Тольятти

Время прочтения: мин.

Современный Тольятти входит в 20 самых крупных по численности населения городов России. Здесь живёт около 685 тысяч человек.

GPS: 53.507852 , 49.420411

Историческая справка

История города началась с появления на левом берегу Волги в 1737 году защитной крепости. В эти края переселяли обратившихся в православие калмыков, которых нужно было защищать от набегов кочевников. Считается, что первое название города — Ставрополь-на-Волге, — сохранявшееся до 1964 года, связано с этим фактом, поскольку слово «Ставрополь» в переводе с греческого означает «город креста».




Место для крепости, вокруг которой вскоре возникло поселение, было выбрано Василием Никитичем Татищевым — крупным государственным деятелем, историком, этнографом и географом, многое сделавшим для хозяйственного освоения этого региона.




Земля вокруг крепости была отведена для Ставропольского калмыцкого войска, которое просуществовало до 1842 года, влившись затем в состав Оренбургского казачьего войска. Ставропольский калмыцкий полк участвовал в ряде крупных российских военных кампаний: Семилетней войне (1756–1763), войнах России с наполеоновской Францией 1812–1814 годов.

Известно, что калмыцкие всадники прославились в боевых действиях в Европе и одними из первых русских частей в 1814 году вступили в Париж. В 1773–1775 годах калмыцкое войско участвовало в подавлении пугачёвского восстания. При этом один из отрядов перешёл на сторону восставших и внезапным ударом завладел ставропольской крепостью. Но большинство калмыцких подразделений сохранили верность присяге и продолжили борьбу.

В первые десятилетия после создания Ставропольское поселение стремительно росло. Вместе с притоком экономически активного населения город начал застраиваться, появились торговые и ремесленные заведения. Объяснялся такой рост удачным расположением Ставрополя на берегу Волги.




К середине XVIII века здесь, по некоторым данным, проживали уже 5,5 тысячи человек. Для того времени это был крупный населённый пункт. Неудивительно, что в 1780 году Ставрополю был официально пожалован статус города. Он стал центром Ставропольского уезда и получил право на собственный герб.

В XIX веке развитие города замедлилось. Согласно переписи 1897 года, здесь проживало около 6 тысяч человек, то есть примерно столько же, сколько и полтора века назад. К этому времени в городе появилась земская лечебница, действовали шесть учебных заведений, две гостиницы, до десяти производств, включая мелкие фабрики и мельницы. Экономический подъём на фоне модернизации, произошедшей в последующие 15 лет, привёл к резкому росту населения. Количество ставропольцев увеличилось более чем на треть и к началу Первой мировой войны достигло десяти тысяч.




Войны и революции начала XX века, и особенно голод в Поволжье начала 1920-х годов, сильно сократили население города. Его производства и торговля пришли в упадок. Город обезлюдел — в 1923 году его население составляло только 5,6 тысячи человек. Это соответствовало уровню середины XVIII века и было почти вдвое меньше, чем в 1920 году (10,3 тысячи).

В результате такого запустения в 1924 году Ставрополь на время утратил городской статус и превратился в село. Восстановление Ставрополя в годы новой экономической политики и первых пятилеток шло медленно. Численность населения достигла дореволюционных показателей только к 1940 году.

В годы Великой Отечественной войны многие жители Ставрополя были призваны в армию или ушли на фронт добровольцами, часть из них погибла смертью храбрых. Население пополнилось эвакуированными гражданами и воспитанниками детских домов, перевезёнными сюда из западных и центральных регионов СССР. В Ставрополе временно разместился знаменитый Военный институт иностранных языков, подготовивший за годы войны 2,5 тысячи военных переводчиков.




Среди обучавшихся там были будущие советские деятели культуры — актёр Владимир Этуш и композитор Андрей Эшпай.



В 1946 году население Ставрополя превысило 12 тысяч, и ему вновь присвоили статус города. С апреля 1951 года, в связи со строительством Куйбышевской ГЭС (с 1958 года — Волжская ГЭС имени Ленина, с 2004 года — Жигулёвская), произошло новое повышение административного статуса Ставрополя, ставшего городом областного подчинения. В том же 1951 году к нему было подведено железнодорожное сообщение.

По планам строительства Куйбышевской ГЭС территория города попала в зону затопления Куйбышевского водохранилища. В 1953–1955 годах жилые дома, которые возможно было разобрать и перевезти, переносили на возвышенность. Одновременно строилось и новое жильё.


Строительство и запуск ГЭС дали мощный импульс экономическому развитию города. Начиная со второй половины 1950-х годов в Ставрополе появился речной порт, судоремонтный завод, завод цементного оборудования и другие предприятия.

Вскоре Ставрополь превратился в город «большой химии» благодаря появлению химического предприятия «Синтез-Каучук» (теперь «Тольяттикаучук») и Тольяттинского аммиачного завода «Тольяттиазот». Одновременно со строительством завода в 1970-е годы велась прокладка аммиачного трубопровода «Тольятти — Одесса» для последующего экспорта тольяттинской продукции через Одесский порт.




28 августа 1964 года, после смерти известного деятеля коммунистического движения — генерального секретаря Итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти — решением Президиума Верховного Совета РСФСР Ставрополь был переименован в город Тольятти.




Важнейшим событием в истории города и страны стало начало строительства в Тольятти в 1967 году крупнейшего в Советском Союзе предприятия по производству легковых автомобилей — Волжского автомобильного завода (ВАЗ, сегодня — АвтоВАЗ). Подготовкой технического проекта и оснащением ВАЗа занимался итальянский концерн FIAT. Строительство Волжского автозавода было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Для его работников был возведён жилой район, получивший название Автозаводской. Постепенно завод расширял социальную сферу — появились амбулатория, санатории, дома отдыха, детские сады, стадион и другие спортивные объекты.





19 апреля 1970 года к 100-летнему юбилею со дня рождения В. И. Ленина с конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули». На проектную мощность — порядка 600 тысяч автомобилей в год — завод вышел в середине 1970-х годов. К этому времени практически все материалы и комплектующие производились в республиках СССР или в странах СЭВ (странах — участниках Совета экономической взаимопомощи). Продукция ВАЗа пользовалась популярностью среди граждан СССР, значительная часть автомобилей шла на экспорт.


В 1980-е годы на ВАЗе трудилось порядка 100 тысяч человек. Считается, что это был самый крупный по численности трудовой коллектив в СССР. ВАЗ был градообразующим предприятием. 30 декабря 1987 года, к 250-летию со времени основания, Тольятти был награждён орденом Трудового Красного Знамени за успехи, достигнутые в хозяйственной и культурной сферах.




В 1993 году завод был приватизирован. В этот период, после закрытия ГАЗа и «Москвича», АвтоВАЗ стал монополистом на отечественном авторынке. В конце 2000-х годов в Тольятти пришёл французский автогигант Renault, ставший на время основным акционером предприятия и приступивший к его модернизации. В современной России ВАЗ, пережив несколько кризисов, продолжает свою деятельность.

Наличие в Тольятти крупных промышленных предприятий, в первую очередь АвтоВАЗа, способствовало развитию профессионального спорта. Первым спортивную известность городу принёс хоккейный клуб «Лада», который в середине 1990-х годов дважды становился чемпионом страны и в 1997 году победил в Кубке Европы.




Ещё более успешной стала женская гандбольная команда «Лада», завоевавшая под руководством Евгения Трефилова шесть из семи чемпионских титулов. Гандболистки «Лады» поднимались на пьедестал чемпионатов России 15 сезонов. В 2002–2004 годах чемпионом страны и обладателем кубка России стала также женская футбольная команда «Лада».


Символы Тольятти

Герб

Первый герб города разработан известным герольдмейстером Александром Волковым и высочайше пожалован Ставрополю императрицей Екатериной II в декабре 1780 года. В верхней части геральдического щита размещался герб Симбирской губернии, в которую тогда входил город. В нижней части щита, в золотом поле — треугольная крепость, в центре которой расположен крест. С 1851 года Ставрополь вошёл в состав Самарской губернии, поэтому в верхней части герба вместо колонны появилась коза.


Разработка первого советского герба Тольятти началась в 1979 году с объявления конкурса проектов. Герб, созданный художником А. М. Коржом, был утверждён решением горисполкома в апреле 1982 года. Советский герб порвал с геральдической традицией Российской империи во всём, начиная с основы — формы щита — и заканчивая символикой. «Французский» щит был заменён на «испанский» — прямоугольный с закруглением. В верхней части щита присутствует название города, под ним — год основания. В центральной части щита — четыре ромба с изображением силуэта Куйбышевской ГЭС, автомобиля и шестерёнки. Обрамлением выступают ладьи, плывущие в разные стороны, соединённые с тремя крепостными больверками.




После распада СССР герб Тольятти был изменён. Утверждённый решением Тольяттинской городской думы, 27 марта 1996 года он внесён в Государственный геральдический регистр РФ. Современный герб города стал своего рода компромиссом, попыткой объединить символику гербов Ставрополя 1780 года и Тольятти 1982 года. Геральдический щит разделён на четыре части: в первой и четвёртой частях находится герб города времён СССР, а во второй и третьей — исторический герб Ставрополя.




Флаг

Флаг Тольятти существует с июля 2003 года и представляет собой однотонное прямоугольное полотнище с полем синего цвета, в центре которого расположен герб города золотого (жёлтого) цвета.


Гимн

Попытки создания официального гимна Тольятти не увенчались успехом. Неофициальным же гимном города многие считают песню известного барда и участника Грушинских фестивалей самодеятельной песни Олега Митяева «Возвращение в Тольятти»:

Послушай, приятель, 

Вот это Тольятти,

Вот это мой город, 

А здесь — и любовь, и друзья…

Город имеет и неофициальные символы. Тольятти традиционно ассоциируется с автомобилями («Жигули», «Лада» и «Нива») волжского автозавода. Кроме того, в последние годы популярным символом Тольятти у горожан и его гостей стал памятник основателю Ставрополя-на-Волге — видному государственному деятелю и известному историку В. Н. Татищеву.





Тольятти и его жители в годы Великой Отечественной войны

Многие воины — уроженцы Ставрополя и Ставропольского района — отличились в боях за Родину. Шестнадцать ставропольцев были удостоены звания Героя Советского Союза. Труженики тыла от мала до велика вносили свой вклад в приближение Победы.

Уже 23 июня 1941 года в Ставрополе началась мобилизация мужчин призывного возраста. Наряду с мобилизованными, на фронт стремились добровольцы — преимущественно юноши, только что окончившие школу. В соответствии с июльским решением областного комитета ВКП(б) от 1941 года в Куйбышевской области создаётся народное ополчение. Из Ставрополя и Ставропольского района в его ряды вступило более 2,5 тысячи человек.




В октябре 1941 года в Ставрополе был размещён военный факультет Московского пединститута, готовивший военных переводчиков по ускоренной программе. Занятия с курсантами проводились в санатории «Лесное». В апреле 1942 года факультет преобразовали в Военный институт иностранных языков. За годы войны институт подготовил 2,5 тысячи военных переводчиков, в числе которых были будущие известные деятели культуры — актёр Владимир Этуш, композитор Андрей Эшпай, поэт Павел Коган (погиб на фронте в сентябре 1942 года). 







Во время войны Ставрополь имел статус сельского поселения. В нём не было крупных и средних промышленных предприятий. Местная промышленность представляла собой в основном артели с незначительным объёмом производства. К 1943 году, по сравнению с довоенным временем, этот объём вырос в 3,5 раза в стоимостном измерении. Артельщики шили полушубки и другую одежду для армии, изготавливали валяную обувь, поставляли древесину, пиломатериалы, смолу, мастерили приклады и ложи для автоматов, лыжи, сани, телеги и другую продукцию. На территории района заработали два месторождения нефти, столь необходимой для фронта и тыла.


Областному центру, городу Куйбышеву, куда было эвакуировано более 60 заводов и фабрик, не хватало рабочих рук. Чтобы восполнить дефицит рабочих кадров, заработала система фабрично-заводского обучения (ФЗО). Школьники и молодёжь Ставропольского района начиная с 14 лет направлялись в Куйбышев на учёбу в ФЗО. Там они приобретали рабочие профессии и направлялись работать на оборонные заводы.


В июле 1941 года в Ставрополь стали прибывать группы эвакуированных гражданских лиц из западных и центральных районов страны. В первой волне беженцев прибыли и семьи командного состава Красной Армии. Людей необходимо было разместить, обеспечить карточками и направить на работу.

Ввиду отсутствия в селе крупных производств, обеспечить всех работой было невозможно. К концу декабря 1941 года работу в Ставрополе смогла найти лишь половина эвакуированных. Размещение беженцев проходило за счёт «уплотнения» — подселения их в квартиры и частные дома жителей Ставрополя и близлежащих сёл района. В сельской местности эвакуированных привлекали в том числе к сельскохозяйственным работам.


Продовольствия в Ставрополе, как и везде во время войны, не хватало, в связи с чем была введена нормированная выдача продуктов питания. Население было разбито на 4 группы: рабочие, служащие, взрослые иждивенцы и дети. Для каждой категории действовали разные нормы снабжения. Самый калорийный паёк получали рабочие, которым требовалось восполнять большие затраты энергии. Осенью 1941 года было введено нормирование и на промышленные товары, включая мыло.

За ударный труд в годы Великой Отечественной войны 1565 жителей Ставрополя и Ставропольского района были награждены орденами и медалями.

Жители города чтят память земляков, защитивших Родину в военные годы. Среди 16 ставропольцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, — пограничник И. Д. Бузыцков, краснофлотец Е. А. Никонов, артиллерист С. М. Фадеев, танкист В. Д. Андреянов, лётчик А. И. Грачёв, пулемётчик А. В. Голоднов.







Именами героев названы улицы и скверы, им установлены памятники. Крупнейший мемориал в Тольятти был создан в парке Победы Автозаводского района в 1985 году к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.



Места

Вокзал Сызрани

Железная дорога пришла в Сызрань в 1874 году. Здесь нефть перекачивали в цистерны и развозили по всей стране. В 1884 году возвели помпезный вокзал с православной часовней, он служит и по сей день.

Сызранский кремль

Сызранский кремль был заложен в 1683 году симбирским воеводой, князем Григорием Афанасьевичем Козловским, который по праву считается основателем города.



Свято-Вознесенский мужской монастырь

Старейший сызранский монастырь основан в 1685 году по челобитной на имя Ивана V и Петра I. Здания возводили из дерева, в 1738 году построили каменный собор. В монастырском некрополе погребены именитые сызранцы.

Кашпирский Благовещенский Симеонов монастырь

Благовещенский мужской монастырь основан в 1712 году, в 1730 году там построили храм Пресвятой Богородицы. В конце 1960-х село вошло в зону затопления водохранилища, оставшийся на месте храм почти не пострадал.

Христорождественский собор

В 1781 году на месте сгоревшего храма в Сызрани возвели Христорождественский собор. Его фасад декорирован пилястрами, карнизом и наличниками. В 1920-е храм закрыли и вернули верующим лишь в 1989 году.

Казанский кафедральный собор

Казанский собор построили в 1872 году по проекту столичного архитектора. В 1932 году храм был закрыт и разорен, но в 1944-м возобновил службу. Прихожане несли сюда домашние иконы и восстанавливали собор.

Сызрань, Ансамбль бывшей Большой улицы

Большая — одна из старейших улиц Сызрани. Изначально ее застраивали хаотично, в 1804 году Александр I утвердил новый генплан, сформировавший ее нынешний облик — купеческие особняки и здания в стиле модерн.

Бывшие особняки Стерлядкиных

Богатейшими представителями сызранской хлеботорговли были Стерлядкины. До революции купцы построили несколько ярких особняков, в которых размещали торговые лавки и жилые помещения. Усадьбы существуют и сейчас.

Бывший особняк М. В. Чернухина

С именем Мартиниана Чернухина связано возрождение Сызрани после большого пожара 1906 года. Свой особняк он построил на окраине города, дом больше напоминает сказочный теремок на живописном берегу реки.

Александровский (Сызранский) железнодорожный мост

В 1876 году в Сызрани построили первый железнодорожный мост через Волгу. До него составы через Волгу переправляли на паромах, зимой рельсы укладывали прямо на лед. 

Сызранский краеведческий музей

В 1923 году в Сызрани открыли краеведческий музей, в который поступали книги, произведения живописи, оружие, старинная мебель из национализированных дворянских усадеб. В собрании более 55 тысяч экспонатов.

Сызранская ГЭС

Сызранскую ГЭС построили в 1929 году, оборудование на нее привозили даже из Германии — эти агрегаты до сих пор работают. Сегодня это единственная ГЭС того времени, сохранившаяся в первоначальном виде.

Памятник «За власть Советов! Погибшим борцам за дело революции»

В 1918 году Сызрань захватили белочехи, устраивавшие массовые казни рабочих, комиссаров и большевистских активистов. В 1957 году на братской могиле установили памятник, посвященный тем событиям.

Памятник павшим за свободу и независимость Родины. Вечный огонь Славы

Сызрань заплатила войне тяжелую дань: из 38 тысяч ушедших на фронт 18 тысяч не вернулись. На главной площади города в 1983 году установили памятник павшим за свободу и независимость Родины.

Дендрологический парк имени 60-летия Всероссийского общества охраны природы

Дендрологический парк в Сызрани появился из зеленой защитной полосы, заложенной в конце вокруг сызранского завода пластмасс. Сегодня площадь парка более 8 гектаров, там находится 140 видов редких растений.

Памятник князю Г. А. Козловскому

Памятник Г. А. Козловскому установили в 2016 году возле его детища — Спасской башни Сызранского кремля. История не сохранила облик князя, поэтому памятник носит собирательный образ русского воеводы XVII века.

Сызранское вертолетное училище

Саранскую военную авиашколу образовали в 1940-м, а с 1953 года здесь приступили к освоению вертолетов. Выпускники героически сражались в Афганистане, ликвидировали чернобыльскую аварию.

Стела «30 лет Победы»

Стела в виде трех гигантских металлических римских «десяток» была воздвигнута в Сызрани в 1975 году, к 30-летию Победы. Он также служит и напоминанием о свернутой в 1960-х годах лунной программе

Историческая справка о городской железнодорожной станции

Железная дорога подошла к городу в 1951 году. Узловая станция Жигулёвское море относится к Самарскому отделению Куйбышевской железной дороги. Она служит главной магистральной артерией, обеспечивающей жизнедеятельность Тольятти.

Жигулёвская ГЭС (ранее — Куйбышевская ГЭС, Волжская ГЭС им. В. И. Ленина)

Жигулёвская ГЭС, построенная в 1955 году — вторая по мощности гидроэлектростанция в Европе.

Жигулёвские горы

Заповедные Жигулёвские горы служат местом обитания редких видов флоры и фауны.

Грушинский фестиваль

Масштабное музыкальное событие — фестиваль авторской песни, возник как память о самоотверженном человеке, спасшем утопающих. Благодаря фестивалю имя Валерия Грушина помнят до сих пор.

Здание бывшего горкома КПСС

Величественное здание городской Думы города Тольятти построено в 1957 году в стиле неоклассицизма. Первоначально в нём располагался горком КПСС.

Кафедральный собор Преображения Господня

Преображенский собор построен в Тольятти в 1991 году и с того времени является центром духовной жизни города. Один из самых больших и богато убранных храмов могут посетить одновременно до трёх тысяч прихожан.

Воскресенский монастырь

В стенах бывшей земской больницы теперь располагается мужской Воскресенский монастырь.

Кинотеатр «Буревестник»

В прошлом обычный кинотеатр, «Буревестник» превратился в центр культурной жизни, где проводятся концерты, мастер-классы, фестивали и семинары. Здесь проходят мероприятия для детей и взрослых.

Памятник жертвам политических репрессий

171 человек — столько жителей Ставропольского района признаны жертвами политических репрессий. В память о них на аллее Ветеранов появился бронзовый ангел.

Парковый комплекс истории техники им. К. Г. Сахарова (Технический музей ОАО «АВТОВАЗ» им. К. Г. Сахарова)

Вписанный в парковый ландшафт, музей под открытым небом — излюбленное место отдыха горожан. Он рассказывает историю отечественной техники и развития технологий.

Театр «Колесо»

Театр «Колесо» ведёт свою историю с 1988 года. Под руководством главного режиссёра Г. Б. Дроздова театр гастролировал по Европе и США, а также поставил множество выдающихся спектаклей.

Тольяттинский краеведческий музей

Самый крупный музей города имеет три постоянные экспозиции и проводит около 40 выставок в год. Разнообразные программы, праздники и лекции привлекают сюда посетителей разных возрастов.

Мемориал в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне

Ставрополь находился далеко от фронта, но война не обошла его стороной. В городе установлены четыре стелы в память о трудных годах Великой Отечественной войны. В центре мемориала горит Вечный огонь как символ памяти о погибших.

Истории

Архитектурное и духовное наследие сызранского старообрядчества

В современной Сызрани сохранилось несколько церквей, построенных в начале ХХ века противниками реформ патриарха  Никона. Спасаясь от притеснений власти, они построили в Сызрани общину и храмы.

Сызранская икона

Сызранская икона впитала черты, характерные для всех старообрядческих иконописных школ. В 1930-х годах иконописцев репрессировали, «сызранская манера» пресекалась. Возрождение ее началось в постсоветскую эпоху.

Площадки и предметы старосызранской торговли

Сызрань издревле была торговым городом, богатым зерновой промышленностью. Внутригородскую и внешнюю торговлю вели на еженедельных базарах и сезонных ярмарках, ее потребностям было подчинено градостроительство.

Сызранский помидор

Ежегодный фестиваль, проводимый с 2001 года, сызранцы посвятили гордости своих огородов — сладкому и мясистому для здешних краев помидору. На главной улице проходят карнавалы и шествие духовых оркестров.

Чапанное восстание

История города складывается из множества событий самого разного характера. Однажды он оказался в центре крестьянского восстания, поднявшегося в 1919 году на волне народного недовольства.

Люди

Иван Иванович Дмитриев

1760—1837

Поэт-сентименталист, баснописец, песенник, тайный советник, сенатор, член Госсовета, в 1810–1814 годах министр юстиции Российской империи


Елпидифор Иванович Аркадьев

1856–1917

Библиограф, издатель,  журналист, писатель

Максим Захарович Сабуров

1900–1977

Первый заместитель Председателя Совета Министров СССР, член ЦК КПСС и его Президиума

Аркадий Ильич Островский

1914–1967

Композитор-песенник, член Союза композиторов СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР

Василий Никитич Татищев

1686–1750

Василий Никитич Татищев — основатель Тольятти (Ставрополя), выдающийся государственный деятель и историк.

Горбатов Константин Иванович

1876–1945

Константин Горбатов — известный российский художник. Жил и работал как в России, так и за границей. Завещал свои картины Академии художеств.

Фадеев Сергей Михайлович

1919–1952

Сергей Михайлович Фадеев — артиллерист, Герой Советского Союза, участник битвы на Курской дуге.

Другие города

Хабаровск

Хабаровский край

Хабаровск — административный центр Хабаровского края. Один из крупнейших политических, образовательных и культурных центров Дальнего Востока России. Крупнейший город Дальнего Востока.

Новороссийск

Красноярский край

Новороссийск у побережья Цемесской бухты Чёрного моря. В городе расположена Военно-морская база Черноморского флота Российской Федерации и крупнейший порт России и Чёрного моря.

Невьянск

История Невьянска начинается с основания посёлка при первом на Урале железоделательном заводе, позднее ставшим центром металлургического производства и старообрядческой иконописи.

Уссурийск — город на Приханкайской равнине

Уссурийск – развитый город Приморья, где находятся более 150 объектов культурного наследия. Его история начинается в глубокой древности, но официально он был основан в XIX веке. 

Мытищи

Мытищи, административный центр одноимённого округа в Московской области, — важный транспортный узел и значимый промышленный, образовательный и культурный центр региона.

Благовещенск

Амурская обл., г. Благовещенск

Место у слияния двух рек впервые приметили первопроходцы Е. Хабаров и В. Поярков в XVII веке. Сегодня это крупный центр торговли, промышленности, науки и образования.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!