Железнодорожная станция Сыктывкара

Время прочтения: мин.

г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 1

GPS: 61.658061 , 50.791620

Вокзал Сыктывкара был открыт 1964 году, через шесть лет после появления в городе железной дороги. В 2020–2021 годах здание вокзала было модернизировано.

Появление в Сыктывкаре железной дороги

Проекты строительства железной дороги в окрестностях Сыктывкара выдвигались еще в XIX веке. Они не были реализованы. В конце 1930-х — начале 1940-х годов была построена железная дорога от Котласа до Воркуты, но она прошла мимо Сыктывкара. От города до ближайшей железнодорожной станции Микунь было меньше 100 километров. Строительство ветки Микунь — Сыктывкар началось только в 1958 году, а первый поезд в город прибыл в 1961 году. Полноценного вокзала на тот момент в городе построено не было. Пассажиры использовали временное одноэтажное деревянное строение.

Привокзальная площадь в Сыктывкаре. 1966–1967 гг.

Сложности со строительством вокзала

Сооружение здания существующего сейчас вокзала столкнулось с несколькими препятствиями. Сыктывкар к этому моменту стал большим городом, и было технически сложно встроить вокзал с необходимыми подъездными путями и строениями для вспомогательных служб в уже сложившуюся застройку центральной части города. Вокзал решили строить на окраине. Однако грунт здесь оказался заболоченным. Даже после начала работ несколько раз ставился вопрос о переносе строительства на другой участок, с более благоприятными грунтами.

Руководство Коми АССР стремилось построить вокзал в столице республики в традициях сталинского ампира, со шпилем на высокой башне. За образец был взят проект вокзала в Иркутске, руководство строительством поручили приглашенному из Ленинграда инженеру Зелику Фрейдзону. Он сумел увеличить пропускную способность вокзала впятеро.



Фрейдзон Зелик Моисеевич. 1970-е гг. МБУК Музей истории БАМа

В это время в СССР проводился курс на упрощение и удешевление строительства. От зданий требовалась в первую очередь функциональность, от архитектурных излишеств сталинской эпохи предлагалось отказаться. Руководство Коми АССР сумело добиться сооружения вокзала по первоначальному проекту, со всеми башнями и шпилями. Особо настойчив был председатель Президиума Верховного Совета Коми АССР Зосима Панаев, который сумел убедить в своей правоте министра путей сообщения, в ведение которого переходил вокзал.



Современный вид вокзала в Сыктывкаре

Открытие вокзала

Стройка велась долго и с перерывами, наконец, в 1964 году вокзал был завершен. Симметричный двухэтажный фасад здания украшали восемь огромных вытянутых вверх окон и пилястры, а четырехскатная кровля была увенчана высокой узкой остекленной башней, над которой сияла установленная на шпиле звезда. За свою историю здание вокзала несколько раз ремонтировалось, но исходный архитектурный образ практически не менялся. В 2020–2021 годах вокзал был модернизирован, в том числе с учетом потребностей пассажиров с ограниченными возможностями передвижения.

Современный вид вокзала в Сыктывкаре

Вокзал Сыктывкара в момент открытия стал центром культуры в городе. Так о новом вокзале писал корреспондент газеты «Красное знамя»: «Массивные дубовые двери гостеприимно открываются, и вы сразу попадаете в вестибюль, окрашенный в приятный бордовый цвет. Отсюда дверь ведет в огромный зал ожидания на 500 пассажиров. Четырехугольные колонны, стены нежного салатного цвета, дубовые витражи и двери делают его уютным и нарядным. На первом этаже расположился также кассовый зал и прекрасное помещение ресторана, медпункт и парикмахерская. На втором этаже имеются комната матери и ребенка, комнаты длительного отдыха пассажиров. Вокзал имеет много удобных служебных помещений, телефонную станцию на 100 абонентов».




Похожие места

Железная дорога и вокзал

Первый поезд прибыл на спасскую станцию летом 1894 года. Впоследствии этот железнодорожный узел стал важным транспортным звеном для соединения европейской части России с Дальним Востоком.

Историческая справка о городской железнодорожной станции

К концу XIX века в России были завершены основные линии Юго-Восточной железной дороги, включая пути через Сердобск. В советский период станция играла важную роль, обеспечивая бесперебойную работу прифронтовой магистрали. Сегодня станция продолжает обслуживать пассажирские и грузовые потоки, оставаясь частью Юго-Восточной железной дороги.

Железная дорога и вокзал

Железнодорожная линия Москва — Савёлово связала Кимры со столицей в начале XX века. Станция Савёлово стала важным транспортным узлом. Сегодня вокзал модернизируется, но хранит память об истории города.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!