Железнодорожная станция Сыктывкара

Время прочтения: мин.

г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 1

GPS: 61.658061 , 50.791620

Вокзал Сыктывкара был открыт 1964 году, через шесть лет после появления в городе железной дороги. В 2020–2021 годах здание вокзала было модернизировано.

Появление в Сыктывкаре железной дороги

Проекты строительства железной дороги в окрестностях Сыктывкара выдвигались еще в XIX веке. Они не были реализованы. В конце 1930-х — начале 1940-х годов была построена железная дорога от Котласа до Воркуты, но она прошла мимо Сыктывкара. От города до ближайшей железнодорожной станции Микунь было меньше 100 километров. Строительство ветки Микунь — Сыктывкар началось только в 1958 году, а первый поезд в город прибыл в 1961 году. Полноценного вокзала на тот момент в городе построено не было. Пассажиры использовали временное одноэтажное деревянное строение.

Привокзальная площадь в Сыктывкаре. 1966–1967 гг.

Сложности со строительством вокзала

Сооружение здания существующего сейчас вокзала столкнулось с несколькими препятствиями. Сыктывкар к этому моменту стал большим городом, и было технически сложно встроить вокзал с необходимыми подъездными путями и строениями для вспомогательных служб в уже сложившуюся застройку центральной части города. Вокзал решили строить на окраине. Однако грунт здесь оказался заболоченным. Даже после начала работ несколько раз ставился вопрос о переносе строительства на другой участок, с более благоприятными грунтами.

Руководство Коми АССР стремилось построить вокзал в столице республики в традициях сталинского ампира, со шпилем на высокой башне. За образец был взят проект вокзала в Иркутске, руководство строительством поручили приглашенному из Ленинграда инженеру Зелику Фрейдзону. Он сумел увеличить пропускную способность вокзала впятеро.



Фрейдзон Зелик Моисеевич. 1970-е гг. МБУК Музей истории БАМа

В это время в СССР проводился курс на упрощение и удешевление строительства. От зданий требовалась в первую очередь функциональность, от архитектурных излишеств сталинской эпохи предлагалось отказаться. Руководство Коми АССР сумело добиться сооружения вокзала по первоначальному проекту, со всеми башнями и шпилями. Особо настойчив был председатель Президиума Верховного Совета Коми АССР Зосима Панаев, который сумел убедить в своей правоте министра путей сообщения, в ведение которого переходил вокзал.



Современный вид вокзала в Сыктывкаре

Открытие вокзала

Стройка велась долго и с перерывами, наконец, в 1964 году вокзал был завершен. Симметричный двухэтажный фасад здания украшали восемь огромных вытянутых вверх окон и пилястры, а четырехскатная кровля была увенчана высокой узкой остекленной башней, над которой сияла установленная на шпиле звезда. За свою историю здание вокзала несколько раз ремонтировалось, но исходный архитектурный образ практически не менялся. В 2020–2021 годах вокзал был модернизирован, в том числе с учетом потребностей пассажиров с ограниченными возможностями передвижения.

Современный вид вокзала в Сыктывкаре

Вокзал Сыктывкара в момент открытия стал центром культуры в городе. Так о новом вокзале писал корреспондент газеты «Красное знамя»: «Массивные дубовые двери гостеприимно открываются, и вы сразу попадаете в вестибюль, окрашенный в приятный бордовый цвет. Отсюда дверь ведет в огромный зал ожидания на 500 пассажиров. Четырехугольные колонны, стены нежного салатного цвета, дубовые витражи и двери делают его уютным и нарядным. На первом этаже расположился также кассовый зал и прекрасное помещение ресторана, медпункт и парикмахерская. На втором этаже имеются комната матери и ребенка, комнаты длительного отдыха пассажиров. Вокзал имеет много удобных служебных помещений, телефонную станцию на 100 абонентов».




Похожие места

Историческая справка о железнодорожной станции Воркуты

Первая железнодорожная станция в Воркуте появилась в 1941 году для перевозки угля из местных шахт. В 1955 году открылся пассажирский вокзал. Его пришлось встраивать в уже существующий железнодорожный комплекс.

Станция Лысьва. Железная дорога на службе промышленности

Первый поезд пришел в Лысьву в 1899 году, но до 1916 года железнодорожная ветка была тупиковой. В городе сохранился первый деревянный вокзал в стиле модерна: одноэтажное здание украшено резным декором.

Вокзал Махачкалы

Железная дорога, появившаяся в Махачкале в 1894 году, позволила городу стать важным транспортным узлом, крупнейшим среди Северного Кавказа. Вокзальный комплекс 1974 года выполнен в стиле советского модернизма.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!