Современный Тольятти входит в 20 самых крупных по численности населения городов России. Здесь живёт около 685 тысяч человек.
GPS: 53.507852 , 49.420411
История города началась с появления на левом берегу Волги в 1737 году защитной крепости. В эти края переселяли обратившихся в православие калмыков, которых нужно было защищать от набегов кочевников. Считается, что первое название города — Ставрополь-на-Волге, — сохранявшееся до 1964 года, связано с этим фактом, поскольку слово «Ставрополь» в переводе с греческого означает «город креста».
Место для крепости, вокруг которой вскоре возникло поселение, было выбрано Василием Никитичем Татищевым — крупным государственным деятелем, историком, этнографом и географом, многое сделавшим для хозяйственного освоения этого региона.
Земля вокруг крепости была отведена для Ставропольского калмыцкого войска, которое просуществовало до 1842 года, влившись затем в состав Оренбургского казачьего войска. Ставропольский калмыцкий полк участвовал в ряде крупных российских военных кампаний: Семилетней войне (1756–1763), войнах России с наполеоновской Францией 1812–1814 годов.
Известно, что калмыцкие всадники прославились в боевых действиях в Европе и одними из первых русских частей в 1814 году вступили в Париж. В 1773–1775 годах калмыцкое войско участвовало в подавлении пугачёвского восстания. При этом один из отрядов перешёл на сторону восставших и внезапным ударом завладел ставропольской крепостью. Но большинство калмыцких подразделений сохранили верность присяге и продолжили борьбу.
В первые десятилетия после создания Ставропольское поселение стремительно росло. Вместе с притоком экономически активного населения город начал застраиваться, появились торговые и ремесленные заведения. Объяснялся такой рост удачным расположением Ставрополя на берегу Волги.
К середине XVIII века здесь, по некоторым данным, проживали уже 5,5 тысячи человек. Для того времени это был крупный населённый пункт. Неудивительно, что в 1780 году Ставрополю был официально пожалован статус города. Он стал центром Ставропольского уезда и получил право на собственный герб.
В XIX веке развитие города замедлилось. Согласно переписи 1897 года, здесь проживало около 6 тысяч человек, то есть примерно столько же, сколько и полтора века назад. К этому времени в городе появилась земская лечебница, действовали шесть учебных заведений, две гостиницы, до десяти производств, включая мелкие фабрики и мельницы. Экономический подъём на фоне модернизации, произошедшей в последующие 15 лет, привёл к резкому росту населения. Количество ставропольцев увеличилось более чем на треть и к началу Первой мировой войны достигло десяти тысяч.
Войны и революции начала XX века, и особенно голод в Поволжье начала 1920-х годов, сильно сократили население города. Его производства и торговля пришли в упадок. Город обезлюдел — в 1923 году его население составляло только 5,6 тысячи человек. Это соответствовало уровню середины XVIII века и было почти вдвое меньше, чем в 1920 году (10,3 тысячи).
В результате такого запустения в 1924 году Ставрополь на время утратил городской статус и превратился в село. Восстановление Ставрополя в годы новой экономической политики и первых пятилеток шло медленно. Численность населения достигла дореволюционных показателей только к 1940 году.
В годы Великой Отечественной войны многие жители Ставрополя были призваны в армию или ушли на фронт добровольцами, часть из них погибла смертью храбрых. Население пополнилось эвакуированными гражданами и воспитанниками детских домов, перевезёнными сюда из западных и центральных регионов СССР. В Ставрополе временно разместился знаменитый Военный институт иностранных языков, подготовивший за годы войны 2,5 тысячи военных переводчиков.
Среди обучавшихся там были будущие советские деятели культуры — актёр Владимир Этуш и композитор Андрей Эшпай.
В 1946 году население Ставрополя превысило 12 тысяч, и ему вновь присвоили статус города. С апреля 1951 года, в связи со строительством Куйбышевской ГЭС (с 1958 года — Волжская ГЭС имени Ленина, с 2004 года — Жигулёвская), произошло новое повышение административного статуса Ставрополя, ставшего городом областного подчинения. В том же 1951 году к нему было подведено железнодорожное сообщение.
По планам строительства Куйбышевской ГЭС территория города попала в зону затопления Куйбышевского водохранилища. В 1953–1955 годах жилые дома, которые возможно было разобрать и перевезти, переносили на возвышенность. Одновременно строилось и новое жильё.
Строительство и запуск ГЭС дали мощный импульс экономическому развитию города. Начиная со второй половины 1950-х годов в Ставрополе появился речной порт, судоремонтный завод, завод цементного оборудования и другие предприятия.
Вскоре Ставрополь превратился в город «большой химии» благодаря появлению химического предприятия «Синтез-Каучук» (теперь «Тольяттикаучук») и Тольяттинского аммиачного завода «Тольяттиазот». Одновременно со строительством завода в 1970-е годы велась прокладка аммиачного трубопровода «Тольятти — Одесса» для последующего экспорта тольяттинской продукции через Одесский порт.
28 августа 1964 года, после смерти известного деятеля коммунистического движения — генерального секретаря Итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти — решением Президиума Верховного Совета РСФСР Ставрополь был переименован в город Тольятти.
Важнейшим событием в истории города и страны стало начало строительства в Тольятти в 1967 году крупнейшего в Советском Союзе предприятия по производству легковых автомобилей — Волжского автомобильного завода (ВАЗ, сегодня — АвтоВАЗ). Подготовкой технического проекта и оснащением ВАЗа занимался итальянский концерн FIAT. Строительство Волжского автозавода было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Для его работников был возведён жилой район, получивший название Автозаводской. Постепенно завод расширял социальную сферу — появились амбулатория, санатории, дома отдыха, детские сады, стадион и другие спортивные объекты.
19 апреля 1970 года к 100-летнему юбилею со дня рождения В. И. Ленина с конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули». На проектную мощность — порядка 600 тысяч автомобилей в год — завод вышел в середине 1970-х годов. К этому времени практически все материалы и комплектующие производились в республиках СССР или в странах СЭВ (странах — участниках Совета экономической взаимопомощи). Продукция ВАЗа пользовалась популярностью среди граждан СССР, значительная часть автомобилей шла на экспорт.
В 1980-е годы на ВАЗе трудилось порядка 100 тысяч человек. Считается, что это был самый крупный по численности трудовой коллектив в СССР. ВАЗ был градообразующим предприятием. 30 декабря 1987 года, к 250-летию со времени основания, Тольятти был награждён орденом Трудового Красного Знамени за успехи, достигнутые в хозяйственной и культурной сферах.
В 1993 году завод был приватизирован. В этот период, после закрытия ГАЗа и «Москвича», АвтоВАЗ стал монополистом на отечественном авторынке. В конце 2000-х годов в Тольятти пришёл французский автогигант Renault, ставший на время основным акционером предприятия и приступивший к его модернизации. В современной России ВАЗ, пережив несколько кризисов, продолжает свою деятельность.
Наличие в Тольятти крупных промышленных предприятий, в первую очередь АвтоВАЗа, способствовало развитию профессионального спорта. Первым спортивную известность городу принёс хоккейный клуб «Лада», который в середине 1990-х годов дважды становился чемпионом страны и в 1997 году победил в Кубке Европы.
Ещё более успешной стала женская гандбольная команда «Лада», завоевавшая под руководством Евгения Трефилова шесть из семи чемпионских титулов. Гандболистки «Лады» поднимались на пьедестал чемпионатов России 15 сезонов. В 2002–2004 годах чемпионом страны и обладателем кубка России стала также женская футбольная команда «Лада».
Первый герб города разработан известным герольдмейстером Александром Волковым и высочайше пожалован Ставрополю императрицей Екатериной II в декабре 1780 года. В верхней части геральдического щита размещался герб Симбирской губернии, в которую тогда входил город. В нижней части щита, в золотом поле — треугольная крепость, в центре которой расположен крест. С 1851 года Ставрополь вошёл в состав Самарской губернии, поэтому в верхней части герба вместо колонны появилась коза.
Разработка первого советского герба Тольятти началась в 1979 году с объявления конкурса проектов. Герб, созданный художником А. М. Коржом, был утверждён решением горисполкома в апреле 1982 года. Советский герб порвал с геральдической традицией Российской империи во всём, начиная с основы — формы щита — и заканчивая символикой. «Французский» щит был заменён на «испанский» — прямоугольный с закруглением. В верхней части щита присутствует название города, под ним — год основания. В центральной части щита — четыре ромба с изображением силуэта Куйбышевской ГЭС, автомобиля и шестерёнки. Обрамлением выступают ладьи, плывущие в разные стороны, соединённые с тремя крепостными больверками.
После распада СССР герб Тольятти был изменён. Утверждённый решением Тольяттинской городской думы, 27 марта 1996 года он внесён в Государственный геральдический регистр РФ. Современный герб города стал своего рода компромиссом, попыткой объединить символику гербов Ставрополя 1780 года и Тольятти 1982 года. Геральдический щит разделён на четыре части: в первой и четвёртой частях находится герб города времён СССР, а во второй и третьей — исторический герб Ставрополя.
Флаг Тольятти существует с июля 2003 года и представляет собой однотонное прямоугольное полотнище с полем синего цвета, в центре которого расположен герб города золотого (жёлтого) цвета.
Попытки создания официального гимна Тольятти не увенчались успехом. Неофициальным же гимном города многие считают песню известного барда и участника Грушинских фестивалей самодеятельной песни Олега Митяева «Возвращение в Тольятти»:
Послушай, приятель,
Вот это Тольятти,
Вот это мой город,
А здесь — и любовь, и друзья…
Город имеет и неофициальные символы. Тольятти традиционно ассоциируется с автомобилями («Жигули», «Лада» и «Нива») волжского автозавода. Кроме того, в последние годы популярным символом Тольятти у горожан и его гостей стал памятник основателю Ставрополя-на-Волге — видному государственному деятелю и известному историку В. Н. Татищеву.
Многие воины — уроженцы Ставрополя и Ставропольского района — отличились в боях за Родину. Шестнадцать ставропольцев были удостоены звания Героя Советского Союза. Труженики тыла от мала до велика вносили свой вклад в приближение Победы.
Уже 23 июня 1941 года в Ставрополе началась мобилизация мужчин призывного возраста. Наряду с мобилизованными, на фронт стремились добровольцы — преимущественно юноши, только что окончившие школу. В соответствии с июльским решением областного комитета ВКП(б) от 1941 года в Куйбышевской области создаётся народное ополчение. Из Ставрополя и Ставропольского района в его ряды вступило более 2,5 тысячи человек.
В октябре 1941 года в Ставрополе был размещён военный факультет Московского пединститута, готовивший военных переводчиков по ускоренной программе. Занятия с курсантами проводились в санатории «Лесное». В апреле 1942 года факультет преобразовали в Военный институт иностранных языков. За годы войны институт подготовил 2,5 тысячи военных переводчиков, в числе которых были будущие известные деятели культуры — актёр Владимир Этуш, композитор Андрей Эшпай, поэт Павел Коган (погиб на фронте в сентябре 1942 года).
Во время войны Ставрополь имел статус сельского поселения. В нём не было крупных и средних промышленных предприятий. Местная промышленность представляла собой в основном артели с незначительным объёмом производства. К 1943 году, по сравнению с довоенным временем, этот объём вырос в 3,5 раза в стоимостном измерении. Артельщики шили полушубки и другую одежду для армии, изготавливали валяную обувь, поставляли древесину, пиломатериалы, смолу, мастерили приклады и ложи для автоматов, лыжи, сани, телеги и другую продукцию. На территории района заработали два месторождения нефти, столь необходимой для фронта и тыла.
Областному центру, городу Куйбышеву, куда было эвакуировано более 60 заводов и фабрик, не хватало рабочих рук. Чтобы восполнить дефицит рабочих кадров, заработала система фабрично-заводского обучения (ФЗО). Школьники и молодёжь Ставропольского района начиная с 14 лет направлялись в Куйбышев на учёбу в ФЗО. Там они приобретали рабочие профессии и направлялись работать на оборонные заводы.
В июле 1941 года в Ставрополь стали прибывать группы эвакуированных гражданских лиц из западных и центральных районов страны. В первой волне беженцев прибыли и семьи командного состава Красной Армии. Людей необходимо было разместить, обеспечить карточками и направить на работу.
Ввиду отсутствия в селе крупных производств, обеспечить всех работой было невозможно. К концу декабря 1941 года работу в Ставрополе смогла найти лишь половина эвакуированных. Размещение беженцев проходило за счёт «уплотнения» — подселения их в квартиры и частные дома жителей Ставрополя и близлежащих сёл района. В сельской местности эвакуированных привлекали в том числе к сельскохозяйственным работам.
Продовольствия в Ставрополе, как и везде во время войны, не хватало, в связи с чем была введена нормированная выдача продуктов питания. Население было разбито на 4 группы: рабочие, служащие, взрослые иждивенцы и дети. Для каждой категории действовали разные нормы снабжения. Самый калорийный паёк получали рабочие, которым требовалось восполнять большие затраты энергии. Осенью 1941 года было введено нормирование и на промышленные товары, включая мыло.
За ударный труд в годы Великой Отечественной войны 1565 жителей Ставрополя и Ставропольского района были награждены орденами и медалями.
Жители города чтят память земляков, защитивших Родину в военные годы. Среди 16 ставропольцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, — пограничник И. Д. Бузыцков, краснофлотец Е. А. Никонов, артиллерист С. М. Фадеев, танкист В. Д. Андреянов, лётчик А. И. Грачёв, пулемётчик А. В. Голоднов.
Именами героев названы улицы и скверы, им установлены памятники. Крупнейший мемориал в Тольятти был создан в парке Победы Автозаводского района в 1985 году к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Железная дорога пришла в Сызрань в 1874 году. Здесь нефть перекачивали в цистерны и развозили по всей стране. В 1884 году возвели помпезный вокзал с православной часовней, он служит и по сей день.
Сызранский кремль был заложен в 1683 году симбирским воеводой, князем Григорием Афанасьевичем Козловским, который по праву считается основателем города.
Старейший сызранский монастырь основан в 1685 году по челобитной на имя Ивана V и Петра I. Здания возводили из дерева, в 1738 году построили каменный собор. В монастырском некрополе погребены именитые сызранцы.
Благовещенский мужской монастырь основан в 1712 году, в 1730 году там построили храм Пресвятой Богородицы. В конце 1960-х село вошло в зону затопления водохранилища, оставшийся на месте храм почти не пострадал.
В 1781 году на месте сгоревшего храма в Сызрани возвели Христорождественский собор. Его фасад декорирован пилястрами, карнизом и наличниками. В 1920-е храм закрыли и вернули верующим лишь в 1989 году.
Казанский собор построили в 1872 году по проекту столичного архитектора. В 1932 году храм был закрыт и разорен, но в 1944-м возобновил службу. Прихожане несли сюда домашние иконы и восстанавливали собор.
Большая — одна из старейших улиц Сызрани. Изначально ее застраивали хаотично, в 1804 году Александр I утвердил новый генплан, сформировавший ее нынешний облик — купеческие особняки и здания в стиле модерн.
Богатейшими представителями сызранской хлеботорговли были Стерлядкины. До революции купцы построили несколько ярких особняков, в которых размещали торговые лавки и жилые помещения. Усадьбы существуют и сейчас.
С именем Мартиниана Чернухина связано возрождение Сызрани после большого пожара 1906 года. Свой особняк он построил на окраине города, дом больше напоминает сказочный теремок на живописном берегу реки.
В 1876 году в Сызрани построили первый железнодорожный мост через Волгу. До него составы через Волгу переправляли на паромах, зимой рельсы укладывали прямо на лед.
В 1923 году в Сызрани открыли краеведческий музей, в который поступали книги, произведения живописи, оружие, старинная мебель из национализированных дворянских усадеб. В собрании более 55 тысяч экспонатов.
Сызранскую ГЭС построили в 1929 году, оборудование на нее привозили даже из Германии — эти агрегаты до сих пор работают. Сегодня это единственная ГЭС того времени, сохранившаяся в первоначальном виде.
В 1918 году Сызрань захватили белочехи, устраивавшие массовые казни рабочих, комиссаров и большевистских активистов. В 1957 году на братской могиле установили памятник, посвященный тем событиям.
Сызрань заплатила войне тяжелую дань: из 38 тысяч ушедших на фронт 18 тысяч не вернулись. На главной площади города в 1983 году установили памятник павшим за свободу и независимость Родины.
Дендрологический парк в Сызрани появился из зеленой защитной полосы, заложенной в конце вокруг сызранского завода пластмасс. Сегодня площадь парка более 8 гектаров, там находится 140 видов редких растений.
Памятник Г. А. Козловскому установили в 2016 году возле его детища — Спасской башни Сызранского кремля. История не сохранила облик князя, поэтому памятник носит собирательный образ русского воеводы XVII века.
Саранскую военную авиашколу образовали в 1940-м, а с 1953 года здесь приступили к освоению вертолетов. Выпускники героически сражались в Афганистане, ликвидировали чернобыльскую аварию.
Стела в виде трех гигантских металлических римских «десяток» была воздвигнута в Сызрани в 1975 году, к 30-летию Победы. Он также служит и напоминанием о свернутой в 1960-х годах лунной программе
Железная дорога подошла к городу в 1951 году. Узловая станция Жигулёвское море относится к Самарскому отделению Куйбышевской железной дороги. Она служит главной магистральной артерией, обеспечивающей жизнедеятельность Тольятти.
Жигулёвская ГЭС, построенная в 1955 году — вторая по мощности гидроэлектростанция в Европе.
Заповедные Жигулёвские горы служат местом обитания редких видов флоры и фауны.
Масштабное музыкальное событие — фестиваль авторской песни, возник как память о самоотверженном человеке, спасшем утопающих. Благодаря фестивалю имя Валерия Грушина помнят до сих пор.
Величественное здание городской Думы города Тольятти построено в 1957 году в стиле неоклассицизма. Первоначально в нём располагался горком КПСС.
Преображенский собор построен в Тольятти в 1991 году и с того времени является центром духовной жизни города. Один из самых больших и богато убранных храмов могут посетить одновременно до трёх тысяч прихожан.
В стенах бывшей земской больницы теперь располагается мужской Воскресенский монастырь.
В прошлом обычный кинотеатр, «Буревестник» превратился в центр культурной жизни, где проводятся концерты, мастер-классы, фестивали и семинары. Здесь проходят мероприятия для детей и взрослых.
171 человек — столько жителей Ставропольского района признаны жертвами политических репрессий. В память о них на аллее Ветеранов появился бронзовый ангел.
Вписанный в парковый ландшафт, музей под открытым небом — излюбленное место отдыха горожан. Он рассказывает историю отечественной техники и развития технологий.
Театр «Колесо» ведёт свою историю с 1988 года. Под руководством главного режиссёра Г. Б. Дроздова театр гастролировал по Европе и США, а также поставил множество выдающихся спектаклей.
Самый крупный музей города имеет три постоянные экспозиции и проводит около 40 выставок в год. Разнообразные программы, праздники и лекции привлекают сюда посетителей разных возрастов.
Ставрополь находился далеко от фронта, но война не обошла его стороной. В городе установлены четыре стелы в память о трудных годах Великой Отечественной войны. В центре мемориала горит Вечный огонь как символ памяти о погибших.
В современной Сызрани сохранилось несколько церквей, построенных в начале ХХ века противниками реформ патриарха Никона. Спасаясь от притеснений власти, они построили в Сызрани общину и храмы.
Сызранская икона впитала черты, характерные для всех старообрядческих иконописных школ. В 1930-х годах иконописцев репрессировали, «сызранская манера» пресекалась. Возрождение ее началось в постсоветскую эпоху.
Сызрань издревле была торговым городом, богатым зерновой промышленностью. Внутригородскую и внешнюю торговлю вели на еженедельных базарах и сезонных ярмарках, ее потребностям было подчинено градостроительство.
Ежегодный фестиваль, проводимый с 2001 года, сызранцы посвятили гордости своих огородов — сладкому и мясистому для здешних краев помидору. На главной улице проходят карнавалы и шествие духовых оркестров.
История города складывается из множества событий самого разного характера. Однажды он оказался в центре крестьянского восстания, поднявшегося в 1919 году на волне народного недовольства.
Поэт-сентименталист, баснописец, песенник, тайный советник, сенатор, член Госсовета, в 1810–1814 годах министр юстиции Российской империи
Первый заместитель Председателя Совета Министров СССР, член ЦК КПСС и его Президиума
Композитор-песенник, член Союза композиторов СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР
Василий Никитич Татищев — основатель Тольятти (Ставрополя), выдающийся государственный деятель и историк.
Константин Горбатов — известный российский художник. Жил и работал как в России, так и за границей. Завещал свои картины Академии художеств.
Сергей Михайлович Фадеев — артиллерист, Герой Советского Союза, участник битвы на Курской дуге.
Челябинск седьмой по количеству жителей, шестнадцатый по занимаемой площади городской округ. Второй по величине культурный, экономический, деловой и политический центр УрФО.
Небольшой город в Республике Карелия на берегу Онежского озера, один из промышленных центров региона, окруженный живописными скалами и песчаными холмами.
Город Кондопога, расположенный на северо-западном берегу Онежского озера, имеет долгую историю, которая начинается с первых поселений саамов. В Петровскую эпоху он стал центром промышленности.
Город расположен на Старой Смоленской дороге, издавна соединявшей Москву с европейскими государствами.
На этом месте располагался военный пост, который защищал границы от набегов. В XIX в. здесь появляется узловая станция Кавказская, а Кропоткин получает статус города и центра Кавказского района.
Населённый пункт возник во второй половине XIX века как поселение при железнодорожной станции Николаевской железной дороги на пути из Санкт-Петербурга в Москву. Город расположен на реке Малая Вишерка, также называемой и Малая Вишера.