Липские железоделательные заводы. Создание флота

Время прочтения: мин.

Еще до образования современного Липецка в XVIII веке на берегу реки Липовки строили железоделательные заводы, снабжавшие металлом императорский флот. Из железа делали пушки, ядра для них и якоря.

История

Освоение новых земель черноземного Юга, их хозяйственное развитие, активная внешняя политика, создание военно-морского флота для Азовского и Балтийского морей значительно увеличили спрос на металл.

Общий вид Сокольского металлургического завода. 1912 г.

Липские железоделательные заводы были построены в начале XVIII века в устье реки Липовки в черте современного города Липецка, развитие которого стало напрямую зависеть от местных металлургических предприятий.

Закладка Сокольского металлургического завода. XIX в.

В 1700 году с Турцией был подписан мирный договор. Петр I мало доверял туркам, ради чего и строил мощный флот на реке Воронеж. Сильный флот на Азовском море должен был удерживать турок от военного выступления на стороне Швеции. Это заставило Петра I приступить к строительству металлургических заводов на базе природных ресурсов — железной руды, огромных лесных массивов, запасов пресной воды. Так были построены Верхние и Нижние железоделательные заводы. Для снабжения их водой были сооружены плотины на реках Липовке и Студеной, на Монастырских ключах.

Портрет Петра I. Цветная раскрашенная литография с портрета Жана Натье

Подобных плотин не имел ни один вододействующий завод Центрального Черноземья. Помимо металлургических заводов здесь работали мастерские по литью и сверлению пушек, а также суконная, чулочная, шляпная фабрики, кожевенный завод, мельницы, склады. В течение 1700–1712 годов построили Липецкую мануфактуру. Специально для Петра I возвели «государев двор».

Начало строительства Сокольского железоделательного завода. 1898 г.

Заводы принадлежали казне и финансировались ею, поэтому деньги в полном объеме выделялись лишь в период военных кампаний и главным образом на изготовление пушек, ядер, якорей и других материалов для флота. Липские заводы работали до начала 1740-х годов, затем возобновили работу в 1768–1783 годах до присоединения Крыма к России, и на этом этапе слобода Липские Заводы превратилась в город Липецк и уездный центр. В 1790-х годах заводы окончательно остановились: центр судостроения переместился на Днепр и Черное море, а леса в Подонье были вырублены.

Морской флот. XIX в.

Но город продолжил свое развитие благодаря торговле, сельскохозяйственному и промышленному предпринимательству, а с начала XIX века — эксплуатации источников минеральной воды.

Похожие истории

Ангарск — «дитя лагерной зоны»?

Кто на самом деле построил Ангарск — комсомольцы-добровольцы или заключенные Китойлага?

Династия Коншиных

До революции Серпухов славился своими династиями купцов-меценатов. Одна из таких династий — текстильные промышленники Коншины. Без них невозможно представить историю Серпухова. За свою деятельность на благо города они получили звание потомственных почетных граждан Серпухова.

История железной дороги Астрахани. От перевозки соли к перевозке людей

Железную дорогу в Астрахани построили в 1909 году для доставки баскунчакской соли. Проездной станция стала в 1942 году, первый вокзал в псевдомавританском стиле заменили в 1972 году на капитальное здание.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!