Вокзал Сызрани

Время прочтения: мин.

г. Сызрань, Привокзальная пл., д. 1

GPS: 53.170040 , 48.481931

Железная дорога пришла в Сызрань в 1874 году. Здесь нефть перекачивали в цистерны и развозили по всей стране. В 1884 году возвели помпезный вокзал с православной часовней, он служит и по сей день.

Историческая справка о железнодорожной станции

Железная дорога пришла в Сызрань в 1874 году с открытием грузового и пассажирского движения на 520-километровом участке от Моршанска до Сызрани.



Александровский мост через Волгу. 1894 г.

Магистраль прокладывали в течение двух лет, руководил стройкой инженер-путеец Николай Львович Марков (1841–1917), управляющий акционерного общества Ряжско-Моршанской дороги. Впоследствии он дважды избирался депутатом Государственной думы от Тамбовской губернии.

Приход железнодорожного транспорта в город

В 1870-х в строй была введена 19-километровая ветка от Сызрани до поволжского поселка Батраки (ныне город Октябрьск). С ее появлением братья Нобель построили близ поселка нефтеналивную базу, которую питали танкеры, прибывавшие с низовьев Волги. Здесь нефть перекачивали в железнодорожные цистерны и развозили по всей стране, до 10 миллионов пудов ежегодно.



Рольф, Эммануэль, Эмиль, Людвиг (Луллу) и Йоста Нобели в Стокгольме. 1919 г.

Дети Эммануила—старшего: Альфред Нобель, Людвиг Нобель, Роберт Нобель

30 августа 1880 года, с вводом в эксплуатацию Александровского моста через Волгу, Сызрань стала достижима и по Самаро-Златоустовской рельсовой магистрали. В результате слияния линий Ряжск — Моршанск, Ряжск — Вязьма и Моршанск — Сызрань была образована Сызрано-Вяземская железная дорога, в 1892-м выкупленная в казну.

Пешеходный мост на станции Сызрань—1. 1904—1905 гг.

В 1891–1893 годах велось строительство Московско-Казанской железной дороги. В 1899-м вступила в строй ее линия Рузаевка — Сызрань протяженностью 307 километров с веткой от Инзы на Симбирск. В результате в городе появилась станция Сызрань-2 с депо на два паровозных стойла, существенно расширенным к 1917-му. В 1909–1913 годах средний годовой грузооборот сызранского железнодорожного узла превышал 4 068 000 пудов, свыше 3 730 000 из которых составляли хлебные грузы.

Освящение и открытие Александровского моста через Волгу. 1880 г.

Железная дорога в советский период

Развитию железнодорожной сети повышенное внимание уделялось и в советское время, причем в годы Великой Отечественной войны ее роль возросла еще больше.

Строительство Волжской рокады в Приволжлаге. 1942 г. Из фондов Государственного архива России.

В 1942-м, в разгар Сталинградской битвы, за рекордные полгода была возведена прошедшая через Сызрань тысячекилометровая линия от Свияжска до Сталинграда — так называемая Волжская рокада. Ее строительство потребовало возведения моста через Сызранку и двух дополнительных станций — Сызрань-город и Кашпир; Сызрань стала местом пересечения пяти рельсовых магистралей. Вклад сызранских железнодорожников в Победу получил высокую оценку — более пяти тысяч из них были награждены орденами и медалями.

Вид с нижнего бьефа на здание ГЭС перед затоплением котлована. Вторая половина XX в.

В конце 1950-х при возведении Куйбышевской ГЭС была построена ветка, огибающая Самарскую Луку с севера. Так через Сызрань прошла шестая железнодорожная ветка.

Современная Сызрань сохраняет значение железнодорожного узла федерального уровня, который обеспечивает связь Урала, Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии с Центром и западными российскими регионами.



Волжская рокада. 1942 г.

Вокзал Сызрани

В 1884 году в городе возводится помпезное здание вокзала, которое и сегодня служит украшением города, строится паровозное депо, формируется Привокзальная площадь. В июне 1904-го сызранский вокзал посетил Николай II, прибывший на смотр войск перед их отправкой на Дальний Восток. В 1887, 1892 и 1900 годах на вокзале бывал Владимир Ильич Ленин.

Железнодорожный вокзал в Сызрани. Начало XX в.

Сегодня Сызрань-1 — главный пассажирский вокзал города, крупнейшая узловая станция Самарского региона Куйбышевской железной дороги. Оборудованный тремя пассажирскими платформами вокзал принимает поезда дальнего следования, а также пригородные электрички московского (западного) и самарского (восточного) направлений.

Привокзальная площадь. 2014 г. Автор — Константин Байгузин

В здании вокзала установлена православная часовня в честь святителя Николая Чудотворца, на постоянной основе работает выставка художника Сергея Шишкина, а также тематическая музейная экспозиция, посвященная истории Сызрани и ее вокзального комплекса.

Музейная экспозиция

Еще в 1950-х на Привокзальной площади была установлена скульптурная группа «Родные просторы» работы известного советского скульптора-монументалиста Веры Васильевны Исаевой. В 2015 году, к 70-летию Победы, в ближайшем сквере на аллее Памяти был поставлен паровоз-памятник — локомотив Л-5193. Еще один арт-объект украсил площадь в 2021-м. Это модель первого российского паровоза, построенного в 1833 году братьями Черепановыми.

Железнодорожный вокзал Сызрань—1. 2022 г. Автор — Zufar Motygulin

Станция Сызрань-2 сегодня обслуживает грузовые составы.




Похожие места

Историческая справка о городской железнодорожной станции

Железнодорожная станция Ишим была построена в период с 1909 по 1913 год в связи с расширением Транссибирской магистрали и сыграла ключевую роль в развитии региона, значительно увеличив грузооборот и пассажиропоток. Во время Великой Отечественной войны станция обеспечивала военные перевозки, а сегодня это современный комплекс с широким набором услуг.

Набережночелнинский железнодорожный вокзал

Железнодорожный вокзал с необычной архитектурой и стеклянными витражами принял первых посетителей в 1990 году, но был полностью достроен только спустя четыре года.

Историческая справка о городском железнодорожном вокзале

Узловая станция Орловско-Курского региона Московской железной дороги. Здание городского вокзала построено в 1950-х годах в стиле советского монументализма.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!