Воркута

Время прочтения: мин.

Воркута была образована в 1943 году. Известна обилием месторождений коксующихся углей, востребованных в металлургии.

Республика Коми, г. Воркута

GPS: 67.493504 , 64.050113

Историческая справка

Северный город за полярным кругом в Республике Коми, Воркута — место суровой природы и людей с сильным характером. В советские годы Воркута была крупнейшим угледобывающим центром страны, но и по сей день остается заполярным чудом.

 Сейчас в Воркуте живет 51 тысяча человек. Это самый восточный город Европы, за которым начинаются просторы азиатской части России. Воркута — сравнительно молодой индустриальный центр, получивший статус города в 1943 году, а расцвет трудовой славы города пришелся на послевоенные десятилетия. В 2021 году Воркуте за исключительный вклад ее жителей в победу в Великой Отечественной войне присвоили звание «Город трудовой доблести».


Символы города

Герб города

Воркута — молодой город, у которого нет дореволюционной истории. В конце 1960-х — начале 1970-х годов в городах СССР было популярно подчеркивать свою самобытность с помощью городской символики. Воркутинский горисполком, идя в ногу со временем, 20 апреля 1971 года утвердил первый в истории Воркуты городской герб. Его эскиз разработал член Союза художников СССР Николай Жилин, который до этого основательно изучил символику дореволюционных российских гербов.

Традиционно гербы городов изображали на так называемом французском щите с характерным выступом снизу. Воркутинский герб советской эпохи укладывается в этот дореволюционный канон. На лазоревом поле изображен северный олень серебряного цвета, изогнувшийся в прыжке, а за ним на заднем фоне — угольная вышка и насыпь из отработанной породы. Над вышкой — красная звезда, а под изображением оленя — на белом фоне характерный для культуры коми этнографический узор. Любопытно, что этот эклектичный герб 1971 года без изменений используется и по сей день.


Герб Воркуты. 2015 г.

Флаг Воркуты

Горсовет Воркуты 11 ноября 1999 года утвердил городской флаг. Полотнище включает шесть горизонтальных полос: синюю, зеленую, две белых, синюю и красную. Все полосы одинаковой ширины, но так как две белые расположены вплотную друг к другу, создается впечатление, что основное поле — белое, а сверху и снизу от него расположены узкие цветные полосы. Полосы сочетают цвета флагов Республики Коми и России. У древка флага в белом равностороннем треугольнике помещен герб города.

Флаг Воркуты

Гимн Воркуты

Официально утвержденного гимна у Воркуты нет. Но большинство воркутян считают, что гимн их города — самая популярная среди горожан песня «Моя Воркута». В конце 1950-х годов самодеятельный поэт, воркутинец Вячеслав Кузнецов, трудившийся на одном из местных предприятий, опубликовал поэтический сборник, в котором было и стихотворение «Моя Воркута». В 1960 году известный советский композитор Александра Пахмутова положила эти стихи на свою музыку, и с тех пор вот уже более шестидесяти лет эта песня считается неофициальным гимном Воркуты. В ее припеве есть такие строки:

Моя Воркута

Светла и горда!

Даже в мороз,

Хмурой зимой

Сердцем согреет

Мой город родной!

 

Шахтерский поселок. Печорский угольный бассейн

Воркута выросла из появившегося в 1930-е годы шахтерского поселения и получила название по протекавшей в этой местности одноименной реке. Коренные жители — кочевые ненцы и коми — издавна пасли тут северных оленей, занимались промысловой охотой и выделывали шкуры пушного зверя. На ненецком языке «варк» означает «медведь», так что название Воркута можно перевести как «река, изобилующая медведями». Вероятно, в давние времена медведи, которых было немало в тех краях, действительно приходили к реке на водопой и в поисках пищи.


Все в этой местности изменилось в XX веке. Геологические изыскания 1920-х годов подтвердили обширные запасы расположенного здесь Печорского угольного бассейна. Кроме того, в 1930 году экспедиция Георгия Александровича Чернова обнаружила на реке Воркуте, помимо угля-антрацита, месторождения ценного коксующегося угля, крайне востребованного в металлургии. Освоение Печорского угольного бассейна стало приоритетом первых пятилеток из-за того, что здесь было много угля — топлива и сырья для коксохимической промышленности. Оставались проблемы рабочей силы и транспортной доступности.

 

Воркутинские горняки. 1940-е г.

Печорская железная дорога

Чтобы обустроить этот регион, решили использовать труд заключенных. В 1931 году создали Ухтинско-Печорский (ныне — Воркутинский) исправительно-трудовой лагерь — Ухтпечлаг, Воркутлаг ОГПУ-НКВД, — заключенные которого стали основным источником рабочей силы на угледобыче. Преимущественно именно они в 1930-е годы строили и Печорскую железную дорогу.


Строительство Северо–Печорской железной дороги

Ее протяженность — 1953 километра. Дорога соединила Воркуту с крупным портом и железнодорожным узлом на европейском севере — городом Котласом Архангельской области. Сооружать магистраль начали в 1937 году, а открыли ее уже летом 1942 года. Воркута получила железнодорожное сообщение с центральными регионами страны, включая Ленинград и Москву.

 

Строительство Северо–Печорской железной дороги

Поселок Воркута

В 1937 году на левом берегу реки Воркуты заложили шахту № 1 «Капитальную», рядом с которой возник поселок горняков — на тот момент в основном заключенных ГУЛАГа — Рудник. Рядом появились другие шахты. Территория и облик Воркуты формировались во многом вокруг угольных шахт, и расположение разведанных месторождений определило, где будет находиться будущий город.

Шахта «Капитальная». 1943 г.

В первое время рабочее поселение так и называли — Рудник. Только в январе 1940 года в документах появилось полное имя — поселок Воркута Большеземельского района Ненецкого национального округа Архангельской области. Осенью 1940 года поселок передали в Кожвинский район Коми АССР. С тех пор Воркута находится в составе Республики Коми.

 

Воркута в годы Великой Отечественной войны

Поселок Воркута получил статус города во время Великой Отечественной войны — 26 ноября 1943 года. На тот момент в Воркуте проживало всего семь тысяч человек, большинство населения, включая заключенных, занималось добычей угля. В условиях нацистской оккупации Донбасса на начальном этапе войны Печорский угольный бассейн стал еще более значимым для экономики страны.

 Если для снабжения европейского севера и центральной части СССР, ее оборонных и гражданских производств или котельных жилого фонда, воркутинский уголь был крайне важен, то для блокадного замерзающего Ленинграда это топливо было в буквальном смысле вопросом жизни и смерти. Под непрерывным огнем вражеской артиллерии эшелоны с углем из Воркуты прорывались в осажденный Ленинград. В тяжелейших условиях войны воркутинские горняки наращивали объемы угледобычи, отправляя стране «сверхплановый» уголь, добытый после основной смены.


Котельная РМЗ на Руднике. 1945–1955 гг.

Послевоенный расцвет

После войны и закрытия ГУЛАГа и его лагерей, с середины 1950-х годов, население города заметно изменилось. Экономика Воркуты успешно развивалась, строили новое жилье, а существенные «северные надбавки» к зарплате привели к тому, что тысячи молодых людей ежегодно приезжали в Воркуту в надежде улучшить материальное положение и сделать карьеру. Уже в 1962 году тут проживало 60 тысяч человек, а в 1979 году численность населения превысила стотысячную отметку. В 1970 году за производственные достижения город наградили орденом Трудового Красного Знамени.


ОЛП шахт № 9, 10 и 11. Из альбома «Из исправительно трудовой жизни заключенных лагерного пункта каторжан Воркуто–Печорского ИТЛ». 1945 г. (ГА РФ)

Помимо развивавшейся экономики города, которая к этому времени не ограничивалась угледобычей, в Воркуте складывался значительный кластер культурных учреждений не только для города, но и в масштабах Коми АССР. Тут работало несколько театров, в том числе один республиканский, открылся универсально-зрелищный комплекс «Олимп», действовало несколько музеев. Краеведческий музей Воркуты изначально был районным, однако вскоре руководство автономной республики присвоило ему статус межрайонного и поручило курировать музеи других региональных центров — Инты, Ижмы и Усть-Цильмы.

 

Площадь Московская в Воркуте 7 ноября 1957 года

На 1991 год в Воркуте проживало 117 тысяч человек. Помимо тринадцати угольных шахт, к концу советской эпохи здесь действовали молокозавод, хладокомбинат, завод крупнопанельного домостроения, цементный завод, завод железобетонных конструкций, работали два деревообрабатывающих комбината и даже пивоваренный завод.

 Сельское хозяйство, которое по законам вечной мерзлоты в принципе не должно было существовать в этих широтах, было представлено несколькими животноводческими совхозами. При этом корма частично производились на месте. В Воркуте построили теплицы, где выращивали овощи, была своя птицефабрика. За ударный труд 13 воркутян удостоили звания Героя Социалистического Труда.


Оленеводы Коми и НАО. 2018 г.

После войны и закрытия ГУЛАГа и его лагерей, с середины 1950-х годов, население города заметно изменилось. Экономика Воркуты успешно развивалась, строили новое жилье, а существенные «северные надбавки» к зарплате привели к тому, что тысячи молодых людей ежегодно приезжали в Воркуту в надежде улучшить материальное положение и сделать карьеру. Уже в 1962 году тут проживало 60 тысяч человек, а в 1979 году численность населения превысила стотысячную отметку. В 1970 году за производственные достижения город наградили орденом Трудового Красного Знамени.


ОЛП шахт № 9, 10 и 11. Из альбома «Из исправительно трудовой жизни заключенных лагерного пункта каторжан Воркуто–Печорского ИТЛ». 1945 г. (ГА РФ)

Помимо развивавшейся экономики города, которая к этому времени не ограничивалась угледобычей, в Воркуте складывался значительный кластер культурных учреждений не только для города, но и в масштабах Коми АССР. Тут работало несколько театров, в том числе один республиканский, открылся универсально-зрелищный комплекс «Олимп», действовало несколько музеев. Краеведческий музей Воркуты изначально был районным, однако вскоре руководство автономной республики присвоило ему статус межрайонного и поручило курировать музеи других региональных центров — Инты, Ижмы и Усть-Цильмы.

 

Площадь Московская в Воркуте 7 ноября 1957 года

На 1991 год в Воркуте проживало 117 тысяч человек. Помимо тринадцати угольных шахт, к концу советской эпохи здесь действовали молокозавод, хладокомбинат, завод крупнопанельного домостроения, цементный завод, завод железобетонных конструкций, работали два деревообрабатывающих комбината и даже пивоваренный завод.

 Сельское хозяйство, которое по законам вечной мерзлоты в принципе не должно было существовать в этих широтах, было представлено несколькими животноводческими совхозами. При этом корма частично производились на месте. В Воркуте построили теплицы, где выращивали овощи, была своя птицефабрика. За ударный труд 13 воркутян удостоили звания Героя Социалистического Труда.


Оленеводы Коми и НАО. 2018 г.

Упадок промышленного города. Современная Воркута

Распад СССР и переход к рыночной экономике болезненно ударили по Воркуте и ее жителям. Государство в 1990-е годы отказывалось дотировать «затратные» северные регионы. Все чаще в мире говорили о «зеленой энергетике», которая сделает угледобычу ненужной, — снижался спрос. Сокращались воркутинские производства, закрывались шахты, местные жители стали уезжать из «неперспективного» города. За 30 лет посла распада СССР численность населения Воркуты сократилась более чем вдвое. Среди обезлюдевших оказался и поселок Рудник — старейший район города, с которого он начинался в 1930-е годы.


Тем не менее, утратив былое экономическое значение в масштабах страны, Воркута живет и развивается. Этот город не случайно называют заполярным чудом. Он расположен в зоне вечной мерзлоты, в 150 километрах к северу от полярного круга. От Воркуты до побережья Северного Ледовитого океана — всего 180 километров.

 В городе 11 суток в году продолжается полярная ночь, во время которой солнце вообще не восходит над горизонтом. Северное лето очень короткое, а среднегодовая температура воздуха здесь составляет минус пять градусов по Цельсию. В таких сложнейших климатических условиях горняки добывают уголь, эшелоны с которым, как и прежде, по железной дороге уходят в центральные регионы России.


Северное сияние над Воркутой

Город и его жители в годы Великой Отечественной войны

Тяжелый и самоотверженный труд воркутинцев на шахтах, из которых в блокадный Ленинград и во всю страну поставлялся уголь, помог приблизить победу над врагом в Великой Отечественной войне.

Начало войны. Строительство железной дороги

Начало войны значительно обострило топливную проблему в СССР. После того как гитлеровцы оккупировали Донбасс — на тот момент основной источник угля для советской экономики, — значение Печорского угольного бассейна заметно возросло. Потому строительство Северо-Печорской железной дороги, начавшееся еще до войны, ускорилось.

 Предстояло быстрее возвести участок Кожва — Воркута, проходивший по тайге и болотам. На строительстве постоянно не хватало металлоконструкций, поэтому, чтобы соорудить мосты, сюда доставили металлические фермы со строительства Дворца Съездов в Москве и металлоконструкции одного из мостов через канал Москва — Волга.


Строительство железнодорожного моста через Малую Северную Двину. 1937 – 1942 г.

На строительстве железной дороги не хватало и деревянных шпал. Неожиданно на помощь пришла природа. Зима 1941–42 годов выдалась на редкость морозной даже по северным меркам. Это позволило временно строить железную дорогу с увеличенными интервалами между шпалами. А весной, когда доставили новые шпалы, магистраль полностью достроили. Рабочее движение по маршруту Воркута — Котлас открыли 28 декабря 1941 года. Местные жители активно участвовали в строительстве этой ветки.


Погрузка угля на причале пристани Воркута–Вом. 1935–1942 г.

Начало войны значительно обострило топливную проблему в СССР. После того как гитлеровцы оккупировали Донбасс — на тот момент основной источник угля для советской экономики, — значение Печорского угольного бассейна заметно возросло. Потому строительство Северо-Печорской железной дороги, начавшееся еще до войны, ускорилось.

 Предстояло быстрее возвести участок Кожва — Воркута, проходивший по тайге и болотам. На строительстве постоянно не хватало металлоконструкций, поэтому, чтобы соорудить мосты, сюда доставили металлические фермы со строительства Дворца Съездов в Москве и металлоконструкции одного из мостов через канал Москва — Волга.


Строительство железнодорожного моста через Малую Северную Двину. 1937 – 1942 г.

На строительстве железной дороги не хватало и деревянных шпал. Неожиданно на помощь пришла природа. Зима 1941–42 годов выдалась на редкость морозной даже по северным меркам. Это позволило временно строить железную дорогу с увеличенными интервалами между шпалами. А весной, когда доставили новые шпалы, магистраль полностью достроили. Рабочее движение по маршруту Воркута — Котлас открыли 28 декабря 1941 года. Местные жители активно участвовали в строительстве этой ветки.


Погрузка угля на причале пристани Воркута–Вом. 1935–1942 г.

Уголь для всей страны

Воркута обеспечивала углем всю страну, поэтому неудивительно, что основные усилия сосредоточили именно на угледобыче. Темпы роста воркутинской горнодобывающей промышленности на протяжении Великой Отечественной войны поражают. К 1945 году здесь функционировало 11 шахт с общей годовой мощностью 2,6 миллиона тонн угля.


Если за девять довоенных лет в Воркуте добыли 1,8 миллиона тонн угля, то в 1941–1945 годах — уже 7,8 миллиона. В 1942 году уровень добычи предыдущего года был перекрыт в семь раз, и в дальнейшем рост был не менее впечатляющим. В 1942 году 505 тысяч тонн угля вывезли из Воркуты по железной дороге, и лишь 104 тысячи тонн — водным путем. А с 1943 года весь воркутинский уголь отправлялся железнодорожным транспортом, что позволяло быстрее доставить его потребителю.


Дунаев Петр Петрович – машинист первого паровоза, прибывшего в Воркуту. 1943 г.

Трудовые подвиги шахтеров

Труд воркутинских горняков в годы войны вызывает восхищение. Практически все работы они выполняли вручную, большинство шахтеров использовали кирки и заступы, а отбойные молотки, которых не хватало, выдавались лишь самым опытным рабочим. Скудная еда, постоянные перебои с промтоварами, холодный и сырой климат — условия, в которых они трудились. Но воркутинцы не просто наращивали угледобычу, внося свой вклад в Победу, но и нередко совершали настоящие трудовые подвиги

Митинг в связи с отправкой эшелона со сверхплановым углем в город Ленинград. Июль–август 1943 г.

Василий Иннокентьевич Погорельский в годы войны начал движение передовиков производства. Отработав в шахте обычную смену, после небольшого отдыха он возвращался в забой, чтобы добыть сверхплановый уголь, столь необходимый стране. Затем он выкупал сверхплановый уголь по себестоимости за счет зарплаты. Это был безвозмездный дар шахтера Погорельского жителям Ленинграда.

 

Фрагмент газеты «Заполярная кочегарка» под рубрикой «Доска почета». 1943 г.

Другие горняки Воркуты, взявшие шефство над пережившими блокаду ленинградцами, поддержали Погорельского. Всего за годы войны с воркутинских шахт в Ленинград отправили по железной дороге 651 эшелон с добытым сверхурочно и выкупленным шахтерами «подаренным» углем. В каждом таком составе было по 25–30 вагонов, а в каждом вагоне — по 25 тонн угля. Первый эшелон «подаренного» угля доставил в Ленинград машинист Петр Дьяченко. Локомотив этого поезда и поныне стоит на вокзале Воркуты как память о трудовом вкладе воркутян в Победу.


 

Погрузка баржи с углём для осаждённого Ленинграда. 1942 г. Национальный архив Республики Коми

Река Воркута


Места

Памятник азбуке народа коми — анбур

Памятник, посвященный древней азбуке народа коми — анбур, был создан в 2014 году. Идея увековечить второй по древности алфавит финно-угорских народов принадлежит историку Игорю Андриянову.

Пожарная каланча в Сыктывкаре

Пожарная каланча, ставшая неофициальным символом города, появилась в 1901 году и до сих пор используется по назначению. Внутри башни высотой в 21 метр разместили медный колокол, а также установили куранты.

Памятник электромонтеру

Необычный памятник, посвященный электромонтеру, установили в 2014 году. Над монументом, ставшим частью проекта по созданию новых арт-объектов, трудился скульптор Анатолий Гордеевич Дема.

Государственный академический театр драмы имени Виктора Савина

Академический театр драмы был основан в 1936 году благодаря усилиям местных жителей и энтузиастов. В 1978 году здание получило имя Виктора Савина, родоначальника национальной драматургии.

Мемориальный комплекс в честь воинов-сыктывкарцев, погибших в годы Великой Отечественной войны

Мемориальный комплекс, посвященный погибшим в войну сыктывкарцам, создан на месте сбора направлявшихся на фронт. Он состоит из чаши с Вечным огнем и трех статуй: жены, дочери и матери, скорбящих по погибшим.

Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми

На улице Бабушкина расположен театр, актеры которого играют исключительно на языке народа коми. Начав с фольклорных мотивов в 1992 году, сегодня театр существенно расширил репертуар

Баптистская церковь Христа Спасителя

Церковь Христа Спасителя принадлежит баптистской общине и возводилась около 30 лет. Проект молитвенного дома разработали архитекторы Э. П. Булатов и П. П. Резников в 1990-е годы.

Памятник букве «Гарагёл»

Монумент, расположенный перед Центром Коми культуры, был установлен в 2011 году. Камень с уникальной буквой местного языка народа коми — важный символ сохранения национальных традиций и культур.

Православный Свято-Стефановский собор

Храм 1996 года выполнили в канонах русско-византийского стиля и назвали в честь почитаемого святителя. Он представляет собой реконструкцию более ранней постройки XIX века.

Государственный театр оперы и балета Республики Коми

Театр оперы и балета появился в 1958 году благодаря Борису Дейнеке, знаменитому оперному певцу. После пребывания в лагерях он создал театр, труппа которого во многом состояла из бывших заключенных ГУЛАГа.

Национальная библиотека Республики Коми

Национальная библиотека Республики Коми — старейшее учреждение культуры в республике. Появилась она благодаря слиянию первой городской библиотеки Усть-Сысольска и общедоступной земской библиотеки в 1917 году.

Ботанический сад Сыктывкарского государственного университета

Основанный в 1974 году Ботанический сад по сей день ведет учебную, научную и коммерческую деятельность. В его коллекции насчитывается около 400 видов растений из 15 регионов планеты.

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина

Университет имени социолога Питирима Сорокина, основанный в 1971 году и состоявший из двух факультетов, сегодня насчитывает 11 институтов. Его сотрудниками осуществляются исследования Коми Республики.

Монумент «Трудовая слава»

Монумент, созданный архитекторами А. А. Куровым и П. П. Резниковым в 1977 году, увековечил память о трудовых достижениях Коми Республики. Всего за шесть лет с 1966 года Коми была удостоена трех высоких наград.

Театральная площадь

Театральная площадь изначально носила имя великого ученого Ломоносова, однако в 2000-х годах получила новое название. Здесь находится памятник основоположнику литературы народа коми Ивану Куратову.

Памятник «Купеческий сундук»

Памятник «Купеческий сундук» представляет собой необычный арт-объект, копилку, в которую каждый желающий может сделать вклад на добрые дела. Он посвящен сундуку Сухановых, местных благотворителей и купцов.

Республиканский стадион

Республиканский стадион начал свою историю в 1947 году и сыграл значимую роль в развитии «русского хоккея». Сегодня здесь часто проводятся торжественные мероприятия и различные соревнования.

Памятник святым Петру и Февронии

Памятник святым Петру и Февронии, построенный скульптором Андреем Галушкиным на пожертвования прихожан, стал одним из символов Сыктывкара. Именно сюда молодожены возлагают цветы после венчания.

Железнодорожная станция Сыктывкара

Железная дорога появилась в Сыктывкаре в 1958 году. Спустя шесть лет под руководством Зелика Фрейдзона здесь возвели вокзал в стиле сталинского ампира, который стал культурным центром города.

Воркутинский драматический театр

Театр открылся в 1943 году, а его труппа была собрана из заключенных Воркутлага. В 1950-х годах многие артисты получили освобождение и покинули город, из-за чего театр превратился из оперного в драматический.

Монумент Победы и Музей военной техники

В 2001 году на площади Победы в Воркуте открыли парк и памятник. Центральным в композиции стал монумент сложной конструкции, выдерживающей местные морозы, а его художественный образ придумала школьница.

Государственный театр кукол Республики Коми

Государственный театр кукол Республики Коми вырос из самодеятельного кукольного театра репрессированных артистов. После закрытия лагеря театр много гастролировал и заслужил всеобщее признание.

Историческая справка о железнодорожной станции Воркуты

Первая железнодорожная станция в Воркуте появилась в 1941 году для перевозки угля из местных шахт. В 1955 году открылся пассажирский вокзал. Его пришлось встраивать в уже существующий железнодорожный комплекс.

Геологический музей имени К. Г. Войновского-Кригера

Основой музея стала личная коллекция геолога К. Г. Войновского-Кригера. Сейчас его экспозиция рассказывает историю освоения региона и геологических открытий, хранит память об исследователях Республики Коми.

Памятный знак «Шахтерская слава»

Памятным знаком «Шахтерская слава» награждали выдающихся шахтеров и горняков за долгую и безупречную работу. В сквере рядом со зданием Горного института установлен монумент, посвященный этому знаку.

Церковь Михаила Архангела — бывшее здание детского сада

В 1941 году заключенные построили первое кирпичное здание в Воркуте — детский сад, а в 1990-х уже пустующее помещение передали местной православной общине и перестроили под церковь.

Дворец культуры шахтеров

Современное здание Дворца культуры шахтеров было построено в 1959 году. Его фасад облицевали гранитом и мрамором, украсили колоннами и скульптурами, про прототипы которых ходит немало городских легенд.

Воркутинский ботанический заповедник — луговой памятник

Воркутинский ботанический заповедник охраняет три участка многолетних лугов — плод долгой работы Воркутинской сельскохозяйственной опытной станции по выращиванию корма для скота в субарктическом климате.

Краеведческий музей

Воркутинский Краеведческий музей изначально был посвящен в основном геологическим исследованиям, но постепенно его тематика расширилась. Особенно выделяется экспозиция, посвященная ГУЛАГу.

Памятник паровоз Эм 720-24

В годы войны на паровозе Эм 720-24 в Ленинград доставляли «подарочный» уголь, который горняки-заключенные выкупали у государства по себестоимости. Сейчас паровоз стоит на воркутинском вокзале как памятник.

Спортивно-зрелищный комплекс «Олимп»

«Олимп» — одно из самых крупных спортивных и культурных сооружений во всей Республике Коми. В нем есть зрительный зал и функционируют спортивные секции. Но главный его объект — крытый каток.

Памятник Александру Александровичу Чернову

К сорокалетию города в 1983 году в Воркуте установили памятник геологу А. А. Чернову. Именно он в 1924 году открыл Печорское угольное месторождение, разработка которого привела к возникновению города Воркуты.

Истории

Картина «Экстаз (Коми язычники)» художника В. Г. Игнатова

Картина Василия Игнатова «Экстаз» написана необычным способом — темперой по оргалиту. Она изображает кульминацию поклонения коми-язычников священному дереву — березе.

История появления в Сыктывкаре железной дороги

Проекты строительства железной дороги в Сыктывкаре выдвигали с XIX века, однако происходящие в стране события во многом отдалили ее появление. Первый пассажирский поезд прибыл в город в 1961 году.

«Рыжковская пурга» — стихийное бедствие 1990 года в Воркуте

8 февраля 1990 года в Воркуту прибыл глава правительства Н. Рыжков. В этот же день началась страшная пурга, получившая название «рыжковской». За сутки она парализовала как шахты, так и город.

Воркутинское кольцо (кольцевая автомобильная дорога Воркуты)

Воркутинское кольцо — автомобильная дорога длиной около 50 километров, которая соединяла шесть поселков, построенных при угольных шахтах в окрестностях Воркуты. Сейчас населенными остаются только два из них.

Люди

Александр Юрьевич Пузиновский

1987–2009

Военнослужащий, Герой Российской Федерации

Питирим Александрович Сорокин

1889–1968

Социолог и культуролог, автор теории социальной стратификации.

Василий Николаевич Латкин

1809–1867

Промышленник, путешественник, публицист.

Вячеслав Александрович Малышев

1902–1957

Советский государственный деятель, нарком тяжелого машиностроения, нарком танковой промышленности, Герой Социалистического Труда

Николай Васильевич Шерстнёв

1905–1978

Директор комбината «Воркутауголь» и института «Печорапроект»

Иван Семенович Семенов

1927–2004

Машинист паровозного депо Воркуты и один из самых молодых Героев Социалистического Труда

Юрий Петрович Бронников

1937–2013

Герой Социалистического Труда, полный кавалер знака «Шахтерская слава»

Другие города

Коломна

Московская обл., Г. Коломна

В начале XV века Коломна была торговым и административно-политическим узлом Московского княжества. А современная Коломна — один из важнейших промышленных, научных и туристических центров Подмосковья.

Александров — бывшая загородная резиденция русских царей

Александров — древний город во Владимирской области с богатейшей историей. Резиденция русских царей, центр опричнины, фактическая столица во времена правления Ивана Грозного.

Екатеринбург

Свердловская область

Екатеринбург (с 1924 по 1991 год — Свердловск) — город-миллионер в Росси, является крупнейшим экономическим, административным, культурным, научно-образовательным центром Урала.

Владивосток

Приморский край

Крупнейший морской порт Дальневосточного бассейна. Крупнейший научно-образовательный центр дальневосточного региона, включающий Дальневосточный федеральный университет и Дальневосточное отделение РАН

Сургут — суровый край, рыбное место и кладезь нефти

Сургут считается центром освоения Северо-Западной Сибири. Город славился рыбодобычей и торговлей, стоял во главе уезда и был местом ссылки. С открытием сибирской нефти вырос в современный мегаполис.

Липецк

Липецкая обл., г. Липецк

Липецк сочетает функции промышленного города металлургов и курорта. Руду здесь начали добывать еще в XVII веке, тогда же у рудников вырос небольшой город, а вокруг источников начали строить курорт.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!