Историческая справка о железнодорожном вокзале

Время прочтения: мин.

г. Сарапул, улица Вокзальная, дом 13

GPS: 56.450563 , 53.781040

Железная дорога в Сарапуле появилась чуть более ста лет назад, после того как был построен мост через Каму. Тогда же в городе был возведен и первый деревянный вокзал — в 1980-е годы его заменили на новый.

История

Планы строительства железнодорожной магистрали через Средний Урал для соединения бассейнов Волги и Оби разрабатывались еще с 1860-х годов. После многолетних дискуссий в правительственных и деловых кругах в начале ХХ века началось проектирование дороги от Казани до Екатеринбурга. 

Железнодорожная станция «Сарапул»

В 1912 году ее маршрут был утвержден Советом министров — новая дорога должна была пройти через Сарапул. В 1914–1915 годах силами жителей окрестных сел и деревень, а с началом Первой мировой войны — также пленных немцев и австрийцев, были выполнены основные земляные работы, началась прокладка железнодорожных путей, сооружение мостов, вокзалов и станционной инфраструктуры. Дальнейший ход работ затормозила Гражданская война. В апреле 1919 года практически законченный мост через Каму был поврежден взрывом, и его пришлось восстанавливать. В марте 1920 года 990-метровый мост был наконец введен в эксплуатацию и между Екатеринбургом и Москвой через Сарапул открылось регулярное железнодорожное сообщение. 


Железнодорожная станция «Сарапул». 1915 г.

Грузопассажирская станция Сарапул заработала в 1919 году, из экологических соображений ее расположили на значительном удалении от центра города, а узловую станцию построили еще дальше — в селе Агрыз, в 50 километрах от Сарапула. В период Великой Отечественной войны сарапульские железнодорожники обеспечивали бесперебойное прохождение воинских эшелонов и доставку на фронт продукции предприятий города. Каждый год 22 июня в память об их трудовом подвиге в Сарапуле проходит минута молчания и возложение цветов к стеле ветеранам-железнодорожникам, стоящей в сквере на Привокзальной площади. 


Железнодорожная станция «Агрыз»

Другой достопримечательностью этой площади считается паровоз «Ов-3705», установленный там в 1974 году. Знаменит он тем, что в марте 1919 года доставил 80 тысяч пудов «дарственного хлеба от крестьян Сарапульского уезда» в голодные Петроград и Москву. В послевоенные годы дорога была электрифицирована.

Памятник паровозу в Сарапуле. Автор Радик Фаризов

В Москве, в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени Алексея Викторовича Щусева сохранился эскиз железнодорожного вокзала «Сарапуль», выполненный этим выдающимся архитектором, но так по неизвестной причине и не реализованный — возможно, помешала начавшая вскоре мировая война. 

Железнодорожная станция «Сарапул»

Первый сарапульский вокзал был небольшим, деревянным, типовой архитектуры. К концу 1950-х годов он пришел в аварийное состояние и в 1979 году был разобран. Новое здание сарапульского вокзала в стиле советского модерна появилось в 1981 году. В 2005 году вокзал был капитально отремонтирован. На вокзале есть все для удобства пассажиров — билетные кассы, зал ожидания, камеры хранения, справочное бюро и другие услуги.



Похожие места

Вокзал Тобольска. Здание вдохновленное платьем

Железная дорога пришла в Тобольск относительно поздно. Пассажирский вокзал был построен лишь в 1970–1974 годах. Здание создано в стиле модернизма с элементами брутализма и вдохновлено платьем В. Зайцева.

Коломенский краеведческий музей

Коломенский краеведческий музей открыли в 1932 году. Он является одним из крупнейших музеев Московской области: в него входят три филиала, а общий фонд экспонатов — более 25 тысяч единиц.

Мемориал «Исход и возвращение»

В 1996 году в Элисте открылся мемориал «Исход и возвращение». Он посвящен трагической странице в истории калмыцкого народа. Скульптор в своей работе отразил депортацию калмыков, их реабилитацию и возвращение на родину.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!