История городской железнодорожной станции и вокзала в Торжке

Время прочтения: мин.

г. Торжок, ул. Вокзальная, д. 25

GPS: 57.043101 , 34.977002

Железная дорога в Торжке появилась в 1870 году. Первый вокзал, образчик русского деревянного зодчества, не сохранился, поэтому к 1960 году здесь появилось новое здание в стиле советского классицизма.

Новоторжская железная дорога

Железная дорога в Торжке появилась в 1870 году как первый участок при строительстве линии Лихославль — Вязьма. Участок был построен на средства Общества Новоторжской железной дороги, образованного местными купцами. Линия от Лихославля до Торжка стала первым ответвлением от Николаевской железной дороги, соединявшей Санкт-Петербург с Москвой. Схема станции была взята из «Альбома схематических чертежей по главной линии с Новоторжским и Боровичским участками и портовою веткою».

Станция Торжок. Нач. XX в.

Сначала станция Торжок была конечной, но в 1874 году магистраль продлили до Ржева. В 1907–1910 годах от Торжка была проложена новая одноколейная железнодорожная линия через Кувшиново — Соблаго, в результате чего станция в Торжке стала узловой. Железная дорога была проложена не через центр города, а проходила по окраине Торжка, в его левобережной части — там же, где шла грунтовая дорога на Бежецк.

Железнодорожная станция Лихославль. Нач. XX в. Открытка.

Первоначально перевозками по Новоторжской железнодорожной линии в основном пользовались купцы и другие зажиточные граждане. Простые горожане и окрестные крестьяне не могли себе позволить этот вид пассажирского транспорта из-за дороговизны билетов, поэтому железная дорога терпела убытки. Товарные перевозки тоже не приносили ощутимых доходов, поскольку перевозка грузов, в основном зерна и дерева, осложнялась крутым подъемом со стороны реки Тверцы. В 1895 году коммерческую линию переподчинили казенной Николаевской железной дороге.

Здание железнодорожного вокзала в Торжке. 1910-е гг. Автор фото - И.М. Зотин

Деревянный вокзал в русском стиле

К открытию железнодорожной станции 30 мая 1870 года был введен в эксплуатацию деревянный вокзал с залом ожидания для пассажиров. Вокзал возводился по проекту художника-архитектора, выпускника Академии художеств Карла Васильевича Беккера (1838–1905) в традициях русского деревянного зодчества. Двухэтажное здание вокзала имело асимметричные формы, этажи украшали башенки, шпили, фронтоны с прорезной резьбой, резные карнизы и наличники на окнах по фасаду первого этажа.

Железнодорожная станция Торжок. 1920-е гг.

В служебный станционный комплекс входили: дом для станционных служащих, паровозное здание с поворотным кругом и вагонное депо, казармы для рабочих, пожарный сарай, товарная контора, дрезинная и стрелочная будки. Рядом с вокзалом построили краснокирпичную водонапорную башню для снабжения паровозов водой и железнодорожную баню — эти здания сохранились до настоящего времени. Водонапорная башня, возведенная в 1890-х годах, представляет собой типичный образец промышленной архитектуры: трехэтажная, в основании ромбовидная с усеченными углами, украшенная высокими арочными окнами с полуциркульным завершением.

Здание вокзала станции «Торжок». 1960-е–1970-е гг.



Новый вокзал: советский классицизм

Во время Великой Отечественной войны станция сильно пострадала от вражеских обстрелов, было уничтожено паровозное депо, разрушениям подверглись здание вокзала и другие служебные помещения. Не тронутой войной осталась лишь водонапорная башня. После окончания войны на железнодорожном узле Торжка велись восстановительные работы.

Станция Торжок. 1962–1970 гг. Из собрания В.А. Кутузовой.

К 1960 году на месте обветшавшего старого деревянного вокзала было построено новое кирпичное двухэтажное здание в стиле советского классицизма, без излишеств в украшении фасадов. Это вокзальное здание, сохранившееся до наших дней, имеет трехчастную структуру с выступающими по бокам ризалитами, увенчанными фронтонами. В интерьере вокзала сохранили рельефную потолочную розетку под люстру. В ходе реконструкции была расширена и благоустроена привокзальная площадь. На площади также построили междугороднюю станцию и автовокзал.



Станция Торжок. Наши дни

Похожие места

Историческая справка о железнодорожной станции Савёлово в городе Кимры

Железнодорожная линия Москва — Савёлово связала Кимры со столицей в начале XX века. Станция Савёлово стала важным транспортным узлом. Сегодня вокзал модернизируется, но хранит память об истории города.

Вокзал Кемерово. Точка опоры железного скелета Кузбасса

Значение железнодорожного вокзала для города сложно переоценить. Здесь курсируют пассажирские и грузовые поезда, связывающие регион с европейской частью России.

Вокзал Орехово-Зуево

Одна из первых железнодорожных магистралей России прошла через Орехово-Зуево в 1860 году. Деревянный вокзал сменили на каменный в 1886 году. В 1914 году возвели новое просторное здание, которое служит и сейчас.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!