История появления в Сыктывкаре железной дороги

Время прочтения: мин.

Проекты строительства железной дороги в Сыктывкаре выдвигали с XIX века, однако происходящие в стране события во многом отдалили ее появление. Первый пассажирский поезд прибыл в город в 1961 году

Историческая справка

22 января 1961 года в Сыктывкар прибыл первый пассажирский поезд. Это было знаменательное событие, которого город ждал долгие годы.

Сыктывкарский вокзал

Первые планы

В 1843 году в России начали строить первую железную дорогу с регулярным движением по маршруту Санкт-Петербург — Москва. Спустя несколько лет, в 1846 году, вятский губернатор предложил построить железнодорожную магистраль от Вятки до села Ношуль, которое находилось на волоке, соединявшем бассейны Волги и Северной Двины. Сейчас это село находится на территории Республики Коми, таким образом республика могла бы оказаться среди пионеров железнодорожного сообщения в России. Однако в Петербурге эта идея не встретила поддержки. 



В последующие годы предпринимателями, учеными и местными властями было предложено несколько проектов строительства железнодорожных линий в Печорском крае. В 1910-х годах российское правительство разрешило построить железнодорожную ветку от станции Усолье в Чердынском уезде до села Троицко-Печорск с ответвлением на Ухту. В перспективе планировалось продлить эту железную дорогу до Усть-Нема. Это позволило бы связать воедино бассейны Камы, Печоры и Вычегды, что привело бы к оживлению хозяйственной жизни на северо-востоке европейской части России. Впрочем, и в этом случае железная дорога прошла бы далеко от Усть-Сысольска (будущего Сыктывкара). Строительство железной дороги от Усолья на север было прервано в связи с событиями революции и Гражданской войны, а к началу 1920-х годов недостроенная железная дорога была заброшена окончательно.

 

Общий вид железнодорожного полотна

Советские стройки — в обход Сыктывкара

В первые годы советской власти также выдвигались проекты строительства железной дороги в Коми. Наконец, В 1929 году ветка от Усть-Сысольска (с 1930 года — Сыктывкара) до станции Пинюг на уже существующей железной дороге Вятка — Котлас была включена в план первой пятилетки. Для сооружения железной дороги в несколько сот километров путей требовалась значительная рабочая сила, и было решено привлечь заключенных Северного лагеря (Севлаг) ОГПУ особого назначения.


Схема возведения железной дороги возле Сыктывкара

Железнодорожное строительство для ускорения началось сразу с двух сторон — от Усть-Сысольска и от Пинюга. В 1931 году в Москве было принято решение сконцентрировать все ресурсы на строительстве Беломоро-Балтийского канала, поэтому заключенных Севлага передислоцировали в Карелию. К этому моменту дорога на Усть-Сысольск была построена примерно на треть — в лесах прорубили просеки, на половине участков отсыпали насыпь, местами соорудили мосты и начали завозить рельсы и шпалы. Некоторое время руководство Коми пыталось продолжать строительство своими силами, но работа продвигалась медленно, и в 1937 году проект был закрыт. 



Заключенные на строительстве железной дороги Пинюг–Сыктывкар. 1930-е гг.

В 1937 году Совнарком утвердил строительство железной дороги Котлас — Воркута. Завершить эту магистраль предполагалось к 1942 году, начавшаяся Великая Отечественная война заставила ускорить строительство. После захвата неприятелем Донбасса в первые месяцы войны, важность воркутинского угля для центральных и северных регионов СССР резко возросла, поэтому ввести новую железную дорогу в эксплуатацию требовалось как можно быстрее.


Заключенные на строительстве железной дороги Пинюг–Сыктывкар. 1930-е гг.

Для ускорения работ были демонтированы некоторые конструкции недостроенного Дворца Советов, которые были перевезены из Москвы в Коми АССР. Ради срочного строительства железнодорожного моста через Печору был разобран и перевезен на Северо-Печорскую железную дорогу один из мостов через канал Москва — Волга. В результате этих мер уже 28 декабря 1941 года в Воркуту прибыл первый поезд. Поскольку главной задачей Северо-Печорской железной дороги была оперативная транспортировка воркутинского угля, магистраль максимально спрямили, и она прошла мимо Сыктывкара — в 80 километрах от города.

 

Строительство Северо–Печорской ж/д, 1929 г. Карта. Музей города г. Микунь

Долгожданное появление поезда

Только в 1950-е годы председатель Совета Министров Коми АССР, местный уроженец Зосима Васильевич Панаев сумел добиться начала строительства железнодорожной ветки от Сыктывкара до станции Микунь Печорской (Северной) железной дороги. В конце 1960 года в Сыктывкар пришел первый товарный поезд, а 22 января 1961 года — пассажирский. Первыми пассажирами стали рабочие, возводившие железнодорожные мосты через реки Вымь и Вычегду на линии Сыктывкар — Микунь. 




Похожие истории

История железной дороги Астрахани. От перевозки соли к перевозке людей

Железную дорогу в Астрахани построили в 1909 году для доставки баскунчакской соли. Проездной станция стала в 1942 году, первый вокзал в псевдомавританском стиле заменили в 1972 году на капитальное здание.

Вокзал Северодвинска

Железную дорогу проложили здесь в 1936 году, но регулярные пассажирские перевозки запустили только в конце 1938 года. До этого сухопутное сообщение с другими городами практически отсутствовало.

Городская железнодорожная станция Минеральных Вод

В регионе Кавминвод еще в конце XIX века провели железную дорогу и открыли вокзалы. После войны разрушенную инфраструктуру восстановили и выстроили новые здания вокзалов, украшенных фонтанами и скульптурами.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!