Архитектурное и духовное наследие сызранского старообрядчества

Время прочтения: мин.

В современной Сызрани сохранилось несколько церквей, построенных в начале ХХ века противниками реформ патриарха Никона. Спасаясь от притеснений власти, они построили в Сызрани общину и храмы.

История

В современной Сызрани сохранилось несколько церквей, построенных в начале ХХ века здешними старообрядцами различного толка.

Церковь Николая Чудотворца в Сызрани. 1914 г.

Так называемые староверы, противники церковных реформ патриарха Никона 1650–1660-х, спасаясь от притеснений властей, начали заселять окраинную Сызрань вскоре после ее основания. Со временем город превратился в один из старообрядческих центров всего Средневолжья. Масштабы старообрядческой миграции стали очевидны во второй половине XVIII столетия — в период ослабления против них правительственных репрессий.

Церковь Николая Чудотворца в Сызрани. 1914 г.

В XIX веке местные власти отмечали «склонность к расколу» значительной части сызранского купечества. Всероссийская перепись 1897 года показала, что почти каждый второй православный храм Сызранского уезда служил по сути прибежищем староверов. И это несмотря на то, что противники официальной «никонианской» церкви, за исключением единоверцев, считались «раскольниками», еретиками, находились вне закона и преследовались властями — равно церковными и светскими.

Церковь Николая Чудотворца в Сызрани. 1985 г. Автор — Андрей Агафонов

Открыто возводить свои храмы сызранские старообрядцы получили возможность лишь в ХХ столетии, после появления в 1905-м царского указа о веротерпимости. В 1909 году белокриницкая община соорудила Крестовоздвиженскую церковь. В 1910-м единоверцы заменили свой выстроенный еще в 1859 году Никольский храм на каменный. Тогда же поморская община беспоповцев возвела пятикупольную церковь Святителя Николая Чудотворца. В Сызрани печатались вероучительные книги старообрядцев, которые в дальнейшем распространялись по всему Поволжью и за его пределами. Здесь сложилась собственная, известная во всей России, старообрядческая иконописная школа.

Церковь Воздвижения Креста Господня. 2014 г. Автор — Валерий Долженко

Сызрань дала старообрядчеству ряд крупных имен. Одно из них — Петр Иванович Леднев (1821–1895), многолетний глава российских старообрядцев «федосеевского» толка, известный в их кругах как Павел Прусский. Впоследствии он стал критиком церковного раскола, архимандритом Русской православной церкви, оставил богатое, ныне изданное, духовное наследие.

Пётр Иванович Леднев

Старообрядческие общины имеются и в современной Сызрани.




Похожие истории

Певческие праздники Сортавалы

Вокально-хоровое искусство - излюбленный жанр североевропейских народов. Масштабные песенные праздники с участием больших коллективов проводились в Сортавале с конца XIX в.

Дагестанские ковры в экспозиции Музея ковра и декоративно-прикладного искусства

Ковроткачество — уникальное явление культуры, в нем отражаются тысячелетние традиции дагестанских народов. В центре Дербента находится церковь Святого Всеспасителя, где расположен Музей ковра

Антон Павлович Чехов в истории Серпухова

В 1892 году Чехов купил имение Мелихово в Серпуховском уезде. После этого он стал часто бывать в городе как по работе, так и по личным делам. Его силами в том же году в Серпухове предотвратили эпидемию холеры.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!