Сызрань

Время прочтения: мин.

Сызрань началась с крепости, заложенной в 1683 году для защиты Средней Волги от кочевников. В XVIII веке она превратилась в региональный торговый центр.

Самарская обл., г. Сызрань

GPS: 53.155669 , 48.474611

Город Сызрань получил имя от реки Сызранки, название которой в переводе с тюркского означает «из оврага текущая, низменная». Кроме Сызранки в черте современного города протекает еще три малых реки — притоки Волги: Крымза, Кубра, Кашпировка.

Символы города

В 2002 году Дума городского округа Сызрань утвердила официальные символы города — герб и гимн.


Герб Сызрани

Современный герб Сызрани от исторического, дарованного ей в 1780-м, отличает лишь отсутствие в его верхней части герба города Симбирска как центра наместничества, уездным городом которого тогда была Сызрань.


Герб города Сызрани в XVIII в.

Официальное описание герба: «В золотом поле на зеленой земле идущий черный бык». С точки зрения геральдики, бык — символ плодородия, труда, терпения; золотое поле олицетворяет богатство, великодушие, благоразумие; зеленый цвет — символ изобилия, жизни и возрождения.

Гимн

Авторами гимна Сызрани стали его жители — Виктор Сурков (слова) и Сергей Иванченко (слова, музыка).

Наш город — ровесник Петровских времен —

Воздвиг воевода Козловский.

Взлетает над Волгой малиновый звон

Со звонницы башни Кремлевской.

Он гордо летит над огромной страной

Под небом безоблачно-синим,

Везде прославляя наш город родной —

Частицу великой России.

Флаг

В конкурсе на лучший проект флага Сызрани, который был объявлен в 2012 году, победил эскиз жителя Тюмени Анатолия Грицаенко. После авторской доработки флаг стал представлять собой желтое полотнище с изображением черного быка на нижней полосе в виде закругленного холма, поросшего травой. В таком виде в 2015-м проект Грицаенко был утвержден городским комитетом по местному самоуправлению.

Флаг Сызрани Утвержден в 2015 г.

Неофициальные символы города

К неофициальным символам Сызрани можно отнести Спасскую башню городского кремля, чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери и Сызранское вертолетное училище.

Феодоровская икона Божией Матери в Казанском кафедральном соборе Сызрани

Сызранскоe высшеe военное авиационное училище лётчиков

Основание города

Крепость Сызран по царскому указу в 1683 году заложил симбирский воевода князь Григорий Афанасьевич Козловский для защиты Средней Волги от набегов заволжских кочевников и облюбовавшей Жигулевские горы казачьей вольницы, которая грабила купеческие суда.


Воевода–князь Григорий Афанасьевич Козловский

Но скоро Сызрань утратила свое оборонительное значение и уже в XVIII столетии превратилась в важный региональный торговый центр на перекрестке речных и сухопутных путей. В 1780-м она получает статус города, уездного центра Симбирского наместничества (с 1796 года — губернии), и герб с изображением черного быка на золотом поле «за успехи в торговле скотом и хлебом».

Сызрань XVIII в.

Сызрань в царское время

В Сызрани превалировала посредническая торговля — перевалка различных грузов (хлеба, скота, рыбы, ремесленных изделий), которые затем направлялись в разные концы страны. В XIX веке наряду с торговлей развивается сызранская промышленность, во второй половине того же столетия город уже славится крупными промышленными предприятиями: мельницами, кожевенными заводами, чугунолитейным производством.

Мощный импульс развитию Сызрани как торгово-промышленного центра дало ее вхождение в 1874-м в железнодорожную сеть России. В 1880 году был построен Александровский (Сызранский) железнодорожный мост через Волгу, соединивший Европу и Азию. К началу ХХ века город упрочил статус важного транспортного узла, поскольку через него проходили уже три рельсовые магистрали — Сызрано-Вяземская, Московско-Казанская и Самаро-Златоустовская.

Накануне Первой мировой войны 95 % промышленной продукции Сызрани давали пять мукомольных фирм — купцов Стерлядкиных, Пережогиных, Ильина, Цветкова и братьев Чернухиных. По числу жителей — 32 тысячи человек — Сызрань становится самым большим уездным городом империи. В 1916-м здесь насчитывалось полтора десятка крупных промышленных предприятий.

Александровский мост Конец XIX в.

Город в советское время

Индустриальное развитие Сызрани, с 1928-го вошедшей в состав Средневолжской (ныне Самарской) области, продолжилось в советские годы. В 1929-м была введена в эксплуатацию ГЭС на реке Сызранке, сооруженная по плану ГОЭЛРО и ставшая первенцем гидроэнергетики Поволжья.

Структуру городской промышленности коренным образом изменило открытие в конце 1930-х месторождений нефти и начало промышленной разработки местных горючих сланцев, научно описанных еще в 1760-х. Сызрань превратилась во «второй Баку». Со временем сланцы стали использовать главным образом как сырье для производства лекарственных препаратов, в первую очередь обезболивающего и антисептического ихтиола, особо востребованного в военные годы.

В Великую Отечественную войну в Сызрань были вывезены десятки промышленных объектов, ее население удвоилось и достигло 152 тысяч человек. За счет эвакуированных предприятий промышленный потенциал города увеличился в четыре-пять раз, но и местные производства внесли весомый вклад в Победу.

Сызранская ГЭС 1927 г.

Сызранский снарядный завод обеспечивал боеприпасами артиллерию девяти фронтов. Машинисты Сызранского депо освоили вождение особо тяжеловесных составов, шахтеры Кашпирского рудоуправления перевыполняли план добычи угля и горючих сланцев на 20–50 %. Сызранские нефтепереработчики к 1942 году произвели бензина на 30 % больше запланированного объема, гидроэнергетики бесперебойно снабжали электроэнергией оборонные предприятия города.

В послевоенное время город продолжал расти и динамично развиваться. Сызрань превратилась в кузницу кадров для вертолетной авиации страны. В ней выросли благоустроенные жилые микрорайоны Кашпиррудник, Образцовская площадка и Монгора (Юго-Западный микрорайон), жилые поселки заводов «Тяжмаш» и «Нефтемаш». Были построены новые больницы и поликлиники, здания театра, клубов, разбиты парки и скверы. Тяжелая промышленность, нефтепереработка, машиностроение, строительство, транспорт, торговля и сегодня остаются основными отраслями экономики города.

Участок железной дороги в районе Сызрани 1940-е г.

Культура

Сызрань всегда была одним из центров православной культуры Средневолжья, церковно-монастырской жизни этого региона, сызранские старообрядцы создали собственную, известную на всю Россию иконописную школу.

Бок о бок с русскими, которые составляют 84 % населения современной Сызрани, в ней проживают татары, украинцы, чуваши, представители десятков других национальностей. Свободное развитие и тесное переплетение их национальных культур придает большое своеобразие творческой жизни города.

В Сызрани проходят многочисленные фестивали. Один из самых известных — «Серебряные трубы Поволжья», на который съезжаются музыканты и художники со всей России и из многих стран мира.

С Сызранским краем связаны имена выдающихся людей царской, советской и современной России. Среди них — поэт и видный государственный деятель Иван Иванович Дмитриев, писатели Алексей Николаевич Толстой и Константин Александрович Федин, композитор Аркадий Ильич Островский, крупный советский управленец Максим Захарович Сабуров, астрофизик, лауреат Государственной премии РФ Анатолий Михайлович Черепащук, летчик-космонавт, Герой России Михаил Борисович Корниенко.

Спасская башня Сызранского Кремля

Сызрань в царское время

В Сызрани превалировала посредническая торговля — перевалка различных грузов (хлеба, скота, рыбы, ремесленных изделий), которые затем направлялись в разные концы страны. В XIX веке наряду с торговлей развивается сызранская промышленность, во второй половине того же столетия город уже славится крупными промышленными предприятиями: мельницами, кожевенными заводами, чугунолитейным производством.

Мощный импульс развитию Сызрани как торгово-промышленного центра дало ее вхождение в 1874-м в железнодорожную сеть России. В 1880 году был построен Александровский (Сызранский) железнодорожный мост через Волгу, соединивший Европу и Азию. К началу ХХ века город упрочил статус важного транспортного узла, поскольку через него проходили уже три рельсовые магистрали — Сызрано-Вяземская, Московско-Казанская и Самаро-Златоустовская.

Накануне Первой мировой войны 95 % промышленной продукции Сызрани давали пять мукомольных фирм — купцов Стерлядкиных, Пережогиных, Ильина, Цветкова и братьев Чернухиных. По числу жителей — 32 тысячи человек — Сызрань становится самым большим уездным городом империи. В 1916-м здесь насчитывалось полтора десятка крупных промышленных предприятий.

Александровский мост Конец XIX в.

Город в советское время

Индустриальное развитие Сызрани, с 1928-го вошедшей в состав Средневолжской (ныне Самарской) области, продолжилось в советские годы. В 1929-м была введена в эксплуатацию ГЭС на реке Сызранке, сооруженная по плану ГОЭЛРО и ставшая первенцем гидроэнергетики Поволжья.

Структуру городской промышленности коренным образом изменило открытие в конце 1930-х месторождений нефти и начало промышленной разработки местных горючих сланцев, научно описанных еще в 1760-х. Сызрань превратилась во «второй Баку». Со временем сланцы стали использовать главным образом как сырье для производства лекарственных препаратов, в первую очередь обезболивающего и антисептического ихтиола, особо востребованного в военные годы.

В Великую Отечественную войну в Сызрань были вывезены десятки промышленных объектов, ее население удвоилось и достигло 152 тысяч человек. За счет эвакуированных предприятий промышленный потенциал города увеличился в четыре-пять раз, но и местные производства внесли весомый вклад в Победу.

Сызранская ГЭС 1927 г.

Сызранский снарядный завод обеспечивал боеприпасами артиллерию девяти фронтов. Машинисты Сызранского депо освоили вождение особо тяжеловесных составов, шахтеры Кашпирского рудоуправления перевыполняли план добычи угля и горючих сланцев на 20–50 %. Сызранские нефтепереработчики к 1942 году произвели бензина на 30 % больше запланированного объема, гидроэнергетики бесперебойно снабжали электроэнергией оборонные предприятия города.

В послевоенное время город продолжал расти и динамично развиваться. Сызрань превратилась в кузницу кадров для вертолетной авиации страны. В ней выросли благоустроенные жилые микрорайоны Кашпиррудник, Образцовская площадка и Монгора (Юго-Западный микрорайон), жилые поселки заводов «Тяжмаш» и «Нефтемаш». Были построены новые больницы и поликлиники, здания театра, клубов, разбиты парки и скверы. Тяжелая промышленность, нефтепереработка, машиностроение, строительство, транспорт, торговля и сегодня остаются основными отраслями экономики города.

Участок железной дороги в районе Сызрани 1940-е г.

Культура

Сызрань всегда была одним из центров православной культуры Средневолжья, церковно-монастырской жизни этого региона, сызранские старообрядцы создали собственную, известную на всю Россию иконописную школу.

Бок о бок с русскими, которые составляют 84 % населения современной Сызрани, в ней проживают татары, украинцы, чуваши, представители десятков других национальностей. Свободное развитие и тесное переплетение их национальных культур придает большое своеобразие творческой жизни города.

В Сызрани проходят многочисленные фестивали. Один из самых известных — «Серебряные трубы Поволжья», на который съезжаются музыканты и художники со всей России и из многих стран мира.

С Сызранским краем связаны имена выдающихся людей царской, советской и современной России. Среди них — поэт и видный государственный деятель Иван Иванович Дмитриев, писатели Алексей Николаевич Толстой и Константин Александрович Федин, композитор Аркадий Ильич Островский, крупный советский управленец Максим Захарович Сабуров, астрофизик, лауреат Государственной премии РФ Анатолий Михайлович Черепащук, летчик-космонавт, Герой России Михаил Борисович Корниенко.

Спасская башня Сызранского Кремля

Сызрань сегодня

Городской округ Сызрань — муниципальное образование с населением около 163 тысяч человек (2022). Расстояние по автомобильной дороге до региональной столицы, Самары, составляет 170, а до Москвы — 890 километров. Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2021 года Сызрани было присвоено почетное звание «Город трудовой доблести».

Вид на центр Сызрани 2021 г.

Город и его жители в годы Великой Отечественной войны

15 октября 1941 года решением Государственного комитета обороны запасной столицей СССР был объявлен город Куйбышев (Самара). Туда были экстренно эвакуированы многие государственные учреждения, но часть разместилась в Сызрани.

Среди них были Торговый банк СССР, наркоматы легкой промышленности и электростанций, аппарат НКВД СССР, Центральный совет Осоавиахима, ряд промышленных трестов, главков и управлений.

Герои войны

Накануне Великой Отечественной войны в Сызрани проживало порядка 78 тысяч человек. 38 тысяч жителей города и района были призваны в действующую армию, свыше 18 тысяч из них не вернулись домой. Сызрань воспитала 27 Героев Советского Союза, более 130 кавалеров и трех полных кавалеров ордена Славы.



Сотрудники эвакогоспиталя №997

В танковом, пулеметном, пехотном училищах Сызрани, в дислоцированных в городе учебном автомобильном полку и на пиротехнических курсах для фронта было подготовлено более 20 тысяч специалистов. Здесь были сформированы 266-я стрелковая дивизия, 12-я штурмовая инженерно-саперная бригада, 22-й отдельный батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи, 12-я железнодорожная бригада и другие подразделения.


Танковое училище в Сызрани 1944–1947 гг.

Трудовой фронт

Огромен вклад жителей Сызрани в Великую Победу и на трудовом фронте. Благодаря героическим усилиям сызранских медиков через 11 развернутых в городе эвакогоспиталей прошло около 53 тысяч раненых советских воинов. Сызрань приютила более 600 детей блокадного Ленинграда.

Из западных областей сюда были эвакуированы локомобильный, нефтеперегонный заводы, авиационные и другие предприятия, всего — около 60 производств. Работники локомобильного завода освоили производство мин. Первый эшелон с продукцией нефтеперегонного завода был отправлен на Сталинградский фронт в июле 1942-го. Авиапредприятия в кооперации с куйбышевскими авиастроителями наладили выпуск штурмовика Ил-2.


Эшелон с горючим перед отправкой на фронт


1942 г.

Сызранский арсенал (Центральная военная база № 22) в военные годы выпустил свыше 40 миллионов артиллерийских и реактивных снарядов. Трест «Сызраньнефть» за годы войны вчетверо увеличил добычу нефти. На 20–50 % перевыполняли план шахтеры Кашпирского рудоуправления. Бригады машинистов Сызранского депо освоили вождение сверхтяжелых составов, что в значительной степени повысило объемы грузоперевозок, особенно военного назначения.


Людиновский завод «Тяжмаш» в Сызрани 1941–1945 гг.

За доблестный труд в Великой Отечественной войне более 17 тысяч сызранцев были удостоены государственных наград — орденов Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», медалей «За трудовое отличие» и «За доблестный труд в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.». Центральная военная база № 22 и Сызранский завод № 418 (нефтеперерабатывающий) были награждены переходящими Красными знаменами Государственного комитета обороны и Народного комиссариата обороны СССР.


На строительстве Волжской рокады в Сызранскои районе 1942 г.

Память о войне

Подвиг сызранцев в Великой Отечественной войне увековечен в мемориалах. Важнейшие из них: памятник павшим за свободу и независимость Родины (Вечный огонь Славы); стела в честь 30-летия Победы в поселке «Тяжмаш»; памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны в поселке Новокашпирский; стела Героев Советского Союза и России в сквере Славы; памятник локомотиву Л-5193 — «Паровозу Победы» в сквере рядом со станцией Сызрань-1.

  1. Памятник локомотиву Л–5193. 2022 г.
  2. Памятник Героям Советского Союза в Сызрани. 2020 г.
  3. Памятник «Вечный огонь» в Сызрани

В 2018-м за вклад в развитие промышленного и оборонного потенциала России, героизм и самоотверженность, проявленные жителями города в годы Великой Отечественной войны и в период восстановления народного хозяйства, Сызрани было присвоено почетное звание «Город трудовой и боевой славы».



Источник: © Сайт «Историческая Самара»

Источник: © Сайт «Историческая Самара»

Источник: © Сайт «Историческая Самара»

Источник: © Администрация городского округа Сызрань

Источник: © Сайт «Историческая Самара»

Источник: © МБУК ИКМ «Самарская Лука»

Источник: © Сайт «Tolyatti–tur.ru»

Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия

Источник: © Ключ к отдыху – Все про самые интересные для туризма места России

Источник: © PravIcon.com – Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

Источник: © ВСызрани.ру – Интернет–журнал Нашего города

Источник: © Новостной портал Сызрани

Источник: © Историческая Самара – портал о губернии

Источник: © Информационно–просветительская студенческая газета СФ ФГБОУ ВО «СГЭУ»

Источник: © Tripadvisor – крупнейшая в мире платформа о путешествиях

Источник: © Яндекс.Карты – транспорт, навигация, поиск мест

Источник: © Комсомольская правда – Самара

Источник: © «Инфоурок» – крупнейший образовательный интернет–проект в России

Источник: © Яндекс карты

Места

Вокзал Сызрани

Железная дорога пришла в Сызрань в 1874 году. Здесь нефть перекачивали в цистерны и развозили по всей стране. В 1884 году возвели помпезный вокзал с православной часовней, он служит и по сей день.

Сызранский кремль

Сызранский кремль был заложен в 1683 году симбирским воеводой, князем Григорием Афанасьевичем Козловским, который по праву считается основателем города.



Свято-Вознесенский мужской монастырь

Старейший сызранский монастырь основан в 1685 году по челобитной на имя Ивана V и Петра I. Здания возводили из дерева, в 1738 году построили каменный собор. В монастырском некрополе погребены именитые сызранцы.

Кашпирский Благовещенский Симеонов монастырь

Благовещенский мужской монастырь основан в 1712 году, в 1730 году там построили храм Пресвятой Богородицы. В конце 1960-х село вошло в зону затопления водохранилища, оставшийся на месте храм почти не пострадал.

Христорождественский собор

В 1781 году на месте сгоревшего храма в Сызрани возвели Христорождественский собор. Его фасад декорирован пилястрами, карнизом и наличниками. В 1920-е храм закрыли и вернули верующим лишь в 1989 году.

Казанский кафедральный собор

Казанский собор построили в 1872 году по проекту столичного архитектора. В 1932 году храм был закрыт и разорен, но в 1944-м возобновил службу. Прихожане несли сюда домашние иконы и восстанавливали собор.

Сызрань, Ансамбль бывшей Большой улицы

Большая — одна из старейших улиц Сызрани. Изначально ее застраивали хаотично, в 1804 году Александр I утвердил новый генплан, сформировавший ее нынешний облик — купеческие особняки и здания в стиле модерн.

Бывшие особняки Стерлядкиных

Богатейшими представителями сызранской хлеботорговли были Стерлядкины. До революции купцы построили несколько ярких особняков, в которых размещали торговые лавки и жилые помещения. Усадьбы существуют и сейчас.

Бывший особняк М. В. Чернухина

С именем Мартиниана Чернухина связано возрождение Сызрани после большого пожара 1906 года. Свой особняк он построил на окраине города, дом больше напоминает сказочный теремок на живописном берегу реки.

Александровский (Сызранский) железнодорожный мост

В 1876 году в Сызрани построили первый железнодорожный мост через Волгу. До него составы через Волгу переправляли на паромах, зимой рельсы укладывали прямо на лед. 

Сызранский краеведческий музей

В 1923 году в Сызрани открыли краеведческий музей, в который поступали книги, произведения живописи, оружие, старинная мебель из национализированных дворянских усадеб. В собрании более 55 тысяч экспонатов.

Сызранская ГЭС

Сызранскую ГЭС построили в 1929 году, оборудование на нее привозили даже из Германии — эти агрегаты до сих пор работают. Сегодня это единственная ГЭС того времени, сохранившаяся в первоначальном виде.

Памятник «За власть Советов! Погибшим борцам за дело революции»

В 1918 году Сызрань захватили белочехи, устраивавшие массовые казни рабочих, комиссаров и большевистских активистов. В 1957 году на братской могиле установили памятник, посвященный тем событиям.

Памятник павшим за свободу и независимость Родины. Вечный огонь Славы

Сызрань заплатила войне тяжелую дань: из 38 тысяч ушедших на фронт 18 тысяч не вернулись. На главной площади города в 1983 году установили памятник павшим за свободу и независимость Родины.

Дендрологический парк имени 60-летия Всероссийского общества охраны природы

Дендрологический парк в Сызрани появился из зеленой защитной полосы, заложенной в конце вокруг сызранского завода пластмасс. Сегодня площадь парка более 8 гектаров, там находится 140 видов редких растений.

Памятник князю Г. А. Козловскому

Памятник Г. А. Козловскому установили в 2016 году возле его детища — Спасской башни Сызранского кремля. История не сохранила облик князя, поэтому памятник носит собирательный образ русского воеводы XVII века.

Сызранское вертолетное училище

Саранскую военную авиашколу образовали в 1940-м, а с 1953 года здесь приступили к освоению вертолетов. Выпускники героически сражались в Афганистане, ликвидировали чернобыльскую аварию.

Стела «30 лет Победы»

Стела в виде трех гигантских металлических римских «десяток» была воздвигнута в Сызрани в 1975 году, к 30-летию Победы. Он также служит и напоминанием о свернутой в 1960-х годах лунной программе

Истории

Архитектурное и духовное наследие сызранского старообрядчества

В современной Сызрани сохранилось несколько церквей, построенных в начале ХХ века противниками реформ патриарха  Никона. Спасаясь от притеснений власти, они построили в Сызрани общину и храмы.

Сызранская икона

Сызранская икона впитала черты, характерные для всех старообрядческих иконописных школ. В 1930-х годах иконописцев репрессировали, «сызранская манера» пресекалась. Возрождение ее началось в постсоветскую эпоху.

Площадки и предметы старосызранской торговли

Сызрань издревле была торговым городом, богатым зерновой промышленностью. Внутригородскую и внешнюю торговлю вели на еженедельных базарах и сезонных ярмарках, ее потребностям было подчинено градостроительство.

Сызранский помидор

Ежегодный фестиваль, проводимый с 2001 года, сызранцы посвятили гордости своих огородов — сладкому и мясистому для здешних краев помидору. На главной улице проходят карнавалы и шествие духовых оркестров.

Люди

Иван Иванович Дмитриев

1760—1837

Поэт-сентименталист, баснописец, песенник, тайный советник, сенатор, член Госсовета, в 1810–1814 годах министр юстиции Российской империи


Елпидифор Иванович Аркадьев

1856–1917

Библиограф, издатель,  журналист, писатель

Максим Захарович Сабуров

1900–1977

Первый заместитель Председателя Совета Министров СССР, член ЦК КПСС и его Президиума

Аркадий Ильич Островский

1914–1967

Композитор-песенник, член Союза композиторов СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР

Другие города

Северобайкальск

Республика Бурятия

Северобайкальск (бур. Хойто Байгалай хото) — город в Республике Бурятия России. Является крупнейшим населённым пунктом, расположенным на берегу Байкала.

Ярославль

Ярославская область

Третий по величине населения город центрального округа России. Является транспортным узлом, из которого расходятся железнодорожные линии и автодороги в направлении Москвы, Вологды, Рыбинска, Костром

Ачинск. Город крупнейшего в России глиноземного комбината

Бывший оборонительный острог Сибири с 300-летней историей, выросший в значимый индустриальный центр Красноярского края.

Ростов-на-Дону

Ростовская область

Ростов-на-Дону — крупнейший город на юго-западе России. Неофициально Ростов именуют «Воротами Кавказа» и «Южной столицей России», а также «Донской столицей».

Алатырь

Чувашская респ., г. Алатырь

Древний город-крепость Алатырь пережил множество войн и революцию, сохранив свой исторический облик. Сегодня это один из центров русской культуры в Поволжье, подаривший миру выдающихся людей. 

Волхов

Ленинградская обл. г. Волхов

Волхов — древний город, известный своей промышленностью. Люди селились здесь с железного века. Современный Волхов выкован революцией 1917 года и последующей индустриализацией.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!