Воркута была образована в 1943 году. Известна обилием месторождений коксующихся углей, востребованных в металлургии.
GPS: 67.493504 , 64.050113
Воркута — молодой город, у которого нет дореволюционной истории. В конце 1960-х — начале 1970-х годов в городах СССР было популярно подчеркивать свою самобытность с помощью городской символики. Воркутинский горисполком, идя в ногу со временем, 20 апреля 1971 года утвердил первый в истории Воркуты городской герб. Его эскиз разработал член Союза художников СССР Николай Жилин, который до этого основательно изучил символику дореволюционных российских гербов.
Традиционно гербы городов изображали на так называемом французском щите с характерным выступом снизу. Воркутинский герб советской эпохи укладывается в этот дореволюционный канон. На лазоревом поле изображен северный олень серебряного цвета, изогнувшийся в прыжке, а за ним на заднем фоне — угольная вышка и насыпь из отработанной породы. Над вышкой — красная звезда, а под изображением оленя — на белом фоне характерный для культуры коми этнографический узор. Любопытно, что этот эклектичный герб 1971 года без изменений используется и по сей день.
Герб Воркуты. 2015 г.
Горсовет Воркуты 11 ноября 1999 года утвердил городской флаг. Полотнище включает шесть горизонтальных полос: синюю, зеленую, две белых, синюю и красную. Все полосы одинаковой ширины, но так как две белые расположены вплотную друг к другу, создается впечатление, что основное поле — белое, а сверху и снизу от него расположены узкие цветные полосы. Полосы сочетают цвета флагов Республики Коми и России. У древка флага в белом равностороннем треугольнике помещен герб города.
Флаг Воркуты
Официально утвержденного гимна у Воркуты нет. Но большинство воркутян считают, что гимн их города — самая популярная среди горожан песня «Моя Воркута». В конце 1950-х годов самодеятельный поэт, воркутинец Вячеслав Кузнецов, трудившийся на одном из местных предприятий, опубликовал поэтический сборник, в котором было и стихотворение «Моя Воркута». В 1960 году известный советский композитор Александра Пахмутова положила эти стихи на свою музыку, и с тех пор вот уже более шестидесяти лет эта песня считается неофициальным гимном Воркуты. В ее припеве есть такие строки:
Моя Воркута
Светла и горда!
Даже в мороз,
Хмурой зимой
Сердцем согреет
Мой город родной!
Воркута выросла из появившегося в 1930-е годы шахтерского поселения и получила название по протекавшей в этой местности одноименной реке. Коренные жители — кочевые ненцы и коми — издавна пасли тут северных оленей, занимались промысловой охотой и выделывали шкуры пушного зверя. На ненецком языке «варк» означает «медведь», так что название Воркута можно перевести как «река, изобилующая медведями». Вероятно, в давние времена медведи, которых было немало в тех краях, действительно приходили к реке на водопой и в поисках пищи.
Все в этой местности изменилось в XX веке. Геологические изыскания 1920-х годов подтвердили обширные запасы расположенного здесь Печорского угольного бассейна. Кроме того, в 1930 году экспедиция Георгия Александровича Чернова обнаружила на реке Воркуте, помимо угля-антрацита, месторождения ценного коксующегося угля, крайне востребованного в металлургии. Освоение Печорского угольного бассейна стало приоритетом первых пятилеток из-за того, что здесь было много угля — топлива и сырья для коксохимической промышленности. Оставались проблемы рабочей силы и транспортной доступности.
Воркутинские горняки. 1940-е г.
Чтобы обустроить этот регион, решили использовать труд заключенных. В 1931 году создали Ухтинско-Печорский (ныне — Воркутинский) исправительно-трудовой лагерь — Ухтпечлаг, Воркутлаг ОГПУ-НКВД, — заключенные которого стали основным источником рабочей силы на угледобыче. Преимущественно именно они в 1930-е годы строили и Печорскую железную дорогу.
Строительство Северо–Печорской железной дороги
Ее протяженность — 1953 километра. Дорога соединила Воркуту с крупным портом и железнодорожным узлом на европейском севере — городом Котласом Архангельской области. Сооружать магистраль начали в 1937 году, а открыли ее уже летом 1942 года. Воркута получила железнодорожное сообщение с центральными регионами страны, включая Ленинград и Москву.
Строительство Северо–Печорской железной дороги
В 1937 году на левом берегу реки Воркуты заложили шахту № 1 «Капитальную», рядом с которой возник поселок горняков — на тот момент в основном заключенных ГУЛАГа — Рудник. Рядом появились другие шахты. Территория и облик Воркуты формировались во многом вокруг угольных шахт, и расположение разведанных месторождений определило, где будет находиться будущий город.
Шахта «Капитальная». 1943 г.
В первое время рабочее поселение так и называли — Рудник. Только в январе 1940 года в документах появилось полное имя — поселок Воркута Большеземельского района Ненецкого национального округа Архангельской области. Осенью 1940 года поселок передали в Кожвинский район Коми АССР. С тех пор Воркута находится в составе Республики Коми.
Поселок Воркута получил статус города во время Великой Отечественной войны — 26 ноября 1943 года. На тот момент в Воркуте проживало всего семь тысяч человек, большинство населения, включая заключенных, занималось добычей угля. В условиях нацистской оккупации Донбасса на начальном этапе войны Печорский угольный бассейн стал еще более значимым для экономики страны.
Если для снабжения европейского севера и центральной части СССР, ее оборонных и гражданских производств или котельных жилого фонда, воркутинский уголь был крайне важен, то для блокадного замерзающего Ленинграда это топливо было в буквальном смысле вопросом жизни и смерти. Под непрерывным огнем вражеской артиллерии эшелоны с углем из Воркуты прорывались в осажденный Ленинград. В тяжелейших условиях войны воркутинские горняки наращивали объемы угледобычи, отправляя стране «сверхплановый» уголь, добытый после основной смены.
Котельная РМЗ на Руднике. 1945–1955 гг.
После войны и закрытия ГУЛАГа и его лагерей, с середины 1950-х годов, население города заметно изменилось. Экономика Воркуты успешно развивалась, строили новое жилье, а существенные «северные надбавки» к зарплате привели к тому, что тысячи молодых людей ежегодно приезжали в Воркуту в надежде улучшить материальное положение и сделать карьеру. Уже в 1962 году тут проживало 60 тысяч человек, а в 1979 году численность населения превысила стотысячную отметку. В 1970 году за производственные достижения город наградили орденом Трудового Красного Знамени.
ОЛП шахт № 9, 10 и 11. Из альбома «Из исправительно трудовой жизни заключенных лагерного пункта каторжан Воркуто–Печорского ИТЛ». 1945 г. (ГА РФ)
Помимо развивавшейся экономики города, которая к этому времени не ограничивалась угледобычей, в Воркуте складывался значительный кластер культурных учреждений не только для города, но и в масштабах Коми АССР. Тут работало несколько театров, в том числе один республиканский, открылся универсально-зрелищный комплекс «Олимп», действовало несколько музеев. Краеведческий музей Воркуты изначально был районным, однако вскоре руководство автономной республики присвоило ему статус межрайонного и поручило курировать музеи других региональных центров — Инты, Ижмы и Усть-Цильмы.
Площадь Московская в Воркуте 7 ноября 1957 года
На 1991 год в Воркуте проживало 117 тысяч человек. Помимо тринадцати угольных шахт, к концу советской эпохи здесь действовали молокозавод, хладокомбинат, завод крупнопанельного домостроения, цементный завод, завод железобетонных конструкций, работали два деревообрабатывающих комбината и даже пивоваренный завод.
Сельское хозяйство, которое по законам вечной мерзлоты в принципе не должно было существовать в этих широтах, было представлено несколькими животноводческими совхозами. При этом корма частично производились на месте. В Воркуте построили теплицы, где выращивали овощи, была своя птицефабрика. За ударный труд 13 воркутян удостоили звания Героя Социалистического Труда.
Оленеводы Коми и НАО. 2018 г.
После войны и закрытия ГУЛАГа и его лагерей, с середины 1950-х годов, население города заметно изменилось. Экономика Воркуты успешно развивалась, строили новое жилье, а существенные «северные надбавки» к зарплате привели к тому, что тысячи молодых людей ежегодно приезжали в Воркуту в надежде улучшить материальное положение и сделать карьеру. Уже в 1962 году тут проживало 60 тысяч человек, а в 1979 году численность населения превысила стотысячную отметку. В 1970 году за производственные достижения город наградили орденом Трудового Красного Знамени.
ОЛП шахт № 9, 10 и 11. Из альбома «Из исправительно трудовой жизни заключенных лагерного пункта каторжан Воркуто–Печорского ИТЛ». 1945 г. (ГА РФ)
Помимо развивавшейся экономики города, которая к этому времени не ограничивалась угледобычей, в Воркуте складывался значительный кластер культурных учреждений не только для города, но и в масштабах Коми АССР. Тут работало несколько театров, в том числе один республиканский, открылся универсально-зрелищный комплекс «Олимп», действовало несколько музеев. Краеведческий музей Воркуты изначально был районным, однако вскоре руководство автономной республики присвоило ему статус межрайонного и поручило курировать музеи других региональных центров — Инты, Ижмы и Усть-Цильмы.
Площадь Московская в Воркуте 7 ноября 1957 года
На 1991 год в Воркуте проживало 117 тысяч человек. Помимо тринадцати угольных шахт, к концу советской эпохи здесь действовали молокозавод, хладокомбинат, завод крупнопанельного домостроения, цементный завод, завод железобетонных конструкций, работали два деревообрабатывающих комбината и даже пивоваренный завод.
Сельское хозяйство, которое по законам вечной мерзлоты в принципе не должно было существовать в этих широтах, было представлено несколькими животноводческими совхозами. При этом корма частично производились на месте. В Воркуте построили теплицы, где выращивали овощи, была своя птицефабрика. За ударный труд 13 воркутян удостоили звания Героя Социалистического Труда.
Оленеводы Коми и НАО. 2018 г.
Распад СССР и переход к рыночной экономике болезненно ударили по Воркуте и ее жителям. Государство в 1990-е годы отказывалось дотировать «затратные» северные регионы. Все чаще в мире говорили о «зеленой энергетике», которая сделает угледобычу ненужной, — снижался спрос. Сокращались воркутинские производства, закрывались шахты, местные жители стали уезжать из «неперспективного» города. За 30 лет посла распада СССР численность населения Воркуты сократилась более чем вдвое. Среди обезлюдевших оказался и поселок Рудник — старейший район города, с которого он начинался в 1930-е годы.
Тем не менее, утратив былое экономическое значение в масштабах страны, Воркута живет и развивается. Этот город не случайно называют заполярным чудом. Он расположен в зоне вечной мерзлоты, в 150 километрах к северу от полярного круга. От Воркуты до побережья Северного Ледовитого океана — всего 180 километров.
В городе 11 суток в году продолжается полярная ночь, во время которой солнце вообще не восходит над горизонтом. Северное лето очень короткое, а среднегодовая температура воздуха здесь составляет минус пять градусов по Цельсию. В таких сложнейших климатических условиях горняки добывают уголь, эшелоны с которым, как и прежде, по железной дороге уходят в центральные регионы России.
Северное сияние над Воркутой
Начало войны значительно обострило топливную проблему в СССР. После того как гитлеровцы оккупировали Донбасс — на тот момент основной источник угля для советской экономики, — значение Печорского угольного бассейна заметно возросло. Потому строительство Северо-Печорской железной дороги, начавшееся еще до войны, ускорилось.
Предстояло быстрее возвести участок Кожва — Воркута, проходивший по тайге и болотам. На строительстве постоянно не хватало металлоконструкций, поэтому, чтобы соорудить мосты, сюда доставили металлические фермы со строительства Дворца Съездов в Москве и металлоконструкции одного из мостов через канал Москва — Волга.
Строительство железнодорожного моста через Малую Северную Двину. 1937 – 1942 г.
На строительстве железной дороги не хватало и деревянных шпал. Неожиданно на помощь пришла природа. Зима 1941–42 годов выдалась на редкость морозной даже по северным меркам. Это позволило временно строить железную дорогу с увеличенными интервалами между шпалами. А весной, когда доставили новые шпалы, магистраль полностью достроили. Рабочее движение по маршруту Воркута — Котлас открыли 28 декабря 1941 года. Местные жители активно участвовали в строительстве этой ветки.
Погрузка угля на причале пристани Воркута–Вом. 1935–1942 г.
Начало войны значительно обострило топливную проблему в СССР. После того как гитлеровцы оккупировали Донбасс — на тот момент основной источник угля для советской экономики, — значение Печорского угольного бассейна заметно возросло. Потому строительство Северо-Печорской железной дороги, начавшееся еще до войны, ускорилось.
Предстояло быстрее возвести участок Кожва — Воркута, проходивший по тайге и болотам. На строительстве постоянно не хватало металлоконструкций, поэтому, чтобы соорудить мосты, сюда доставили металлические фермы со строительства Дворца Съездов в Москве и металлоконструкции одного из мостов через канал Москва — Волга.
Строительство железнодорожного моста через Малую Северную Двину. 1937 – 1942 г.
На строительстве железной дороги не хватало и деревянных шпал. Неожиданно на помощь пришла природа. Зима 1941–42 годов выдалась на редкость морозной даже по северным меркам. Это позволило временно строить железную дорогу с увеличенными интервалами между шпалами. А весной, когда доставили новые шпалы, магистраль полностью достроили. Рабочее движение по маршруту Воркута — Котлас открыли 28 декабря 1941 года. Местные жители активно участвовали в строительстве этой ветки.
Погрузка угля на причале пристани Воркута–Вом. 1935–1942 г.
Воркута обеспечивала углем всю страну, поэтому неудивительно, что основные усилия сосредоточили именно на угледобыче. Темпы роста воркутинской горнодобывающей промышленности на протяжении Великой Отечественной войны поражают. К 1945 году здесь функционировало 11 шахт с общей годовой мощностью 2,6 миллиона тонн угля.
Если за девять довоенных лет в Воркуте добыли 1,8 миллиона тонн угля, то в 1941–1945 годах — уже 7,8 миллиона. В 1942 году уровень добычи предыдущего года был перекрыт в семь раз, и в дальнейшем рост был не менее впечатляющим. В 1942 году 505 тысяч тонн угля вывезли из Воркуты по железной дороге, и лишь 104 тысячи тонн — водным путем. А с 1943 года весь воркутинский уголь отправлялся железнодорожным транспортом, что позволяло быстрее доставить его потребителю.
Дунаев Петр Петрович – машинист первого паровоза, прибывшего в Воркуту. 1943 г.
Труд воркутинских горняков в годы войны вызывает восхищение. Практически все работы они выполняли вручную, большинство шахтеров использовали кирки и заступы, а отбойные молотки, которых не хватало, выдавались лишь самым опытным рабочим. Скудная еда, постоянные перебои с промтоварами, холодный и сырой климат — условия, в которых они трудились. Но воркутинцы не просто наращивали угледобычу, внося свой вклад в Победу, но и нередко совершали настоящие трудовые подвиги
Митинг в связи с отправкой эшелона со сверхплановым углем в город Ленинград. Июль–август 1943 г.
Василий Иннокентьевич Погорельский в годы войны начал движение передовиков производства. Отработав в шахте обычную смену, после небольшого отдыха он возвращался в забой, чтобы добыть сверхплановый уголь, столь необходимый стране. Затем он выкупал сверхплановый уголь по себестоимости за счет зарплаты. Это был безвозмездный дар шахтера Погорельского жителям Ленинграда.
Фрагмент газеты «Заполярная кочегарка» под рубрикой «Доска почета». 1943 г.
Другие горняки Воркуты, взявшие шефство над пережившими блокаду ленинградцами, поддержали Погорельского. Всего за годы войны с воркутинских шахт в Ленинград отправили по железной дороге 651 эшелон с добытым сверхурочно и выкупленным шахтерами «подаренным» углем. В каждом таком составе было по 25–30 вагонов, а в каждом вагоне — по 25 тонн угля. Первый эшелон «подаренного» угля доставил в Ленинград машинист Петр Дьяченко. Локомотив этого поезда и поныне стоит на вокзале Воркуты как память о трудовом вкладе воркутян в Победу.
Погрузка баржи с углём для осаждённого Ленинграда. 1942 г. Национальный архив Республики Коми
Река Воркута
Памятник, посвященный древней азбуке народа коми — анбур, был создан в 2014 году. Идея увековечить второй по древности алфавит финно-угорских народов принадлежит историку Игорю Андриянову.
Пожарная каланча, ставшая неофициальным символом города, появилась в 1901 году и до сих пор используется по назначению. Внутри башни высотой в 21 метр разместили медный колокол, а также установили куранты.
Необычный памятник, посвященный электромонтеру, установили в 2014 году. Над монументом, ставшим частью проекта по созданию новых арт-объектов, трудился скульптор Анатолий Гордеевич Дема.
Академический театр драмы был основан в 1936 году благодаря усилиям местных жителей и энтузиастов. В 1978 году здание получило имя Виктора Савина, родоначальника национальной драматургии.
Мемориальный комплекс, посвященный погибшим в войну сыктывкарцам, создан на месте сбора направлявшихся на фронт. Он состоит из чаши с Вечным огнем и трех статуй: жены, дочери и матери, скорбящих по погибшим.
На улице Бабушкина расположен театр, актеры которого играют исключительно на языке народа коми. Начав с фольклорных мотивов в 1992 году, сегодня театр существенно расширил репертуар
Церковь Христа Спасителя принадлежит баптистской общине и возводилась около 30 лет. Проект молитвенного дома разработали архитекторы Э. П. Булатов и П. П. Резников в 1990-е годы.
Монумент, расположенный перед Центром Коми культуры, был установлен в 2011 году. Камень с уникальной буквой местного языка народа коми — важный символ сохранения национальных традиций и культур.
Храм 1996 года выполнили в канонах русско-византийского стиля и назвали в честь почитаемого святителя. Он представляет собой реконструкцию более ранней постройки XIX века.
Театр оперы и балета появился в 1958 году благодаря Борису Дейнеке, знаменитому оперному певцу. После пребывания в лагерях он создал театр, труппа которого во многом состояла из бывших заключенных ГУЛАГа.
Национальная библиотека Республики Коми — старейшее учреждение культуры в республике. Появилась она благодаря слиянию первой городской библиотеки Усть-Сысольска и общедоступной земской библиотеки в 1917 году.
Основанный в 1974 году Ботанический сад по сей день ведет учебную, научную и коммерческую деятельность. В его коллекции насчитывается около 400 видов растений из 15 регионов планеты.
Университет имени социолога Питирима Сорокина, основанный в 1971 году и состоявший из двух факультетов, сегодня насчитывает 11 институтов. Его сотрудниками осуществляются исследования Коми Республики.
Монумент, созданный архитекторами А. А. Куровым и П. П. Резниковым в 1977 году, увековечил память о трудовых достижениях Коми Республики. Всего за шесть лет с 1966 года Коми была удостоена трех высоких наград.
Театральная площадь изначально носила имя великого ученого Ломоносова, однако в 2000-х годах получила новое название. Здесь находится памятник основоположнику литературы народа коми Ивану Куратову.
Памятник «Купеческий сундук» представляет собой необычный арт-объект, копилку, в которую каждый желающий может сделать вклад на добрые дела. Он посвящен сундуку Сухановых, местных благотворителей и купцов.
Республиканский стадион начал свою историю в 1947 году и сыграл значимую роль в развитии «русского хоккея». Сегодня здесь часто проводятся торжественные мероприятия и различные соревнования.
Памятник святым Петру и Февронии, построенный скульптором Андреем Галушкиным на пожертвования прихожан, стал одним из символов Сыктывкара. Именно сюда молодожены возлагают цветы после венчания.
Железная дорога появилась в Сыктывкаре в 1958 году. Спустя шесть лет под руководством Зелика Фрейдзона здесь возвели вокзал в стиле сталинского ампира, который стал культурным центром города.
Театр открылся в 1943 году, а его труппа была собрана из заключенных Воркутлага. В 1950-х годах многие артисты получили освобождение и покинули город, из-за чего театр превратился из оперного в драматический.
В 2001 году на площади Победы в Воркуте открыли парк и памятник. Центральным в композиции стал монумент сложной конструкции, выдерживающей местные морозы, а его художественный образ придумала школьница.
Государственный театр кукол Республики Коми вырос из самодеятельного кукольного театра репрессированных артистов. После закрытия лагеря театр много гастролировал и заслужил всеобщее признание.
Первая железнодорожная станция в Воркуте появилась в 1941 году для перевозки угля из местных шахт. В 1955 году открылся пассажирский вокзал. Его пришлось встраивать в уже существующий железнодорожный комплекс.
Основой музея стала личная коллекция геолога К. Г. Войновского-Кригера. Сейчас его экспозиция рассказывает историю освоения региона и геологических открытий, хранит память об исследователях Республики Коми.
Памятным знаком «Шахтерская слава» награждали выдающихся шахтеров и горняков за долгую и безупречную работу. В сквере рядом со зданием Горного института установлен монумент, посвященный этому знаку.
В 1941 году заключенные построили первое кирпичное здание в Воркуте — детский сад, а в 1990-х уже пустующее помещение передали местной православной общине и перестроили под церковь.
Современное здание Дворца культуры шахтеров было построено в 1959 году. Его фасад облицевали гранитом и мрамором, украсили колоннами и скульптурами, про прототипы которых ходит немало городских легенд.
Воркутинский ботанический заповедник охраняет три участка многолетних лугов — плод долгой работы Воркутинской сельскохозяйственной опытной станции по выращиванию корма для скота в субарктическом климате.
Воркутинский Краеведческий музей изначально был посвящен в основном геологическим исследованиям, но постепенно его тематика расширилась. Особенно выделяется экспозиция, посвященная ГУЛАГу.
В годы войны на паровозе Эм 720-24 в Ленинград доставляли «подарочный» уголь, который горняки-заключенные выкупали у государства по себестоимости. Сейчас паровоз стоит на воркутинском вокзале как памятник.
«Олимп» — одно из самых крупных спортивных и культурных сооружений во всей Республике Коми. В нем есть зрительный зал и функционируют спортивные секции. Но главный его объект — крытый каток.
К сорокалетию города в 1983 году в Воркуте установили памятник геологу А. А. Чернову. Именно он в 1924 году открыл Печорское угольное месторождение, разработка которого привела к возникновению города Воркуты.
Картина Василия Игнатова «Экстаз» написана необычным способом — темперой по оргалиту. Она изображает кульминацию поклонения коми-язычников священному дереву — березе.
Проекты строительства железной дороги в Сыктывкаре выдвигали с XIX века, однако происходящие в стране события во многом отдалили ее появление. Первый пассажирский поезд прибыл в город в 1961 году.
8 февраля 1990 года в Воркуту прибыл глава правительства Н. Рыжков. В этот же день началась страшная пурга, получившая название «рыжковской». За сутки она парализовала как шахты, так и город.
Воркутинское кольцо — автомобильная дорога длиной около 50 километров, которая соединяла шесть поселков, построенных при угольных шахтах в окрестностях Воркуты. Сейчас населенными остаются только два из них.
Социолог и культуролог, автор теории социальной стратификации.
Советский государственный деятель, нарком тяжелого машиностроения, нарком танковой промышленности, Герой Социалистического Труда
Машинист паровозного депо Воркуты и один из самых молодых Героев Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда, полный кавалер знака «Шахтерская слава»
Старинный город Кунгур на Сибирском тракте прозвали чайной столицей России. Название - тюркского происхождения: "унгур" означает "щель в скале". Здесь находится знаменитая Ледяная пещера.
Лысьва основана в XVIII веке в качестве промышленного города — ее земля богата лесом и железной рудой. До революции городом управляли купцы-промышленники, в советские годы Лысьва нарастила объемы прои
Город расположен в устье Северной Двины в 30-35 километрах от впадения её в Белое море. Самый крупный город на севере европейской России.
Рязань — древний город-крепость, с которым связывают имена былинных героев: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Евпатия Коловрата. Помимо Рязанского кремля здесь сохранилось множество величественных собор
История Южно-Сахалинска тесно связана с военно-каторжной колонизацией региона. В настоящее время в этом крупном региональном центре проживает более 200 тысяч человек.
Чита (бур. Шэтэ) — город в России. Административный центр Забайкальского края и Читинского района.