Северодвинск

Время прочтения: мин.

Поселение на месте современного Северодвинска образовалось вокруг монастыря. Пять веков спустя на запустевших монастырских землях возвели судостроительный завод.

Северодвинск, Архангельская область

GPS: 64.563386 , 39.823781

Историческая справка

В разные годы город играл ключевую роль в логистике и кораблестроении. В 2016 году Северодвинск получил статус «Города трудовой доблести и славы», с 2021 года — «Город трудовой доблести».

Северодвинск (в 1938–1957 годах — Молотовск) расположен в 35 километрах к северо-западу от Архангельска в одном из четырех устьев Северной Двины. На 2021 год его население составляло более 180 тысяч человек. Это второй по величине город Архангельской области, с 1960 года он официально относится к районам Крайнего Севера.


Символы города

Символы Северодвинска — не только герб, флаг и гимн, но и известные предприятия «Севмаш», «Звездочка», а также архитектурные сооружения, драматический театр и краеведческий музей, памятники и сосновый бор.


Герб и флаг Северодвинска

Первый герб Северодвинска разработал архитектор завода «Севмаш» Яковлев по мотивам принятой в 1967 году и переутвержденной в 2009-м эмблемы предприятия как исторического символа города. Исполком Северодвинского горсовета утвердил герб в 1970 году. На нем изображены чайки, шестерни и волны — эти стилизованные элементы использовали в оформлении главных сухопутных ворот Северодвинска — стелы, воздвигнутой в 1972 году на въезде в город со стороны Архангельска.


Герб Северодвинска. 1967 г.

На втором гербе, утвержденном в июле 1992 года, помещен силуэт червленого цветка шиповника на геральдическом серебряном поле. Это одновременно и стилизованное изображение гребного винта атомной подводной лодки, и напоминание о том, откуда произошло одно из исторических названий порта Святого Николая — «Розовый».


Флаг городского округа «Северодвинск» Архангельской области. Утверждён 23 апреля 2020 г.

Автор третьего герба Северодвинска, появившегося в 2003 году, — Андрей Жуков, арт-директор одной из местных фирм. В описании герба сказано: «Щит окрашен в серебряный цвет, в верхней части герба изображена поморская ладья. Нижняя часть разделена на две равные части, где одна часть синего цвета, в которой изображен корабельный якорь, вторая — белая с изображением цветка шиповника». Флаг города, одобренный городскими властями в 2020 году, несет изображение второго герба Северодвинска.

Флаг городского округа «Северодвинск» Архангельской области. Утверждён 23 апреля 2020 г.

Гимн

Текст гимна Северодвинска написал поэт Александр Васильевич Ипатов, музыку сочинил композитор Приходько. Гимн приняли и официально утвердили на сессии муниципального совета в 2004 году. Он начинается словами:

Где много лет на Белом море,

В краю болот, ветров, дождей

Никольский храм стоял в дозоре

Российских вольных рубежей,

Там вырос город корабелов,

И с морем он неразделим —

С одним на всех нелегким делом,

На всех отечеством одним.

Припев:

Город родной,

Мир и покой,

Бог и Святой Николай.

Вместе с тобой —

Как за стеной,

Гордый отеческий край.


Другие символы города

Помимо масштабных производственных и портовых предприятий «Севмаш» и «Звездочка», неотъемлемой частью истории и современного облика Северодвинска стали восстановленный Никольский собор бывшего Николо-Корельского монастыря, приморский Ягринский сосновый бор, городские драматический театр и краеведческий музей, памятники — первостроителям города (1978), академикам Михаилу Васильевичу Ломоносову (1958) и Алексею Николаевичу Крылову (1996), морякам-подводникам, погибшим на атомной подводной лодке «Курск» (2000), военные скульптурно-мемориальные композиции.


Николо—Корельский монастырь в Северодвинске. 2022 г.

История возникновения города

Южное побережье Двинской губы уже в XII веке входило во владения Великого Новгорода, со временем пришлые новгородцы ассимилировали финно-угорское население. Поморье не знало ни монголо-татарского ига, ни крепостного права. Возможно, потому его жители свободолюбивы и независимы. Русский субэтнос, за которым с XVIII столетия закрепилось название «поморы», имел собственный говор — «поморьскую говóрю». Они также славились как искусные добытчики морского зверя, рыбаки, мореходы, на своих деревянных ладьях-«кочах» бороздившие суровые северные моря задолго до европейских первооткрывателей.


Поморы—рыбаки. Конец XIX в.

Поселение на месте современного Северодвинска возникло вокруг Николо-Корельского мужского монастыря, первое летописное упоминание о нем датируется 1419 годом. На протяжении почти двух столетий монастырская якорная стоянка на ближайшем острове Ягры была морскими воротами Русского государства. В XV–XVI веках через этот порт отправлялись в Западную Европу русские послы, прибывали торговые корабли заморских «гостей».


Вид с юго—запада на Никольский собор Николо—Корельского монастыря. 1936 г.

Дипломатические ворота

Летом 1553 года в поисках северного пути в Индию здесь бросил якорь корабль «Эдуард Бонавентура» под командой капитана Ричарда Ченслера, который из-за обилия цветущего шиповника назвал остров «Розовым». «Прииде корабль с моря на устье Двины реки… от английского короля Эдварда посол Рыцарт, а с ним — гости», — повествует Двинская летопись. Обнаружив напротив Николо-Корельского монастыря удобную закрытую корабельную стоянку, Ченслер назвал ее «рейдом Святого Николая».


Ричард Ченслор

В конце ноября 1553 года англичанин отправился на санях в Москву на царскую аудиенцию, в результате которой между Россией и Великобританией были установлены дипломатические и торговые отношения. Ченслер стал первым послом Лондона в Москве, вновь образованная английская «Московская компания» (Muscovy Company) получила монопольные права на торговлю с Россией, которыми пользовалась до 1698 года.

 С основанием в 1584 году города Новохолмогоры, переименованного в 1613 году в Архангельск, порт Святого Николая начал терять свое государственное значение. Основой монастырского хозяйства надолго стали рыбный и соляной промыслы. После расцвета в XVII–XVIII веках монастырь стал постепенно угасать и в 1920 году был упразднен.


Ричард Ченслер на приеме у русского царя Ивана Грозного. XVI—XVII вв.

Судостроительный завод

В 1936 году по решению Политбюро ЦК ВКП(б) и Совета труда и обороны СССР на запустевших монастырских землях возвели судостроительный завод № 402 для созданной в 1933 году Северной военной флотилии. По своему значению и масштабам это строительство стояло в одном ряду с такими объектами первых пятилеток, как Днепрогэс и Магнитка. В июне 1936 года на Никольском берегу высадилась первая партия рабочих во главе с начальником стройки Иваном Кирилкиным, в 1937 году они основали поселок Судострой.


Хотя к этому моменту его население перевалило за 15 тысяч, рабочих рук остро не хватало, и в августе 1938 года строительство передали НКВД. Рабочий поселок получил статус города, его переименовали в Молотовск. На острове Ягры появились бараки Ягринлага, число сидельцев которого к началу 1941 года превысило 31 тысячу, сам лагерь просуществовал до 1953 года.

Заключенные строили город, завод и порт, бывшие среди них инженеры-кораблестроители, свезенные со всех концов страны, внесли весомый вклад в создание нового предприятия. На заводских стапелях 21 декабря 1939 года заложили первый военный корабль, и этот день считается датой рождения северной советской военно-морской кузницы.


Барак Ягринлага. 1938—1942 гг.

Важный логистический центр. Северодвинск в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны Северодвинск был одним из главных транспортных морских узлов, который принимал и отправлял важнейшие ресурсы и сырье. Город также стал крупнейшей на Севере судоремонтной базой.

За годы Великой Отечественной войны на верфях завода № 402 построили десятки морских охотников, минных заградителей, эскадренных миноносцев, легких крейсеров; в цехах производили снаряды, глубинные бомбы, другую военную продукцию. Порт получил глубоководные причалы и железную дорогу, был оборудован мощными механизмами для разгрузки судов союзников по антигитлеровской коалиции и отправки экспортного сырья. С 1942 года наряду с Архангельском и Мурманском Молотовск стал основным грузополучателем ленд-лиза, особенно в зимнее время.


Корабли Северного флота с десантниками на пути к Киркенесу. 1944 г.

Вклад северодвинцев в Победу

С началом Великой Отечественной войны более 500 жителей города направились строить оборонительные сооружения Карельского фронта. Вплоть до весны 1943 года Молотовск подвергался вражеским бомбардировкам. В действующую армию в общей сложности были призваны 17 500 молотовчан, 4700 из которых не вернулись с войны. Сегодня улицы города носят имена северодвинцев Героев Советского Союза Александра Дмитриевича Юдина, Николая Федоровича Чеснокова, Константина Матвеевича Трухинова, Александра Григорьевича Торцева.


Судостроительный завод и судоремонтная база

По решению Государственного комитета обороны СССР от 13 августа 1941 года, молотовский судостроительный завод начал выпуск больших морских охотников за подводными лодками, которых за годы войны в общей сложности здесь было построено 12. Одновременно на заводе освоили производство снарядов, взрывателей для глубинных бомб, понтонов, якорей, минных тралов.


Корабли Северного флота с десантниками на пути к Киркенесу. 1944 г.

Обескровленный мобилизациями город с населением менее 30 тысяч человек превратился в крупнейшую на Севере судоремонтную базу транспортного, ледокольного и военного флота. Его порт приспособили для приема и разгрузки крупнотоннажных транспортов союзников. Первый союзнический конвой приняли здесь в конце ноября 1941 года, последний — в начале 1945 года.

Только за пять последних недель 1941 года молотовский порт принял и обработал 36,2 тысячи тонн импортных грузов и около 7,5 тысячи тонн бензина. В 1991 году, к 50-летию северных конвоев, на здании северодвинского железнодорожного вокзала была установлена памятная доска, в церемонии открытия которой приняли участие ветераны стран-союзниц СССР по антигитлеровской коалиции.


Советский ледокол «Александр Сибиряков» горит и тонет после боя с немецким тяжелым крейсером «Адмирал Шеер». 1942 г.

Герои-северодвинцы

За годы войны 457 заводчан и около 100 работников порта наградили орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знаком Почета», медалью «За трудовое отличие». Тысячи горожан получили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1983 году указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в годы Великой Отечественной войны Северодвинск был награжден орденом Ленина. Особый вклад в трудовые успехи Северодвинска в первые годы его существования внесли руководители города и завода — Иван Тарасович Кирилкин, Иван Афанасьевич Плюснин, Сергей Александрович Боголюбов.


Работники «Севмаша».19411945 гг.

Кирилкин Иван Тарасович (1890–1942) родился в городе Александровске-Грушевском (ныне — Шахты Ростовской области). Беспризорник, участник Гражданской войны. Получил образование инженера-металлурга, стажировался на профильных предприятиях США, Великобритании, Франции, Чехословакии, Германии. В середине 1920-х годов работал управляющим рудниками на Донбассе, затем директором Макеевских металлургических заводов, с 1929 года стал директором вновь построенного, тогда крупнейшего в СССР Краматорского завода тяжелого машиностроения. С 1935 года — член ЦИК СССР, кавалер ордена Ленина.


Иван Тарасович Кирилкин

В мае 1936 года по личной просьбе Кирилкина нарком Григорий Константинович Орджоникидзе назначил его начальником строительства судостроительного завода и рабочего поселка Судострой (ныне — Северодвинск). В июне 1936 года на колесном пароходе «Иван Каляев» Иван Тарасович прибыл на место с первой партией вольнонаемных рабочих. За первый же год под его руководством построили десятки жилых домов, клуб, школу, в сложнейших северных условиях проложили железную дорогу и высоковольтную ЛЭП от Архангельска, возвели бетонный и кирпичный заводы, механические мастерские.

 В сентябре 1938 года, почти сразу после передачи строительства в ведение НКВД, Кирилкина арестовали по ложному обвинению во вредительстве, крупной растрате, сотрудничестве с рядом иностранных разведок. В мае 1941 года военный трибунал приговорил его к 15 годам лагерей, он погиб в марте 1942 года в Вятском исправительно-трудовом лагере. В 1956 году Иван Тарасович был полностью реабилитирован.


Клуб в Ягринлаге

Плюснин Иван Афанасьевич (1903–1955) — выходец из крестьян Шенкурского уезда Архангельской губернии. В молодости работал матросом, рабочим лесозавода, с 1925 года был на местной профсоюзной, а с 1930 года — на партийной работе. До войны окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б). С ноября 1941 года по апрель 1952 года — первый секретарь Молотовского райкома ВКП(б).

 Иван Афанасьевич создавал и укреплял противовоздушную оборону города, чтобы обеспечить бесперебойный выпуск военной продукции на его предприятиях, вплотную занимался вопросами гражданской городской застройки. В последние годы жизни был на руководящей партийной и советской работе в Архангельске. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Похоронен в Архангельске. С 1961 года имя Ивана Плюснина носит улица Северодвинска, а также одно из вспомогательных судов воднотранспортного цеха «Севмаша».


Плюснин Иван Афанасьевич

Боголюбов Сергей Александрович (1907–1990) — уроженец Николаевской губернии. После того как в 1927 году окончил Николаевский кораблестроительный институт, работал на Северной судостроительной верфи в Ленинграде, с осени 1941 года — директор Ленинградского судостроительного завода имени Андрея Александровича Жданова.

 Сергея Александровича назначили 15 сентября 1942 года директором судостроительного завода № 402 в Молотовске, на котором он организовал ремонт боевых кораблей, транспортных судов и ледоколов, а также строительство больших морских охотников и эсминцев с применением разработанной им блочной технологии. Кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» (дважды), награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».


Боголюбов Сергей Александрович

В августе 1949 года Боголюбова арестовали в рамках печально известного «ленинградского дела». Находясь под следствием в Москве, два года провел в одиночной камере. Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила его к расстрелу, в 1951 году наказание заменили на 25 лет заключения в лагерях. После реабилитации и освобождения в 1954 году до конца жизни работал в Ленинграде, где и похоронен. В 1979 году Сергею Александровичу Боголюбову присвоили звание «Почетный гражданин Северодвинска». В 2007 году на здании одного из цехов «Севмаша» ему установили мемориальную доску.

 В послевоенные годы молотовский завод начал строить подводные лодки с ядерной двигательной установкой. Первой из них и третьей в мире стала спущенная на воду в 1957 году лодка «Ленинский комсомол». В следующие 20 лет под руководством директора Евгения Павловича Егорова завод превратился в крупнейший в мире центр атомного подводного судостроения.


Советская подводная лодка К–21 отправляется в боевой поход из Полярного. 1942 г.

За годы войны 457 заводчан и около 100 работников порта наградили орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знаком Почета», медалью «За трудовое отличие». Тысячи горожан получили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1983 году указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в годы Великой Отечественной войны Северодвинск был награжден орденом Ленина. Особый вклад в трудовые успехи Северодвинска в первые годы его существования внесли руководители города и завода — Иван Тарасович Кирилкин, Иван Афанасьевич Плюснин, Сергей Александрович Боголюбов.


Работники «Севмаша».19411945 гг.

Кирилкин Иван Тарасович (1890–1942) родился в городе Александровске-Грушевском (ныне — Шахты Ростовской области). Беспризорник, участник Гражданской войны. Получил образование инженера-металлурга, стажировался на профильных предприятиях США, Великобритании, Франции, Чехословакии, Германии. В середине 1920-х годов работал управляющим рудниками на Донбассе, затем директором Макеевских металлургических заводов, с 1929 года стал директором вновь построенного, тогда крупнейшего в СССР Краматорского завода тяжелого машиностроения. С 1935 года — член ЦИК СССР, кавалер ордена Ленина.


Иван Тарасович Кирилкин

В мае 1936 года по личной просьбе Кирилкина нарком Григорий Константинович Орджоникидзе назначил его начальником строительства судостроительного завода и рабочего поселка Судострой (ныне — Северодвинск). В июне 1936 года на колесном пароходе «Иван Каляев» Иван Тарасович прибыл на место с первой партией вольнонаемных рабочих. За первый же год под его руководством построили десятки жилых домов, клуб, школу, в сложнейших северных условиях проложили железную дорогу и высоковольтную ЛЭП от Архангельска, возвели бетонный и кирпичный заводы, механические мастерские.

 В сентябре 1938 года, почти сразу после передачи строительства в ведение НКВД, Кирилкина арестовали по ложному обвинению во вредительстве, крупной растрате, сотрудничестве с рядом иностранных разведок. В мае 1941 года военный трибунал приговорил его к 15 годам лагерей, он погиб в марте 1942 года в Вятском исправительно-трудовом лагере. В 1956 году Иван Тарасович был полностью реабилитирован.


Клуб в Ягринлаге

Плюснин Иван Афанасьевич (1903–1955) — выходец из крестьян Шенкурского уезда Архангельской губернии. В молодости работал матросом, рабочим лесозавода, с 1925 года был на местной профсоюзной, а с 1930 года — на партийной работе. До войны окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б). С ноября 1941 года по апрель 1952 года — первый секретарь Молотовского райкома ВКП(б).

 Иван Афанасьевич создавал и укреплял противовоздушную оборону города, чтобы обеспечить бесперебойный выпуск военной продукции на его предприятиях, вплотную занимался вопросами гражданской городской застройки. В последние годы жизни был на руководящей партийной и советской работе в Архангельске. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Похоронен в Архангельске. С 1961 года имя Ивана Плюснина носит улица Северодвинска, а также одно из вспомогательных судов воднотранспортного цеха «Севмаша».


Плюснин Иван Афанасьевич

Боголюбов Сергей Александрович (1907–1990) — уроженец Николаевской губернии. После того как в 1927 году окончил Николаевский кораблестроительный институт, работал на Северной судостроительной верфи в Ленинграде, с осени 1941 года — директор Ленинградского судостроительного завода имени Андрея Александровича Жданова.

 Сергея Александровича назначили 15 сентября 1942 года директором судостроительного завода № 402 в Молотовске, на котором он организовал ремонт боевых кораблей, транспортных судов и ледоколов, а также строительство больших морских охотников и эсминцев с применением разработанной им блочной технологии. Кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» (дважды), награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».


Боголюбов Сергей Александрович

В августе 1949 года Боголюбова арестовали в рамках печально известного «ленинградского дела». Находясь под следствием в Москве, два года провел в одиночной камере. Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила его к расстрелу, в 1951 году наказание заменили на 25 лет заключения в лагерях. После реабилитации и освобождения в 1954 году до конца жизни работал в Ленинграде, где и похоронен. В 1979 году Сергею Александровичу Боголюбову присвоили звание «Почетный гражданин Северодвинска». В 2007 году на здании одного из цехов «Севмаша» ему установили мемориальную доску.

 В послевоенные годы молотовский завод начал строить подводные лодки с ядерной двигательной установкой. Первой из них и третьей в мире стала спущенная на воду в 1957 году лодка «Ленинский комсомол». В следующие 20 лет под руководством директора Евгения Павловича Егорова завод превратился в крупнейший в мире центр атомного подводного судостроения.


Советская подводная лодка К–21 отправляется в боевой поход из Полярного. 1942 г.


Градообразующее предприятие

В 1959 году завод получил название Северного машиностроительного предприятия — «Севмаш». Ремонтом, а затем и утилизацией атомных субмарин занимался основанный в 1946 году Центр судоремонта «Звездочка». На сегодняшний день на обоих градообразующих предприятиях Северодвинска в общей сложности трудится около 40 тысяч горожан.



Источник: © Статья «Николо–Корельский монастырь» на dzen.ru

Источник: © Православная страница Николая и Елены Андрущенко

Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия

Источник: © MOSCOVERY

Источник: © ФГБУК «Государственный исторический музей»

Источник: © Retro View of Mankind's Habitat

Источник: © Военный альбом – Фотографии Второй мировой и Великой Отечественной войны (1939–1945).

Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия

Источник: © wiki2.org – Википедия. Переиздание

Источник: © ПО «Севмаш»

Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия

Источник: © Военный альбом – Фотографии Второй мировой и Великой Отечественной войны (1939–1945).

Источник: © Военный альбом – Фотографии Второй мировой и Великой Отечественной войны (1939–1945).

Источник: © Проект «Город тот дорог»

Источник: © Старый Архангельск

Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия

Источник: © Rusnord.ru

Места

Никольский собор бывшего Николо-Корельского монастыря

Первые каменные здания, в том числе Никольский собор, появились в монастыре в конце XVII века. С 1930-х годов здесь располагается ПО «Севмаш», однако в 1990-х сохранившиеся постройки вернули РПЦ.

Памятник первостроителям Северодвинска

Возведение города на столь болотистой местности — настоящий подвиг. В память о нем в Северодвинске установлен барельеф, на котором изображены начальник стройки, геодезист и женщина-работница.

Мемориалы, посвященные подвигам северодвинцев в Великой Отечественной войне

Каждый из памятников представляет собой бронзовую ростовую фигуру В. И. Ленина. На площади перед заводоуправлением «Севмаша» памятник появился в 1960 году, а на площади Победы — в 1988 году.

Памятник Михаилу Васильевичу Ломоносову

Памятник установлен на площади Ломоносова в 1958 году и завершает ее архитектурный ансамбль в стиле классицизма. Великий ученый-энциклопедист, уроженец Архангелогородской губернии, здесь особенно почитаем.

Северодвинский городской краеведческий музей

Фонды музея насчитывают более 62 тысяч экспонатов, распределенных по 32 коллекциям. В его основе — этнографическая коллекция краеведа А. И. Патокина, а также личные вещи и документы, переданные ветеранами.

Северодвинский драматический театр

Годом основания театра считается 1937, когда театральный кружок рабочей молодежи поставил свой первый спектакль. Позднее его переименовали в театр драмы, и в нем сформировалась профессиональная труппа.

Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие»

Датой основания «Севмаша» считается 21 декабря 1939 года — день, когда на его стапелях заложили первый линкор. Сегодня здесь строятся атомные подводные ракетоносцы. В 1971 году при заводе открылся музей.

Центр судоремонта «Звездочка»

Второе градообразующее предприятие Северодвинска — центр судоремонта «Звездочка». С 1990 года здесь также проводят утилизацию ядерных установок, а с 2005 года производят металлоконструкции для космодромов.

Остров Ягры и его памятники

На острове расположен ряд мемориалов. Среди них мемориал на месте захоронения 103 воинов Карельского фронта ВОВ и памятник, посвященный трагедии на атомной подлодке «Курск» — ее построили на «Севмаше».

Памятники Владимиру Ильичу Ленину

Каждый из памятников представляет собой бронзовую ростовую фигуру В. И. Ленина. На площади перед заводоуправлением «Севмаша» памятник появился в 1960 году, а на площади Победы — в 1988 году.

Истории

Кудемская узкоколейная железная дорога

Название дороги произошло от близлежащей реки Кудьма. Колея шириной 750 миллиметров работает на тепловой тяге. Ее построили в 1949 году для доставки ресурсов из расположенных к югу от города леспромхозов.

Колесный речной пароход «Н. В. Гоголь»

Пароход «Н. В. Гоголь» — самое старое речное пассажирское судно России, по-прежнему находящееся в эксплуатации. В 1990-х годах его реконструировали по современным стандартам, сохранив его исторический облик.

Вокзал Северодвинска

Железную дорогу проложили здесь в 1936 году, но регулярные пассажирские перевозки запустили только в конце 1938 года. До этого сухопутное сообщение с другими городами практически отсутствовало.

Интересные факты о Северодвинске и продукции ПО «Севмаш»

Город связан со многими важными именами: отсюда отправился в Москву М. Ломоносов, здесь учился в школе В. Пикуль. Также он ассоциируется с атомным кораблестроением: его подлодки установили не один рекорд.

Люди

Евгений Павлович Егоров

1908–1982

Инженер-кораблестроитель, один из создателей советской школы атомного подводного судостроения

Григорий Лазаревич Просянкин

1920–1998

Советский инженер-кораблестроитель и крупный организатор производства, проектировал и создавал атомный флот СССР

Александр Федорович Зрячев

1928–2004

Российский инженер-судостроитель, почетный судостроитель Российской Федерации, кавалер орденов Ленина и Октябрьской революции, почетный гражданин Северодвинска

Другие города

Оренбург

Оренбургская обл., г. Оренбург

Оренбург — один из крупнейших городов России, расположенный на Южном Урале, был основан в 1743 году. Край богат природными ископаемыми и славится своей нефте- и газодобывающей промышленностью.

Сарапул

Один из старейших городов на реке Каме. Сарапул расположен в юго-восточной части Удмуртской республики. В прошлом уездный купеческий город, он был одним из центров обувной и кожевенной промышленности.

Смоленск

Смоленская область

В недатированной части «Повести временных лет» он впервые упоминается как центр племенного союза кривичей. Также упомянут в Устюженском своде под 863 годом.

Малая Вишера

Новгородская область

Населённый пункт возник во второй половине XIX века как поселение при железнодорожной станции Николаевской железной дороги на пути из Санкт-Петербурга в Москву. Город расположен на реке Малая Вишерка, также называемой и Малая Вишера.

Вязьма

Смоленская область

Город расположен на Старой Смоленской дороге, издавна соединявшей Москву с европейскими государствами.

Орск

Оренбургская обл., г. Орск

Орск основали в 1735 году во время освоения Южного Урала. Сначала построили крепость, но в начале XIX века она утратила свои функции, город стал уездным. После революции Орск превратился в промышленны

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!