На территории современных Грязей с 1710 года находилось небольшое поселение. Датой основания города считается 1868 год, когда через Грязи прошла железнодорожная линия Козлов — Воронеж.
GPS: 52.496191 , 39.955330
Территория, где расположены Грязи, долгое время относилась к так называемому Дикому полю, хотя и не входила в Белгородскую оборонительную линию.
В 1710 году здесь было поселение численностью приблизительно 100 человек. Долгое время это место находилось на периферии российской истории, однако его население стремительно росло. Известно, что к 1862 году в селе Грязи проживало более 1200 человек, имелись церковь и училище, а в селе Таволжанка (позднее вошедшем в черту города) насчитывалось 2719 человек.
Формально датой основания города считается 1868 год, когда через станцию Грязи (ныне — Грязи-Воронежские) прошла железнодорожная линия Козлов (ныне Мичуринск) — Воронеж. Первый товарный поезд был пущен 1 февраля 1868 года, пассажирский — 1 июня 1868 года. Станция с локомотивными депо и мастерскими получила своё название по расположенному поблизости селу, которое после строительства железной дороги соединилось с возникшим вокруг посёлком, что дало начало современному городу численностью более 45 тысяч человек.
Станция Грязи. Начало XX в.
Строительство линий Грязи — Елец и Грязи — Борисоглебск сделало посёлок важнейшим железнодорожным узлом юго-востока Европейской части России, откуда шли поезда на Кавказ, Царицын (ныне — Волгоград), Орёл и Москву. Это способствовало росту населения: в 1897 году его численность составила 2345 человек.
Примерный план посёлка Грязи. 1881 г.
В 1875 году открылся известковый завод купца И. Е. Расторгуева (около 200 рабочих), к нему подвели железную дорогу, по которой к началу XX века перевозили до 2000 вагонов извести и 3000 вагонов строительного камня ежегодно. Также появились и другие промышленные предприятия: например, в 1892 году начал работу маслобойный завод братьев Улановых, производивший до 300 тысяч пудов растительного масла.
Станция Грязи. 1915 г.
В советское время посёлок Грязи активно развивался. После недолгой оккупации мамантовцами в 1919 году его пришлось восстанавливать. По переписи 1926 года в Грязях проживало около 9,3 тысячи жителей, а в 1929 году — примерно 10 тысяч.
В 1938 году первый секретарь Грязинского райкома партии Д. Ф. Лукинов выступил с предложением о переименовании посёлка в город Ежов в честь железного сталинского наркома, активно выявлявшего «врагов народа» и арестовавшего незадолго до этого полтора десятка людей на стрелочном заводе, в том числе двух его директоров. Но этому помешали арест и расстрел самого Ежова. А 4 декабря 1938 года рабочий посёлок Грязи получил статус города, включив в свой состав село Таволжанку.
Н. И. Ежов
Большое значение железнодорожная станция Грязи приобрела в годы Великой Отечественной войны, когда она стала важнейшим перевалочным узлом в прифронтовой полосе в связи с Московской битвой, а также при осуществлении одной из первых успешных наступательных операций Красной армии — Елецкой операции конца 1941 года. Сыграла роль станция и при сражениях под Сталинградом и на Курской дуге.
Грязи регулярно подвергались налетам вражеской авиации. Но станция хорошо охранялась, постоянно работали зенитки, и железнодорожный узел, несмотря на огромную нагрузку, выполнял все свои функции. Стратегическую роль играл местный элеватор, построенный ещё до революции: в нём хранился государственный резерв зерна. Он приобрел особое значение в силу того, что многие другие подобные сооружения были захвачены врагами или разрушены и плохо функционировали
Грязи. Элеватор № 2. Начало XX в.
Сам же город и район оказывали фронту поддержку: известно, что 16500 грязинцев ушли на фронт, 20 из них присвоено звание Героев Советского Союза.
В послевоенное время население города неуклонно росло. К концу советского периода оно более чем вдвое превзошло довоенный уровень. Развивалась промышленность, работал Грязинский пищекомбинат и заводы: Грязинский сахарный, пищевых концентратов, гидрооборудования, культиваторный, «Элеватормельмаш», Грязи-Орловский мотовозоремонтный, позднее перешедший на выпуск контейнеров.
Грязи. Общий вид. Начало XX в.
Наконец, неподалеку от Грязей за последние десятилетия сформировалась особая экономическая зона «Липецк». Сейчас там насчитывается уже более 20 заводов с тенденцией к дальнейшему росту. Однако градообразующим предприятием по-прежнему является железнодорожный узел. В наши дни он включает в себя три станции: Грязи-Воронежские (преимущественно пассажирские поезда), Грязи-Волгоградские и Грязи-Орловские, работающие на товарное сообщение, а также путевой пост 474 км.
В Грязях есть автовокзал и даже аэродром, множество магазинов, выпускается районная газета «Грязинские известия». По данным последней Всероссийской переписи населения, на 1 октября 2021 года Грязи находились на 349-м месте среди городов России.
Грязевский автовокзал
Хотя официального деления на районы нет, но оно негласно существует и связано с частным сектором и жилыми массивами, построенными вокруг крупных предприятий. Главными достопримечательностями города являются памятник «Катюше», элеватор, сам вокзал Грязи-Воронежские, памятник паровозу недалеко от этого вокзала, Никольская и Свято-Казанская церкви.
Памятник паровозу
Современный герб Грязей появился в 2008 году. Флаг повторяет его символику, подчёркивающую важность города как крупного железнодорожного узла и промышленного центра.
За последние 30-40 лет герб города неоднократно менялся: в 1988, 1992 и 2008 годах. На гербе 1992 года можно было увидеть серебряный пояс, символизирующий реку Матыру, яблоневую ветвь, олицетворяющую сады, железнодорожный знак, который указывал на значимость города как транспортного узла, а также зелёный и чёрный цвета, символизирующие процветание и чернозём, предмет особой гордости региона. Липа на гербе обозначала принадлежность города к Липецкой области.
Геральдическое описание современного герба, утверждённого в 2008 году, гласит: «В поле, дважды скошенном глазурью, червленью и зеленью — серебряный обод шестерни и внутри его золотое крылатое колесо, правое крыло которого — позади, а левое — поверх шестерни». Разделение щита на три части — это аллегория трёх станций: Грязи-Воронежские, Грязи-Волгоградские и Грязи-Орловские. Крылатое колесо подчёркивает важность города как крупного железнодорожного узла. Шестерня символизирует значение города для индустрии, лазурь — символ возвышенных устремлений, красоты и праздника, зелёный цвет символизирует природу и надежду, золото — символ величия и богатства, серебро — образ чистоты и примирения.
Флаг города повторяет символику герба.
Герб города Грязи
Флаг города Грязи
Своего гимна у Грязей нет. Среди неофициальных символов города можно назвать вокзал станции Грязи-Воронежские, элеватор постройки 1912 года, памятник паровозу и, пожалуй, «Катюшу», привезённую сорок с лишним лет назад из Ржева.
Грязи, основанные в 1868 году, с населением около 45 тысяч человек, ныне занимают важное место в транспортной системе России.
Памятник «Катюше»
В годы Великой Отечественной войны город не раз оказывался в прифронтовой полосе. Стратегически важный железнодорожный узел подвергался постоянным бомбардировкам, но продолжал выполнять свои функции.
Посёлок Грязи, в 1938 году преобразованный в город, уже через несколько месяцев после начала Великой Отечественной войны оказался в прифронтовой полосе. В октябре 1941 года бои шли на территории нынешней Липецкой области, а в начале декабря фашисты вошли в Елец. Однако до Грязей, важнейшего железнодорожного узла, они так и не добрались, а благодаря Елецкой наступательной операции в декабре 1941 года были отброшены от города.
Справка А. В. Барабанщикову о призыве в ряды РККО по мобилизации как старший политрук
С помощью этого важного железнодорожного узла осуществлялись перевозки военной техники и боеприпасов на фронт, эвакуация промышленных предприятий и людей на Восток, снабжение населения продовольствием и производства — сырьём. Он постоянно находился под бомбёжками, тем не менее стойко и неизменно исполнял все эти функции. Летом 1942 года город вновь стал прифронтовым. Примерно в 100 километрах от Грязей немцы прорывались к Сталинграду. Они уже взяли Воронеж. В это время начались особенно мощные бомбардировки станции. А в 1943 году железнодорожный узел Грязи стал важным пунктом для подготовки к Курской битве: в дальнейшем через него шло снабжение армии на фронтах.
Станция Грязи. Рисунок. Художник В. А. Демидов. 1942 г.
В годы Великой Отечественной войны 16500 грязинцев ушли на фронт, 6449 из них не вернулись, 189 жителей погибли при бомбардировке объектов железнодорожного узла, 19 — в партизанских отрядах, 176 — на транспорте и при строительстве оборонительных укреплений. 20 человек удостоились звания Героя Советского Союза. В их числе авиатор А. А. Калачёв и стрелок И. В. Шкатов — уроженцы самих Грязей. А И. А. Флёров, командир первого дивизиона знаменитых «Катюш», посмертно в 1995 году стал героем Российской Федерации. Надписи на поверженном рейхстаге в 1945 году оставили В. Жидков, Л. П. Малахаева и А. И. Попова. Не забудем и трудовой подвиг грязинцев, вносивших свой вклад в дело великой Победы.
Герой Советского Союза, капитан гвардии, лётчик 166-го гвардейского штурмового авиаполка А. А. Калачев. 1945 г.
В годы Великой Отечественной войны 16500 грязинцев ушли на фронт, 6449 из них не вернулись, 189 жителей погибли при бомбардировке объектов железнодорожного узла, 19 — в партизанских отрядах, 176 — на транспорте и при строительстве оборонительных укреплений. 20 человек удостоились звания Героя Советского Союза. В их числе авиатор А. А. Калачёв и стрелок И. В. Шкатов — уроженцы самих Грязей. А И. А. Флёров, командир первого дивизиона знаменитых «Катюш», посмертно в 1995 году стал героем Российской Федерации. Надписи на поверженном рейхстаге в 1945 году оставили В. Жидков, Л. П. Малахаева и А. И. Попова. Не забудем и трудовой подвиг грязинцев, вносивших свой вклад в дело великой Победы.
Герой Советского Союза И. В. Шкатов. 1941–1945 гг.
В годы Великой Отечественной войны 16500 грязинцев ушли на фронт, 6449 из них не вернулись, 189 жителей погибли при бомбардировке объектов железнодорожного узла, 19 — в партизанских отрядах, 176 — на транспорте и при строительстве оборонительных укреплений. 20 человек удостоились звания Героя Советского Союза. В их числе авиатор А. А. Калачёв и стрелок И. В. Шкатов — уроженцы самих Грязей. А И. А. Флёров, командир первого дивизиона знаменитых «Катюш», посмертно в 1995 году стал героем Российской Федерации. Надписи на поверженном рейхстаге в 1945 году оставили В. Жидков, Л. П. Малахаева и А. И. Попова. Не забудем и трудовой подвиг грязинцев, вносивших свой вклад в дело великой Победы.
Капитан, командир дивизиона ракетных минометов «Катюша» И. А. Флёров. 1941 г.
В годы Великой Отечественной войны 16500 грязинцев ушли на фронт, 6449 из них не вернулись, 189 жителей погибли при бомбардировке объектов железнодорожного узла, 19 — в партизанских отрядах, 176 — на транспорте и при строительстве оборонительных укреплений. 20 человек удостоились звания Героя Советского Союза. В их числе авиатор А. А. Калачёв и стрелок И. В. Шкатов — уроженцы самих Грязей. А И. А. Флёров, командир первого дивизиона знаменитых «Катюш», посмертно в 1995 году стал героем Российской Федерации. Надписи на поверженном рейхстаге в 1945 году оставили В. Жидков, Л. П. Малахаева и А. И. Попова. Не забудем и трудовой подвиг грязинцев, вносивших свой вклад в дело великой Победы.
Герой Советского Союза, капитан гвардии, лётчик 166-го гвардейского штурмового авиаполка А. А. Калачев. 1945 г.
В годы Великой Отечественной войны 16500 грязинцев ушли на фронт, 6449 из них не вернулись, 189 жителей погибли при бомбардировке объектов железнодорожного узла, 19 — в партизанских отрядах, 176 — на транспорте и при строительстве оборонительных укреплений. 20 человек удостоились звания Героя Советского Союза. В их числе авиатор А. А. Калачёв и стрелок И. В. Шкатов — уроженцы самих Грязей. А И. А. Флёров, командир первого дивизиона знаменитых «Катюш», посмертно в 1995 году стал героем Российской Федерации. Надписи на поверженном рейхстаге в 1945 году оставили В. Жидков, Л. П. Малахаева и А. И. Попова. Не забудем и трудовой подвиг грязинцев, вносивших свой вклад в дело великой Победы.
Герой Советского Союза И. В. Шкатов. 1941–1945 гг.
В годы Великой Отечественной войны 16500 грязинцев ушли на фронт, 6449 из них не вернулись, 189 жителей погибли при бомбардировке объектов железнодорожного узла, 19 — в партизанских отрядах, 176 — на транспорте и при строительстве оборонительных укреплений. 20 человек удостоились звания Героя Советского Союза. В их числе авиатор А. А. Калачёв и стрелок И. В. Шкатов — уроженцы самих Грязей. А И. А. Флёров, командир первого дивизиона знаменитых «Катюш», посмертно в 1995 году стал героем Российской Федерации. Надписи на поверженном рейхстаге в 1945 году оставили В. Жидков, Л. П. Малахаева и А. И. Попова. Не забудем и трудовой подвиг грязинцев, вносивших свой вклад в дело великой Победы.
Капитан, командир дивизиона ракетных минометов «Катюша» И. А. Флёров. 1941 г.
Город чтит своих героев: всего на территории Грязей находится 12 памятников и обелисков погибшим воинам, 5 братских захоронений, установлено 7 мемориальных досок, зажжён вечный огонь. В центре города на Красной площади в честь 30-летия Победы в 1965 году у братской могилы, где ныне покоится прах 267 человек, отдавших свои жизни за Родину, открыли памятник Неизвестному солдату. В 1985 году, уже к 40-летию Победы, там же расположили и Мемориал воинской славы, а в 1995 году, к её 50-летию, сооружён сквер-мемориал.
Памятник неизвестному солдату в городе Грязи
Рядом с Мемориалом Победы в 2000 году открыли и Аллею Героев Советского Союза и Героев России, где установлены 19 памятных досок с отлитыми в металле именами воинов-земляков. В селе Двуречки (известном также как родина четырех Героев Советского Союза — С. А. Бахаева, В. Л. Басинского, Т. З. Присекина и С. Г. Литаврина) находится и дом-музей И. А. Флёрова.
Аллея славы в городе Грязи
Источники:
© Станция «Грязи». 1915 г. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Грязи. Общий вид. Начало XX в. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Н. И. Ежов. Корень зла: к родословной сталинского наркома Н. И. Ежова. М. А. Российский. 2020 г.
© Грязи. Элеватор № 2. Начало XX в. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Станция Грязи. Начало XX в. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Примерный план посёлка Грязи. 1881 г. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Станция Грязи. Рисунок. Художник В. А. Демидов. 1942 г. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Герой Советского Союза И. В. Шкатов И.В. 1941-1945 гг. Государственный каталог музейного фонда РФ
Летчики легендарных пилотажных групп — «Соколы России», «Русские витязи» и «Стрижи» — воспитанники липецкого авиацентра. С 1918 года здесь готовили пилотов эскадрильи «Илья Муромец», а с 1960-х — космонавтов.
Памятник Петру I украшает одну из главных достопримечательностей города — площадь Петра Великого. Петр изображен идущим широким шагом с высоко поднятой головой. Открыли памятник в 1996 году.
Старейший памятник Петру I в Липецке установлен на Петровском проезде еще в 1839 году. Это чугунный обелиск-пирамида высотой в 11 метров на ступенчатом основании из бутового камня.
Зеленый островок в центре Липецка сохранился как память об ученом-садоводе Василии Быханове. Благодаря ему в XIX веке на окраине города появился питомник, а в советские годы — парк культуры и отдыха.
Нижний парк заложили на месте заводов в Липецке в 1805 году. Гулявший там Петр I попробовал воду, бьющую из-под земли. Она ему так понравилась, что он велел построить курорт, который позднее окружил парк.
Дворянский сад, а ныне Верхний парк, заложили в 1811 году, уже в XX веке его назвали жемчужиной Липецка. Тут были построены летняя эстрада, кофейня, столовая, благоустроены аллеи для прогулок.
Парк Победы в Липецке разбили в 1974 году. Тысячи горожан высадили 40 тысяч деревьев. Открылся парк в 1987 году, там можно найти музей военной техники.
В Липецке сохранился дом родителей русского философа Георгия Плеханова. В 1928 году, спустя 10 лет со дня его смерти, вдова Розалия Плеханова организовала в доме историко-революционный музей.
Железную дорогу протянули к Липецку в 1868 году — городу-курорту требовалось транспортное сообщение. Первый вокзал включал в себя только два зала ожидания, сегодня — это 11-этажное здание с часовой башней.
Древнейший храм Липецка — Древне-Успенская церковь, построенная в XVII веке. Главная загадка храма — подземный ход, найденный при ремонте в 1910 год. Археологи не смогли его исследовать из-за обвала.
Построенная в XIX веке Церковь Святой Евдокии смогла уцелеть в советские годы. Строитель храма посвятил его своей умершей супруге. Здесь покоится прах дворянских династий Толстых, Лермонтовых, Буниных, Пущиных.
В отличие от большинства храмов, церковь Николая Чудотворца изначально строилась с тюрьмой. Арестантам запрещено было молиться с прихожанами, на богослужения они попадали по специальной галерее.
Величественный собор Рождества Христова построили в начале XIX века. После революции храм разграбили и закрыли, здание постепенно разрушалось. В советские годы храм хотели снести, но верующие его отстояли.
Липецкий институт для подготовки инженеров открыли в 1956 году. За десятилетия он превратился в современный университет, где обучается более 7000 будущих специалистов.
Старейший педагогический университет Липецка начал свою историю как техникум в 1930-е годы. В институте работали известные ученые, которые внесли большой вклад в развитие отечественной педагогики.
Фонды липецкого музея начали формировать с 1909 года. В его стенах хранится более 300 тысяч экспонатов, включая археологические находки, картины, книги, монеты, фотографии, предметы быта.
Крупнейшее сталелитейное предприятие России построили в Липецке в 1934 году. В годы ВОВ завод эвакуировали на восток, а после липецкие металлурги способствовали восстановлению экономического потенциала страны.
В 1899 году бельгийские инвесторы вложили деньги в строительство металлургического завода на месте села под Липецком. Он дал работу нескольким сотням горожан, после революции его национализировали
Памятник героям-танкистам открыли в Липецке в 1974 году. Танк на постаменте обрамляет огромная железобетонная звезда. В 2014 году власти провели реконструкцию памятника.
В 1878 году на липецкие курорты приехали сторонники организации «Народная воля», готовившие покушение на Александра II. В 1972 году народовольцам открыли памятник в Нижнем парке, увековечив их имена.
Представления и пьесы в Липецке давали в XVIII веке, но первый театр возвели в 1921 году. Жители разрастающегося города смотрели «Анну Каренину», «Ревизора», «Грозу». В 1981 году театр получил имя Толстого.
В районе Центрального рынка Липецка, в начале улицы Папина, в тени деревьев стоит небольшой храм — Преображенская церковь, дошедшая до нас практически в первоначальном виде.
В 1903 году в Мичуринске открылся художественно-промышленный музей, на основе которого впоследствии сформировался краеведческий. С 1994 года он располагается в бывшем доме купца Стрельникова.
Здание железнодорожного вокзала станции Раненбург находится в Чаплыгине. Название станции сохранилось с XIX века, несмотря на переименование самого города в 1948 году.
Украшение Чаплыгина – Троицкий собор, высотой 72 метра. Величественное сооружение сохранилось до наших дней, несмотря на попытки разрушения во времена борьбы с религией.
Церковь Вознесения Господня — первый каменный храм в Чаплыгине со сложной судьбой. В XX веке более 50 лет ее использовали в качестве водонапорной башни. Сейчас храм действует и реставрируется.
В 1711 году был основан единственный монастырь в окрестностях Чаплыгина - Раненбургская Петропавловская пустынь.
Церковь возведена в середине XIX века в Зареченской слободе. В советские годы в ней находился склад совхоза «Раненбургский». В 2005 году храм вернули Русской православной церкви.
Пятиглавый храм Святого Николая Чудотворца появился по прошению купца Калашникова в 1858 году. В 1930-х годах святыню превратили сначала в склад, а позже в швейную фабрику.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы была построена на территории кладбища. Долгое время храм был заброшен. В наши дни святыню начинают восстанавливать.
В начале XIX века в Чаплыгине было открыто духовное училище. Учреждение пережило множество преобразований. Сейчас в здании находится общеобразовательная школа.
Краеведческий музей располагается в «Доме Меншикова». В настоящее время это единственное здание в Чаплыгине, исторически связанное с крепостью Раненбург.
Бывшее здание Дворянского собрания в Чаплыгине построено в конце XIX века. Это деревянное сооружение с нарядным фасадом, украшенным резными наличниками.
Малое народное училище было открыто в Чаплыгине в 1854 году. Цель его создания — подготовка грамотных сотрудников в органы церковного управления.
Двухэтажная больница в Чаплыгине была построена в 1870-х годах на средства местного земства. После открытия нового корпуса, хирургическое отделение перенесли в старое здание районной лечебницы.
Усадьба Рязанка была основана в 1790 году дедом знаменитого русского географа Семенова-Тян-Шанского. Сейчас поместье является памятником истории и принимает гостей города на ежегодных праздниках.
Эпоха «великих реформ» Александра II превратила Грязи в крупный транспортный узел государственного значения. Сегодня поезда из Грязей идут в разные концы России, а станция стала одним из градообразующих предприятий.
Главной достопримечательностью села Коробовка является храм в честь святого Дмитрия Солунского. В советское время храм закрыли. Его реставрация началась в 2001 году, и, несмотря на то, что она ещё не завершена, в храме ведутся службы.
Деревянная церковь Николая Чудотворца впервые упоминается в 1710 году. Со временем построили каменный храм, который в советское время закрыли. С 1990 года началось его восстановление.
Церковь была построена в селе Таволжанка, позже вошедшем в черту города Грязи, и освящена в 1848 году. В советское время храм закрыли, а сейчас, благодаря усилиям прихожан, в нём вновь проводятся службы.
Необычный паровоз-памятник установлен рядом с железнодорожным вокзалом станции «Грязи-Воронежские». Паровозы этой серии работали на магистралях страны первой половины XX века и были наиболее распространённой моделью по массовости и времени выпуска.
Рядом с Центральным парком культуры и отдыха имени командира батареи реактивной артиллерии времен Великой Отечественной войны И. А. Флёрова стоит знаменитый гвардейский миномет «Катюша», ставший одним из символов города.
Элеватор построили до революции, на тот момент он был третьим по размерам в стране. Особое значение приобрёл в годы Великой Отечественной войны. Здесь до 1954 года хранились запасы зерна государственного резерва. В наши дни по-прежнему функционирует.
Грязинский краеведческий музей является частью Центра культурного развития города. В его коллекции насчитывается примерно шесть тысяч экспонатов, можно выделить три раздела: «знатные люди» старого города и района, герои ВОВ и атрибуты станции Грязи.
Минеральные воды в Липецке были известны с начала XVIII века. По преданию, их открыл Петр Великий. Монарх лечился водами сам и другим велел cледовать его примеру. На этих источниках строили липецкие курорты
Искусные мастера села Романово с XVII века делали в основном посуду, а в свободное время лепили забавные глиняные игрушки. Они изображали птиц и животных, реже — офицеров, всадников и знатных дам.
В Нижнем парке Липецка находится необычный экспонат — оттиск руки русского императора Петра Великого. Бытует поверье, что ладонь приносит удачу и даже исполняет желания — надо лишь прикоснуться к ней.
Еще до образования современного Липецка в XVIII веке на берегу реки Липовки строили железоделательные заводы, снабжавшие металлом императорский флот. Из железа делали пушки, ядра для них и якоря.
В 1879 году Липецк стал местом встречи революционеров организации «Народная воля». Они планировали поднять крестьянство на борьбу с царской властью. В Нижнем парке обсуждали способы убийства императора.
Троицкий собор закрыли в 1931 году. Спустя 40 лет благодаря усилиям общественности памятник истории и культуры удалось сохранить.
Одним из крупнейших событий Гражданской войны стал известный рейд войск Белой армии во главе с генералом К. К. Мамантовым по тылам Красной армии, захвативший территории Тамбовской, Воронежской и Орловской губерний.
Генерал стрелкового гвардейского корпуса, Герой Советского Союза.
Русский военный государственный и деятель, генералиссимус, адмирал, первый Санкт-Петербургский генерал-губернатор.
Русский историк, автор школьного учебника «Истории России», издатель и редактор газеты «Кремль».
Поэт, ученый-химик, революционер, автор песни «Смело, товарищи в ногу!».
Полковник Советской Армии, Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны.
Русский и советский математик и механик, академик, один из основоположников современной аэромеханики и аэродинамики, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки РСФСР.
Князь из смоленской ветви Рюриковичей. Вошёл в историю как видный военный, политический деятель и меценат, организатор рационального землепользования.
Герой советско-финской и Великой Отечественной войн. Командовал первой в Красной Армии батареей реактивных минометов БМ-13, прозванных в народе «Катюшами».
Герой ВОВ. С небольшим отрядом под шквальным огнём противника форсировал водную преграду и закрепился на западном берегу реки. В течение трёх с лишним часов отряд из 12 бойцов выдержал несколько атак превосходящих сил противника.
Уроженец села Грязи. Известный инфекционист, эпидемиолог, патологоанатом и просветитель.
Согласно ничем не подтверждённому преданию, поселение на месте будущего Коврова было основано в XII веке на берегу реки Клязьмы великим князем Юрием Долгоруким.
Основан в 1661 году как острог, однако вскоре стал административным и торговым центром региона. Расцвет золотодобычи в первой половине XIX века укрепил город в этом статусе.
Тюмень — город расположен на реке Туре. Первый русский острог в Сибири. Основан в 1586 году.
Грязовец относится к малым городам Европейского Севера, сохранившим свою самобытность. Он появился на оживлённом торговом тракте и стал центром одного из самых развитых районов Вологодчины.
Хабаровск — административный центр Хабаровского края. Один из крупнейших политических, образовательных и культурных центров Дальнего Востока России. Крупнейший город Дальнего Востока.
Тында — 1917 посёлок Тындинский, статус города с ноября 1975. Городской округ город Тында «Столица БАМа».