Город на юго-востоке Удмуртии и один из её промышленных центров. Его история тесно переплетена с местным производством. Камбарка прошла через восстание Пугачёва, Гражданскую войну и трудные годы ВОВ.
GPS: 56.266957 , 54.193475
Камбарка — город с населением около 12 тыс. человек (по состоянию на 2024 г.), административный центр одноимённого района в юго-восточной Удмуртии. Он расположен в 116 км от столицы республики на реке Камбарке, которая является притоком Камы. Название реки принято связывать с обитавшим в этом регионе башкирским родом канбар. Сегодня Камбарка — один из промышленных центров Удмуртии, узел железнодорожных, автомобильных и водных путей.
История Камбарки начинается в феврале 1741 г., когда уральский горнозаводчик Акинфий Демидов (1678–1745) приобрёл участок земли у башкир для строительства железоделательного завода в бассейне Камбарки. Разрешение Берг-коллегии на строительство было получено в 1760 г. его сыном Григорием Демидовым (1715–1761), а строилось предприятие при его внуке Петре Григорьевиче (1740–1826).
Портрет А. Н. Демидова. Художник Г. Х. Гроот
Река была перегорожена плотиной, строительство которой началось в 1761 г. По возникшим берегам запруды были построены две кричные фабрики. Датой основания Камбарки считается 1767 г., когда строительство завода было завершено. В год его открытия количество жителей посёлка не превышало 1,5 тыс. человек, а общая площадь заводских угодий составляла порядка 37 тыс. десятин.
Плотина. II половина ХХ в.
В годы пугачёвщины завод и посёлок были захвачены и разграблены восставшими, но вскоре восстановлены. Монополия Демидовых в Камбарке закончилась в 1830-х гг., и в конце 1840-х гг. заводом стало владеть Товарищество Суксунских горных заводов. В 1860-е гг. предприятие было окончательно взято в казённое управление.
В 1870–1880-х гг. в заводском посёлке насчитывалось свыше 730 дворов, в которых проживало около 4,5 тыс. человек. Действовали две церкви, мужское и женское земские училища, госпиталь и библиотека. К концу ХIХ в. основной специализацией Камбарского завода стало производство экипажей, а в начале ХХ в. — изготовление вагонеток, платформ и станков.
Двухклассное училище. Середина XX в.
Советская власть была установлена в Камбарке в ноябре 1917 г. В конце августа 1918 г. жители посёлка приняли участие в Ижевско-Воткинском антибольшевистском восстании. В сентябре на сторону восставших перешёл красноармейский гарнизон Камбарки.
Баржа с освобождёнными коммунистами во время восстания
После подавления бунта поздней осенью 1918 г. в городе располагался штаб «Железной» дивизии РККА под командованием В. М. Азина. В начале апреля 1919 г. в посёлок вошли войска А. В. Колчака, но уже в июне он был вновь занят азинской дивизией. До 1923 г. Камбарка являлась одним из волостных центров Пермской губернии. Затем последовал ряд административно-территориальных преобразований, которые завершились в 1937 г. включением посёлка в состав Удмуртской АССР. Перед началом Великой Отечественной войны его население составляло около 9,5 тыс. человек. Летом 1945 г. рабочий посёлок получил статус города.
Начальник 28-й стрелковой дивизии В. М. Азин. 1919 г.
В послевоенные годы экономика Камбарки развивалась. Крупнейшим предприятием оставался бывший железоделательный завод, который в начале 1930-х гг. был преобразован в литейно-механический, а с 1944 г. стал машиностроительным. В 1965 г. промысловое товарищество «Горн», основанное в 1920-х гг., было перепрофилировано на выпуск газового оборудования. С 1992 г. оно известно как ОАО «Камбарский завод газового оборудования».
С 1975 г. в городе началось производство кордовой нити. Важными событиями в социально-культурной жизни города стало открытие машиностроительного техникума в 1955 г. (ныне филиал Ижевского государственного технического университета), а в 1960 г. — детской музыкальной школы. С 1964 г. в Камбарке работает районный музей истории и культуры.
Фасад Камбарского машиностроительного завода. 1970-е гг.
Панорама производственной территории Камбарского завода
газового оборудования. 1966 г.
С начала 1940-х гг. Камбарка являлась местом складирования боевого отравляющего вещества люизит, запасы которого превышали 6 тыс. тонн. Это составляло почти 16% всех советских запасов отравляющих веществ. В 1998 г. правительство России приняло решение о ликвидации этих запасов, и в 2006 г. было запущено соответствующее предприятие. К 2010 г. химическое оружие было уничтожено, а завод в Камбарке демонтирован.
Ампула с имитацией запаха люизита, из набора запахов ОВ, немецкого. До 1945 г.
Появление железной дороги и строительство в последние годы автомобильных мостов через реки Каму и Буй, а также модернизация речной пристани могут сделать город важным транспортно-перевалочным узлом для Предуралья и Урала.
Автомобильный мост через реку Каму
Камбарка, известная живописными пейзажами, обладает значительным рекреационным потенциалом. Прогулочный маршрут соединяет урочище Копани с городским садом, действуют уникальные водные туры, а на восточной окраине расположен региональный природный памятник «Клюквенное болото», где растут редкие виды растений, занесённые в Красную книгу Удмуртии.
Набережная в Камбарке
Камбарка — малая родина многих известных личностей России. Среди них экономист и член-корреспондент ВАСХНИЛ Юрий Тарасович Бузилов (1928–1984), учёный-изобретатель и лауреат Государственной премии СССР Владимир Дмитриевич Потеряев (1932–1999), Герой России лейтенант Юрий Герасимович Курягин (1977–1999), а также нынешний архиерей Русской православной церкви, епископ Глазовский и Игринский Виктор (Сергеев).
Доктор экономических наук Ю. Т. Бузилов
Епископ Глазовский и Игринский Виктор
Геральдика Камбарки отражает её исторические и природные особенности. Герб подчёркивает статус старинного демидовского уральского города, а флаг олицетворяет природные богатства региона и связь с водной стихией.
Герб города и Камбарского района, созданный по эскизу Бориса Алексеевича Глухова, был утверждён в феврале 2000 г.
Он представляет собой щит, разделённый на три части. Щит и золотой пояс в центре подчёркивают, что Камбарка — это старинный демидовский уральский город, кроме того, на это указывает изображение чугунной ограды камбарской заводской плотины. Верхний зелёный пояс символизирует надежду на лучшее, радость и изобилие, а также лесные богатства региона. Нижний лазоревый (синий, голубой) пояс, цвет водной стихии, олицетворяет красоту, величие и множество рек Камбарского района.
Герб города и Камбарского района
Флаг муниципального образования «Камбарский район» был утверждён в октябре 2004 г. Он представляет собой прямоугольное трёхцветное полотнище с горизонтальными полосами равной ширины зелёного, жёлтого и лазоревого цветов, расположенными сверху вниз, и изображением буквы «К» в левой части. Зелёный цвет символизирует природные богатства, жёлтый соответствует золотому поясу герба, а лазоревый — цвету водной стихии, буква «К» обозначает Камбарку и Камбарский район.
Флаг Камбарского района
На данный момент у Камбарки нет официально утверждённого гимна.
Заводской пруд
Заводской пруд считается визитной карточкой города и его неофициальным символом.
Жители города внесли свой вклад в Победу. Многие из них вошли в состав 357-й стрелковой дивизии, защищавшей Москву и освобождавшей Белоруссию и Прибалтику. А в цехах Камбарского завода был организован выпуск необходимых для фронта вещей.
С началом Великой Отечественной войны 80% работников Камбарского литейно-механического завода ушли на фронт. Две тысячи камбаряков не вернулись с войны, многие из них были награждены боевыми орденами и медалями. С августа по ноябрь 1941 г. в посёлке Шолья Камбарского района была сформирована 357-я стрелковая дивизия, состоящая из 11,5 тыс. бойцов.
Отправка на фронт. 1942 г.
Впоследствии она защищала Москву и освобождала Белоруссию и Прибалтику. Жители Камбарского района гордятся своими земляками — Героями Советского Союза Семёном Акимовичем Завьяловым (1908–1963), Василием Александровичем Таначевым (1924–1943), Константином Николаевичем Тарасовым (1919–1945), Павлом Николаевичем Кирьяновым (1919–1941) и полным кавалером ордена Славы Иваном Степановичем Глуховым (1915–1987).
Участник Великой
Отечественной войны И. С. Глухов
Участник Великой
Отечественной войны Л. В. Таначев
Герой СССР С. А. Завьялов
Летом 1941 г. в Камбарку начало поступать оборудование предприятий, эвакуированных из центральных и западных районов страны. В августе Камбарский литейно-механический завод был передан военному ведомству и в 1944 г. преобразован в машиностроительный. Несмотря на то что часть оборудования была отправлена на переплавку, в годы войны здесь удалось наладить выпуск автоцистерн, коробок для противогазов и дымовых шашек. В городе были организованы четыре эвакуационных госпиталя, а при заводе действовали курсы медсестёр.
Медсестра эвакогоспиталя № 5876 в Камбарке в годы Великой Отечетвенной войны З. А. Бузилова
С декабря 1941 г. на 136-м Центральном складе химического имущества, передислоцированном из Москвы в Камбарку, началось производство и накопление боевого отравляющего вещества люизит, к счастью, так и не нашедшего практического применения и уже в начале нынешнего столетия ликвидированного в соответствии с Федеральной целевой программой «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации».
В память об участниках войны в Камбарке установлено несколько мемориалов. В 1968 г. в центре города на пересечении улиц Советской и Карла Маркса был открыт памятник павшим в годы Великой Отечественной войны. В 2005 г. его дополнили гранитные плиты с именами уроженцев Камбарки, не вернувшихся с фронта. Во дворе лицея № 1 установлен памятник учителям и ученикам школы, погибшим в военные годы, а на старом городском кладбище — памятник-обелиск воинам, умершим в госпиталях Камбарки.
Встреча с боевым знаменем 40-го арт.дивизиона в феврале 1985 г.
В 2020 г., к 75-летию Победы, в городе прошла виртуальная книжная выставка «Камбарский район в годы Великой Отечественной войны».
Источники:
© Портрет А. Н. Демидова. Художник Г. Х. Гроот. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Двухклассное училище. Середина XX в. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Доктор экономических наук Ю. Т. Бузилов. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Плотина. II половина ХХ в. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Начальник 28-й стрелковой дивизии В. М. Азин. 1919 г. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Отправка на фронт. 1942 г. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Участник Великой Отечественной войны Л. В. Таначев. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Участник Великой Отечественной войны И. С. Глухов. Государственный каталог музейного фонда РФ
Железная дорога в Сарапуле появилась чуть более ста лет назад, после того как был построен мост через Каму. Тогда же в городе был возведен и первый деревянный вокзал — в 1980-е годы его заменили на новый.
Храм в стиле классицизма был построен по проекту архитектора Филимона Рослякова. С 2014 года Покровская церковь считается кафедральным собором Сарапульской епархии Русской православной церкви.
Воскресенская церковь в Сарапуле не прерывала работу даже в советские годы. С 1963 по 1991 год она была единственным действующим храмом в городе.
Здание из красного кирпича с высокой колокольней в псевдорусском стиле когда-то было храмом местной старообрядческой общины. В1992 году церковь переосвятили во имя блаженной Ксении Петербургской.
Главная площадь Сарапула была разбита на месте обветшавшей деревянной крепости согласно генеральному плану времен Екатерины II. В 2017 году была проведена её масштабная реконструкция.
Фонд музея с вековой историей собрал раритеты из разных эпох. А в годы Великой Отечественной войны здесь хранились шедевры искусства, эвакуированные из Петергофа, Пушкина, Ломоносова, Павловска и Гатчины.
Художественно-выставочный комплекс находится в здании начала XIX века. Ранее этот дом принадлежал городскому главе Сарапула.
Особняк в стиле модерн с элементами неоготики, характерными эркерами по углам и знаменитой «короной» — крышей с зубчатым парапетом — жители Сарапула называют «царь-домом».
Сарапульская каланча служила городу всеми силами. Её использовали как пожарную башню и метеостанцию, она выступала в качестве площадки для украшений и оповещала о прибытии пароходов по Каме.
В реальном училище обучались дети дворян, купцов и крестьян Сарапульского уезда. Здесь учился известный общественный деятель и глава города — Павел Андреевич Башенин.
Искусствоведы утверждают, что это единственное в Удмуртии общественное здание по проекту петербургского архитектора.
Бывшая водонасосная станция, одна из сарапульских достопримечательностей, стоит на живописной набережной Камы в окружении парка. Это место очень любят горожане — здесь они часто устраивают фотосессии и проводят свадьбы.
Железная дорога появилась в городе в 1989 году. Сегодня железнодорожный вокзал и станция Глазов относятся к Кировскому отделению Горьковской железной дороги.
Ведущий свою историю с конца XVIII века каменный храм был разрушен до основания в 1960-х годах. С 1999 года началось его постепенное восстановление. Полностью обновлённый главный собор Глазова открыл свои двери в 2008 году.
Построенная в непосредственной близости к центру города, на набережной, мечеть Глазова является местом притяжения мусульманского сообщества.
Памятник истории и культуры республиканского значения, бывшее духовное училище прекрасно сохранилось до наших дней. Когда-то здесь было духовное училище, а сегодня в здании располагается Глазовский государственный пединститут им. В. Г. Короленко.
Дом купцов Смагиных-Тимофеевых построен в 1830–1840-х годах на центральной площади города. До революции помещения дома сдавались внаём. Сейчас здесь находится кафе.
Лучшее в городе здание в стиле классицизма. Дом строился в период с 1822 по 1837 год. Здесь останавливался будущий император Александр II. Сейчас находится в частном владении.
Памятник жертвам политических репрессий был открыт 6 ноября 1997 года. Выполнен по проекту скульптора В. О. Кельма. Инициатива установки памятника принадлежит «Ассоциации жертв политических репрессий».
Краеведческий музей основан в 1918 году. Долго не имел своего здания. Во время войны утеряно множество экспонатов. Позднее был закрыт, а его фонды передали в Ижевск. Сейчас музей находится в здании бывшей женской гимназии и принимает около 80 тысяч п
Единственный в Удмуртии музей-заповедник создан ради сохранения древнего городища Иднакар. Археологические находки, собранные в Иднакаре, выставлены в музее на улице Советской. При музее работает интерактивный комплекс под открытым небом.
Чепецкий механический завод начал свою работу в 1946 году. Это ведущее предприятие по производству обеднённого урана, изделий из циркония и его сплавов, а также металлического кальция.
Крупнейший культурно-досуговый центр Глазова. Расположен в здании бывшего Дома Культуры Чепецкого механического завода.
В октябре 1896 года была открыта первая ширококолейная железная дорога на территории современной Удмуртии, соединившая станцию Камская с пристанью Галёво, что значительно упростило транспортировку продукции Воткинского завода.
Благовещенский собор в Воткинске, построенный в начале XIX века, пережил разрушения во время Гражданской войны, закрытие в советский период и превращение в Дом культуры. В 2001 году храм был возвращён верующим и восстановлен.
Воткинский завод, основанный в 1759 году, прошёл путь от металлургического предприятия до одного из ведущих производителей ракетной техники в России. Он внёс большой вклад в оборонную промышленность страны.
Памятник-якорь, установленный в Воткинске в 1959 году в честь 200-летия завода, символизирует трудовую славу предприятия и является важной достопримечательностью города. Современный памятник заменил первый якорь, установленный в 1837.
Николаевский корпус Воткинского завода, построенный в 1828–1832 годах, — одно из старейших каменных сооружений города и памятник архитектуры регионального значения. Здание, выполненное в адмиралтейском стиле, служило административным центром завода.
Городской краеведческий музей Воткинска, созданный в 1968 году, ведёт свою историю с 1827 года. Сегодня музей активно развивает экспозиции, проводит научно-исследовательскую и просветительскую работу.
Музей-усадьба П. И. Чайковского в Воткинске — мемориально-архитектурный комплекс, посвящённый раннему детству и творческому становлению великого композитора. Он включает отреставрированную усадьбу семьи Чайковских и несколько соседних зданий.
Церковь святого Георгия Победоносца в Воткинске, построенная в 1995 году, — самый современный храм местного благочиния, известный своим архитектурным изяществом.
Памятник Владимиру Высоцкому, установленный в 2016 году в центре Воткинска, стал важной культурной достопримечательностью города. Скульптура, окружённая таксофонами с записями песен Высоцкого, привлекает как местных жителей, так и гостей города.
Деревянный особняк в псевдорусском стиле, построенный в начале ХХ века в Воткинском Заводе, получил статус памятника архитектуры регионального значения. В 2019 году здание было капитально отреставрировано и вернуло свою первоначальную красоту.
Пляж «Остров», открытый в Воткинске в 2008 году, быстро стал популярным местом отдыха. Оформленный в средиземноморском стиле и оснащённый всей необходимой инфраструктурой, он привлекает горожан и гостей круглый год.
Построенная в начале ХХ в. магистраль соединила регион с общероссийской железнодорожной сетью. По окончании Гражданской войны открытие сквозного движения сделало Камбарку важным транспортно-пересадочным узлом.
В Камбарке расположен третий по величине в Удмуртии искусственный водоём, с которым неразрывно связана история города. Построенная здесь плотина стала частью заводского комплекса Камбарки, что нашло отражение и в её гербе.
Скромная Успенская церковь является одной из старейших в регионе и одновременно одной из наиболее почитаемых у верующих Камбарки. Пережив сложные годы советской власти, сегодня храм открыл свои двери для прихожан.
Церковь во имя апостолов Петра и Павла была открыта в Камбарке в 1889 г. Она стала украшением посёлка, а фрески вызывали восхищение прихожан. В советские годы здание было сильно повреждено, сегодня продолжаются работы по его восстановлению.
Бывший железоделательный завод Демидовых пережил множество этапов развития. В разные времена выпускались якоря, вагонетки, станки и целые тепловозы. В наши дни завод является градообразующим предприятием и выпускает широкий ассортимент продукции.
Музей появился благодаря неравнодушным жителям города, которые начали собирать предметы старины. Сегодня тут работают постоянные выставки, а собранные экспонаты позволяют погрузиться в разные эпохи и события Камбарского района.
Особняк Вавилова — одно из примечательных светских зданий Камбарки дореволюционной эпохи. Здесь располагался магазин, а в годы СССР районные комитеты партии. Сегодня тут работают службы машиностроительного завода.
Железная дорога сыграла важную роль в развитии Можги. Построенный в начале XX в. по проекту известного архитектора А. В. Щусева вокзал до сих пор украшает город и является памятником архитектуры.
Храм святого Архистратига Михаила — важный духовный центр Можги, имеющий богатую историю. Построенный в начале XX в., он пережил закрытие в советское время и возрождение в 1990-х гг.
ОАО «Свет» — градообразующее предприятие Можги с почти двухвековой историей. Начав с производства стекла в XIX в., завод стал одним из крупнейших производителей стеклотары в России.
Дом С. А. Шишкова — историческое здание в центре Можги, связанное с жизнью видного промышленника. Сегодня в нём располагается культурный центр «Свет», сохраняющий память о прошлом города.
Историко-краеведческий музей Можги — хранитель истории города и района. Располагающий богатой коллекцией экспонатов музей привлекает тысячи посетителей.
Можгинский педагогический колледж — старейшее учебное заведение города. За свою вековую историю колледж подготовил множество выдающихся деятелей культуры и науки Удмуртии.
Музей «Набат памяти» — уникальное учреждение, посвящённое памяти жертв нацизма и героям Великой Отечественной войны. Музей, созданный энтузиастом Светланой Горошниковой, стал важным центром патриотического воспитания в Можге.
Приезд цесаревича в город остался в народной памяти на долгие годы. В честь этого события была написана икона и построена часовня.
В начале мая 1837 года великий князь Александр Николаевич совершил ознакомительное путешествие по будущим владениям, посетив 29 губерний, включая Урал и Западную Сибирь. Во время поездки он остановился в Воткинском Заводе, где осмотрел заводские цеха, участвовал в производственном процессе и впечатлился работой огромного предприятия.
Летом 1902 г. молодой Алексей Толстой, будущий известный писатель, провёл несколько недель на Сюгинском стекольном заводе. Это время оставило яркий след в его памяти и впоследствии нашло отражение в творчестве автора.
Штаб-лекарь, в 1796–1818 годах глазовский городничий, дед великого композитора П. И. Чайковского.
Инженер-металлург, первый директор ЧМЗ, кавалер орденов Ленина, Октябрьской Революции, двух орденов Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почёта», трижды лауреат Сталинской премии (1951, дважды в 1953).
Фигуристка, чемпионка мира 2015 года, мастер спорта России международного класса (2012), заслуженный мастер спорта России (2015).
Выдающийся горный инженер, инженер-генерал-майор, руководитель заводов. Сыграл важную роль в развитии промышленности и горного дела в России. Отец композитора Петра Ильича Чайковского.
Российский писатель, драматург, режиссёр. Член Союза писателей СССР. Его творчество было глубоко связано с Сибирью и Уралом.
Конструктор ракет, дважды Герой Социалистического Труда, кавалер трёх орденов Ленина и ордена Трудового Красного Знамени, лауреат Государственной премии СССР. Генеральный директор Воткинского машиностроительного завода. Почётный гражданин Воткинска.
Пётр Демидов был представителем богатейшей династии горнозаводчиков в четвёртом поколении. В 1767 г. он завершил строительство железоделательного предприятия, которое начал его отец.
Педагог, просветитель-подвижник, заслуженный учитель Удмуртской АССР (1945), кавалер ордена «Знак Почёта» (1946)
Военный лётчик, полковник, Герой Советского Союза (1945), кавалер многих других боевых наград
Поселение на месте современного Северодвинска образовалось вокруг монастыря. Пять веков спустя на запустевших монастырских землях возвели судостроительный завод.
Ижевск, (удм. Ижкар) — двадцатый по численности населения город Российской Федерации, крупный промышленный, торговый, научно-образовательный и культурный центр Поволжья и Предуралья.
Подольск, один из крупнейших городов Подмосковья, имеет богатую историю и развитую промышленность, возникшую благодаря удобному расположению на торговых путях.
Елец — город с 1146 года. Находится в 78 км к западу от Липецка. Расположен на берегах реки Быстрой Сосны при впадении в неё реки Ельчик.
Бологое крупный железнодорожный узел Октябрьской железной дороги. Расположен примерно посередине железнодорожного пути из Санкт-Петербурга в Москву.
Лысьва основана в XVIII веке в качестве промышленного города — ее земля богата лесом и железной рудой. До революции городом управляли купцы-промышленники, в советские годы Лысьва нарастила объемы прои