты.
После Отечественной войны в Торжке сохранилась часть современного памятника архитектуры регионального значения: Торговых рядов, состоящих из построек разных годов, вплоть до сооружений XVIII века.
Единственная деревянная церковь города, сохранившаяся с 1625 года. Она чудом избежала разрушения в середине XIX века. Сейчас церковь во многом утратила уникальное убранство, но часть росписей сохранилась.
Символ города и по совместительству одно из самых красивых строений города — Благовещенская церковь. Она была построена в 1758 году, много раз реконструировалась, закрывалась и даже служила пекарней.
С 1087 года часовня принадлежала Борисоглебскому монастырю. Главной ее святыней был крест высотой в четыре аршина. В годы войны часовню разрушили, но сегодня здание восстановлено и его снова венчает крест.
Гостиница семьи Пожарских появилась в начале XIX века и быстро обрела славу. Здесь останавливались Пушкин, Гоголь, Толстой и многие другие. После революции здесь размещался исполком.
Церковь Пророка Илии впервые упомянута в Писцовой книге 1625 года. После пожара в XVIII веке здесь воздвигли полноценный храм, в стенах которого упокоены тела скончавшихся Александра I и его супруги.
Сейчас здесь располагается администрация Торжковского района, но ранее именно это здание закрепляло планировочную структуру площади города. В разное время здесь были суд, городская дума и народное училище.
Родовое имение дворян Львовых появилось во второй половине XVIII века. Сохранившаяся до наших дней постройка выполнена в стиле классицизма, а ее жемчужиной считается трехъярусный винный погреб-пирамида.
Водопад в деревне Панике — единственный искусственно созданный водопад в Тверской области, появившийся здесь по воле случая в 1980-е годы. Со временем место выхода реки освятили в честь Николая Чудотворца.
Торжок — единственный российский город, сохранивший секреты золотного шитья. Музей, демонстрирующий историю и традиции новоторжской вышивки, открыт на базе предприятия «Торжокские золотошвеи».
Церковь Жен-Мироносиц была возведена в конце XVIII века на территории усадьбы Альберта Каттербаха, немца, открывшего в Торжке паровой пивоваренный завод.
Знаменская церковь была возведена в 1784 году на месте деревянной церкви. В начале XX века там сохранялась богатая библиотека с редкими изданиями и множеством икон, в том числе Успения Божией Матери.
Васильевская церковь вела историю от женского Васильевского монастыря до архиерейского подворья нашего времени. Ее ждали тяжелые разрушения начала Смутного времени, реконструкции XVIII века и годы запустения.
Амбар для зерна, построенный в XVIII веке, сегодня является памятником федерального значения и находится в запустении. Раньше именно здесь хранился солод для фабрик купца Овчинникова.
Воскресенский Новоторжский девичий монастырь впервые упоминается в грамоте XVI века. Его воспитанницы слыли искусными вышивальщицами золотом. В 1925 году монастырь упразднили, разместив швейные фабрики.
Ново-Вознесенская церковь — каменная постройка середины XIX века, которая служила зимней церковью. Она появилась благодаря деньгам купца Алексея Тетюхина и пожертвованиям граждан. Сейчас находится в запустении.
Путевой дворец, возведенный по распоряжению Екатерины II в 1775 году, менял свой стиль и предназначение много раз. Он проделал путь от царской гостиницы до школы рабочей молодёжи.
Усадьба Олениных, сегодня музей имени А.С. Пушкина, — место, сохранившее исторический след великого поэта. Она дошла до наших дней, пережив всего одну реставрацию под руководством А. И. Кустова.
Место, где родился и вырос знаменитый архитектор Н. А. Львов. На территории располагались многочисленные постройки и уникальный парк, но сейчас уцелели лишь западный флигель, погреб-пирамида и храм-усыпальница.
Музей расположен на территории усадьбы Львовых, однако постройки того времени не сохранились. Сейчас под открытым небом здесь собраны 12 деревянных памятников архитектуры и зодчества Тверского Верхневолжья.
Станция появилась при расширении Рыбинско-Бологовско-Виндавской железной дороги и располагалась на ветке Сонково — Кашин. Через эту ветку город получил надежную связь с Петербургом.
Музей много раз переезжал и постоянно пополнялся коллекциями. Сейчас он может рассказать обо всем разнообразии исторических событий, происходивших в городе.
В Музее каши посетителям поведают историю кашеварения на Руси, удивят необычными рецептами приготовления и покажут обряды, связанные с этим старинным русским блюдом.
В музее хранятся предметы крестьянского быта, инструменты ремесел жителей кашинского края. Для посетителей проводятся мастер-классы по традиционным местным промыслам: лепка из глины и воска, валяние шерсти, изготовление кукол.
Музей открыли по инициативе местных жителей в 1940 году. Экспозиция включает личные вещи Калинина, семейные реликвии, подарки, мебель и фотографии. В настоящее время здесь проходят книжные и художественные выставки.
На территории бывшего кремля, на левом берегу реки Кашинки располагается гостиный двор и торговые ряды. Это крупнейший в городе архитектурный ансамбль в «кирпичном рационалистическом стиле» с элементами романской архитектуры.
Представить себе Кашин без этого санатория сегодня невозможно. Появился он два века назад. Сейчас — это крупная здравница федерального значения с историческим парком и современной инфраструктурой.
Здание городской библиотеки выполнено в стиле эклектики с мотивами древнерусского зодчества, классицизма и барокко. С 1882 года здесь находится первая в городе публичная библиотека.
Алексеевское реальное училище построено в 1905–1906 гг. До революции оно считалось крупнейшим и самым современным средним учебным заведением для мальчиков в городе.
Монумент особенно важен для жителей Кашина, так как посвящен одной из ключевых фигур в истории города - княгине Анне Кашинской.
Мемориальный комплекс на Пролетарской площади возвели в честь к 40-летия Победы в Великой Отечественной войне. Он символизирует путь советского воина — от начала войны до возвращения.
Кашин называют «городом русского сердца». Он стоит на живописных берегах левого притока Волги — реки Кашинки. Протекая по городу, река образует точный силуэт сердца.
Воскресенский кафедральный собор — памятник XVIII–XIX вв., архитектурная доминанта Кашина. В 2009-м собор был передан Тверской епархии и началось его восстановление.
Вознесенский собор — архитектурный памятник XVIII–XIX вв. Храм имеет статус кафедрального, что нетипично для небольших населенных пунктов. Здесь хранятся мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской.
Крестознаменская церковь является украшением западной части города и дополняет исторический облик Кашина. Она сочетает в себе стиль барокко и черты местной средневековой архитектуры.
Удачное месторасположение и архитектурные особенности сделали этот храм композиционным центром юго-западной части города. В убранстве церкви органично сочетаются различные элементы декора.
Храм Рождества Христова был построен в XVIII веке и занимает видное место в правобережной части города. Здесь хранятся Казанская и Шестоковская иконы Божией Матери, а также лики княгини Анны Кашинской и архимандрита Сергия (Сребрянского).
Православный Николаевский Клобуков монастырь находится в черте города. Одна из древнейших обителей тверской земли, она названа по имени первого построенного храма в честь Николая Мирликийского.
Одно из старейших предприятий тверской земли — Кашинский маслодельно-сыродельный завод. Он входит в число первых производств подобного профиля, созданных на территории Российской империи.
Завод «Вереск» был основан в 1898 году. Сейчас здесь производят более 50 видов алкогольной продукции, минеральную и питьевую воду, квасные и газированные напитки.
Утраченный монастырь с XV века возводился несколько раз. Его первые деревянные постройки были разрушены в годы Смутного времени, затем второй деревянный шатровый храм сменил белокаменный Казанский собор, но и он был разобран в 1930-е.
Спасская церковь была частью архитектурного ансамбля шести храмов и часовен, расположенных на площади. Сейчас она относится к приходу Крестознаменской церкви.
Высокая и нарядная Казанская церковь с аккуратными куполами-луковками когда-то была одной из доминант города. До наших дней сохранились некоторые фрагменты стен, нижний ярус колокольни и декор на фасаде.
Эта церковь была самым ранним образцом клетских храмов, распространенных в XVII веке и выполненных из соснового сруба-клети «без гвоздя». Постройка неоднократно меняла форму и облик, но в марте 1995 г. была окончательно уничтожена при пожаре.
Одна из крупнейших кашинских усадеб. Интерьеры дома Лихачевых украшали заграничная посуда и мебель, а также работы русских мастеров. До наших дней сохранились конный двор, кладовая, и полуразрушенная водонапорная башня.
От прежнего станционного ансамбля сохранились деревянные здания детского сада и больницы, а также водонапорная башня. Сейчас через Бежецк проходят пассажирские поезда дальнего следования.
Памятник архитектуры в стиле эклектики и неоклассицизма с элементами московского модерна. В богатой городской усадьбе сохранились главный дом, флигели, а также планировка сада.
Этот яркий образец каменной жилой архитектуры Бежецка стоит на пересечении Первомайского переулка и Большой улицы. Представители семьи Коровкиных были известными в городе меценатами.
Единственный сохранившийся в Тверской области комплекс торговых рядов эпохи раннего классицизма и главная достопримечательность центральной площади города.
С 1918 года музей неоднократно закрывался, но усилиями местных краеведов его работа возобновлялась. Сейчас для посетителей открыты экспозиции, которые рассказывают историю Бежецкого края от древности до наших дней.
Появление необычного музея в Бежецке связано с гербом города, на котором изображен куст малины с ягодами. Разместить этот символ на гербе распорядилась Екатерина II.
Это название вышло из употребления в XVIII веке. Раньше так называлась возвышенность на месте современного Бежецкого района.
Монастырь возник как община в 1869 году. Его ансамбль полностью сложился к началу XX века. На территории располагался собор, настоятельский и три келейных корпуса.
Единственный элемент, сохранившийся от комплекса монастыря, возникшего в 1460-е годы — двухъярусная колокольня, увенчанная шатровой крышей и небольшой луковичной главкой.
Единственная сохранившаяся постройка Крестовоздвиженского монастыря, который упоминается в источниках с 1627 года.
Пятиглавый храм из красного кирпича в псевдорусском стиле. Построен в 1895–1898 попечением протоиерея Иоанна Преображенского.
Один из древнейших храмов в Бежецке, который возвели на месте монастыря XVI века. Сегодня это примечательное архитектурное сооружение города.
В 2004 году здание вернули Церкви. В сохранившемся двухэтажном строении сохранились черты храма, но оно нуждается в реставрации.
Каменную часовню во имя Николая Чудотворца и царицы-мученицы Александры Римской построили в Бежецке в 1900 году по проекту архитектора А. Федорова.
Центр Бежецка когда-то украшал монументальный пятиглавый храм, который относился к редкому архитектурному типу двустолпного четверика.
Утраченный собор одноименного женского монастыря строился на берегу реки Остречины с 1885 по 1889 год. Здание было выдержано в традициях эклектики с элементами псевдобарокко.
Церковь была устроена в доме купца Ф. И. Андреева и на его же средства. Освятили её в 1893 году. Современники называли храм по имени создателя — «церковь Федора Ивановича».
Церковь возведена в XIX веке на месте разобранного храма конца XVII века. Сегодня в здании располагается музыкальная школа.
В 1907 году в Осташкове была открыта железнодорожная станция. Здание вокзала после войны оформили в стиле сталинского ампира. Сейчас отсюда можно отправиться на экскурсию в ретропоезде «Селигер».
Храм во имя Казанской иконы Божией Матери возник во второй половине XVIII века. Его построили для Инвалидной слободы, где жили солдаты и офицеры, вышедшие в отставку по выслуге лет.
Краеведческий музей появился в городе в 1889 году при Осташковском городском училище. Сейчас у посетителей есть возможность познакомиться с историей Селигерского края. В экспозиции музея представлены около 36 тысяч экспонатов
В Осташкове находятся два необычных частных музея. Их создатель – художник Игорь Александрович Афанасенко. Помимо постоянных экспозиций, здесь проводят интерактивные мероприятия.
Прототип памятника – Осташка, легендарный рыбак и основатель города. Скульптура создана архитектором Евгением Андреевичем Антоновым в 2018 году.
Часовня-обелиск возведена на средства местных жителей в конце XVIII века. На самом верху сооружения - остроконечный шпиль, фасады украшены ликами святых.
Пожарное депо с деревянной каланчой — памятник архитектуры второй половины XIX века. Расположено в исторической части города и является одной из его главных достопримечательностей.
Старейшее гражданское сооружение Осташкова – Дом Воеводы. Создан в 1722 году по указу Петра I для размещения в нем ратуши. В наши дни функционирует как жилое здание.
В 1772 году известный петербургский архитектор Иван Егорович Старов составил генеральный план Осташкова. Он обеспечил городу регулярную застройку, ставшую образцом для других уездных городов.
Набережный сад образован в 1860 году на восточном побережье полуострова, на котором расположился город. Во время войны его использовали как склад под открытым небом.
Воскресенский собор — главная архитектурная доминанта Осташкова. Является центральным объектом городской панорамы при взгляде со стороны Селигера.
Основной действующий храм Осташкова – Вознесенский собор. В нем хранились мощи преподобного Нила Столобенского до 1995 года.
Монастырь расположен в южной части Житного полуострова на озере Селигер близ Осташкова. Основан в 1716 году как мужской, женской обитель стала лишь в XXI веке.
Один из старейших мужских монастырей Тверской митрополии. Уникальный историко-культурный, ландшафтный и духовный объект.
Ольгинский женский монастырь расположен у истока реки Волги. Святыня восходит к Преображенской Волговерховской мужской пустыни, основанной в 1649 году.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы — памятник архитектуры второй половины XVIII века. Находится в поселке Никола Рожок. Он расположен на западном склоне высокого холма между озерами Селигер и Корегощ.
В Усадьбах Осташковеа сохранились архитектурные комплексы. Их строительство датируется XVIII - XIX веками.
Озеро Селигер — жемчужина Осташковского городского округа. Имеет ледниковое происхождение, а его берега — излюбленное место отдыха горожан и туристов.
Некоторые объекты в Осташкове не сохранились до наших дней в своем первоначальном виде. Например, в зданиях церквей могут располагаться социальные объекты, такие как детский сад и почтамт.
Дом архитектора Суравкова — двухэтажное строение второй половины XVIII века. Выполнено неизвестным архитектором в стиле провинциальной эклектики.
Бухвостово — усадьба на озере Селигер. Принадлежала тверской ветви дворянского рода Толстых. В наши дни ведутся работы по реконструкции поместья.
В XIX в городе Осташков активизируются купцы. Заводы разрастаются в крупные предприятия, а их изделия начинают ценить и на международной арене.
Железнодорожная линия Москва — Савёлово связала Кимры со столицей в начале XX века. Станция Савёлово стала важным транспортным узлом. Сегодня вокзал модернизируется, но хранит память об истории города.
Вознесенская церковь — один из старейших храмов Кимр. Она была построена в честь победы над Наполеоном и сегодня является важным культурным и духовным центром города.
Спасо-Преображенский собор — центр православной жизни Кимр. Этот величественный храм начала XX века сочетает традиции русского зодчества с элементами модерна.
Памятник Ленину на Театральной площади — символ советской эпохи в истории Кимр. Он сменил несколько «инкарнаций» и пережил коренные изменения в жизни города.
Кимрский краеведческий музей — сокровищница истории города и края. Здесь можно увидеть уникальную коллекцию местной обуви и погрузиться в атмосферу разных эпох.
Кимрский театр драмы и комедии — культурный стержень города. Он ведёт свою историю с военных лет и по сей день радует зрителей яркими постановками.
Кимрская художественная галерея знакомит посетителей с творчеством местных и приезжих художников.
Дом ремёсел и фольклора — энциклопедия народного быта Кимр. Здесь можно увидеть старинные предметы, научиться делать куклы-обереги и примерить народные костюмы.
Дома купцов Лужиных — яркие образцы модерна в Кимрах. Особенно знаменит деревянный «теремок», ставший одним из символов города.
Этот особняк в стиле позднего классицизма отражает былое богатство и вкус кимрских купцов.
Жемчужина деревянного модерна в Кимрах. Этот «теремок» на набережной Волги многие считают самым красивым историческим зданием города.
Дворец культуры «40 лет Октября» — главная культурно-досуговая площадка Кимр. Здание, построенное в стиле сталинского ампира, недавно отремонтировано. Во дворце работают десятки творческих коллективов и проходят крупные мероприятия.
Самый длинный в Тверской области автомобильный мост через Волгу. Сегодня это не только важная транспортная артерия, но и архитектурная достопримечательность города.
Котлеты, прославленные Пушкиным в четверостишье, впервые приготовили в Торжке. По одной из версий, котлеты очень понравились и императору, приехавшему в гостиницу Пожарских.
Одежда древних жителей Торжка отличалась обилием украшений. Стеклянные бусы и ожерелья, височные кольца и каблучок с ряской, а также золотая вышивка — все это было найдено на раскопках города.
В 1931 году в Торжкок из Москвы был переведен Институт льна, сегодня ведущее учреждение по этой культуре в мире. После 50 лет изучения льна-долгунца здесь вывели более 25 культур, включая сорт «Торжокский-4».
Интересный сюжет в истории города — конец жизненного пути в этих местах шведского принца, гонимого наследника шведского престола и известного алхимика.
С историей Бежецка и Бежецкого края тесно связана судьба семьи русских поэтов А. Ахматовой и Н. Гумилёва, а также их сына Л. Гумилёва.
О костюме древнерусского населения бассейна реки Мологи и прилегающих территорий свидетельствуют археологические находки из курганных погребений и поселений Верхнего Помоложья.
В домонгольский период культура населения Бежецкого региона включала славянские и финно-угорские черты. Они проявлялись в костюмах, украшениях и погребальных обрядах.
В истории Осташкова есть необычный сюжет, который отличает этот провинциальный городок от тысяч других.
Александр Николаевич Островский, знаменитый русский драматург, посетил Кимры в 1856 году. Его краткое пребывание в селе оставило след в дневниковых записях и, возможно, повлияло на некоторые его пьесы. Связь Островского с Кимрами продолжалась и после этого визита.
Архитектор, график, поэт, музыкант и изобретатель, прозванный «русским Леонардо».
Химик-органик, основоположник самостоятельного направления в химии, член-корреспондент Петербургской Академии наук, тайный советник.
Купец первой гильдии, благотворитель, краевед, основатель Кашинского краеведческого музея.
Российский революционер, советский государственный и партийный деятель.
Советский государственный и хозяйственный деятель, Герой Социалистического Труда.
Выдающийся музыкант-энтузиаст, пропагандист русских народных инструментов, педагог, оркестровый дирижер и исполнитель.
Советский писатель, автор повестей и романов в стиле социалистического реализма.
Советский лётчик-штурмовик, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза.
Герой Социалистического Труда, председатель семеноводческого колхоза имени Ильича Бежецкого района.
Герой Социалистического Труда, передовая работница колхоза «Парижская Коммуна» Бежецкого района.
Герой Социалистического Труда, передовая работница колхоза имени Ильича Бежецкого района.
Выдающийся деятель партизанского движения, Герой Советского Союза.
Доктор биологических наук, профессор, крупнейший ученый в области лесоведения и лесоводства.
Представитель знаменитой кимрской династии обувщиков. Руководил фабрикой «Якорь», но после революции потерял всё и был вынужден зарабатывать на жизнь ручным трудом. История Столяровых тесно связана с развитием Кимр.
Выдающийся учёный и авиаконструктор. Трижды Герой Социалистического труда, Заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат Ленинской, Государственной и четырёх Сталинских премий.
Талантливый фотограф и фотожурналист из Кимр, прошедший путь от увлечённого подростка до признанного мастера. Его работы сегодня высоко ценятся и представлены в музеях.
Один из создателей и директор Савёловского машиностроительного завода, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знака Почёта».
Старинный город-крепость и город-сад, основанный в начале XIX века. После Кавказской войны он превратился в центр торговли. В XX веке тут обнаружили нефтяные месторождения, давшие новый виток развития
Город Алдан был основан как поселок золотодобытчиков в 1923 году, с тюркского языка его название переводится как «золото». Сегодня Алдан остается одним из важных центров золотодобычи.
Нижний Новгород, в разговорной речи часто — Нижний, c XIII по XVII век — Новгород Низовской земли, с 7 октября 1932 по 22 октября 1990 года — Горький. Второй по численности населения город в Приволжском федеральном округе и на реке Волге.
Приозерск — один из древнейших российских городов, находится на Карельском перешейке, по берегам северного рукава реки Вуоксы, между Ладожским озером и озером Вуокса.
Современный Шадринск стал из маленькой слободы вторым по численности населения городом Курганской области. В нём проживает более 74 тысяч человек.
Каменск-Уральский основан в начале XVIII века как рабочий поселок при железоделательном заводе, хотя люди здесь селились еще в эпоху железного века. Сегодня это крупный промышленный город и транспортн