Камбарский машиностроительный завод

Время прочтения: мин.

ул. Советская, 23

GPS: 56.267497 , 54.192163

Бывший железоделательный завод Демидовых пережил множество этапов развития. В разные времена выпускались якоря, вагонетки, станки и целые тепловозы. В наши дни завод является градообразующим предприятием и выпускает широкий ассортимент продукции.

История

Камбарский машиностроительный завод изначально был железоделательным и входил в состав «империи» горнозаводчиков Демидовых. Его строительство проходило в 1761–1767 гг. под руководством Петра Григорьевича Демидова. На завод были переведены мастера из Тулы. Не имея собственных рудников, предприятие получало чугун для переработки в железо от других заводов Суксунского горнозаводского округа. К концу XVIII в. завод производил до 60 тыс. пудов железа в год, а к 1830 г. — до 100 тыс., часть продукции экспортировалась.


Фасад Камбарского машиностроительного завода. 1970-е гг.

В 1830-х гг. демидовская эпоха для Камбарского завода подошла к концу, и вскоре он перешёл в казённое владение. Во второй половине XIX в. на фоне кризиса горнозаводской промышленности Урала предприятие начало приходить в упадок и часто меняло владельцев. С 1893 по 1916 г. оно принадлежало купцу 2-й гильдии Гавриле Степановичу Кондюрину, после чего стало собственностью акционерного общества Камских заводов.


Г. С. Кондюрин. Н. П. Зырянов. 1999 г.

В конце XIX в. предприятие начало производить тарантасы и якоря, а в начале XX в. освоило выпуск вагонеток для железных дорог и станков для заточки пил и цепей. В 1919 г. частные мастерские и национализированный Камбарский завод совместно выполнили правительственный «военно-срочный» заказ на изготовление телег для Красной армии, в результате чего был создан «Государственный экипажный завод № 6», однако в 1923 г. производство было законсервировано.

В 1933 г. на базе камбарского предприятия был организован литейно-механический завод, начавший серийный выпуск узкоколейных железнодорожных платформ для лесной промышленности. С началом Великой Отечественной войны, в августе 1941 г., решением ГКО СССР завод был передан в ведение Наркомата оборонной промышленности и в 1944 г. получил статус машиностроительного. После войны предприятие переключилось на производство вагонеток на конной тяге, узкоколейных грузовых платформ и пилорам. Постепенно расширялась номенклатура продукции: с 1950 г. завод стал выпускать снегоочистители, узкоколейные вагоны и плавучие земснаряды. В 1956 г. здесь был произведён первый мотовоз.



Механосборочный цех (механический участок) Камбарского машиностроительного завода. 1960-е гг.

Продукция завода демонстрировалась на ВДНХ СССР в 1950–1960-х гг. Во второй половине 1960-х гг. на заводе была разработана специальная модель тепловоза для работы в условиях тропического климата, предназначенная для экспорта на Кубу и в Демократическую Республику Вьетнам. Продукция также поставлялась в Польшу, Грецию, Болгарию, Венгрию, Корею, Никарагуа и другие страны. В 1983 г. тепловоз камбарского производства получил медаль и диплом первой степени на Лейпцигской ярмарке.



Тепловоз узколинейный ТУ4-3034

С 1990-х гг. основным потребителем продукции завода стало ОАО «РЖД». С 2006 г. здесь освоено уникальное для России производство вагонов и тепловозов для детских железных дорог. Тепловозы Камбарского машиностроительного завода представлены в экспозиции Музея узкоколейных железных дорог в Екатеринбурге.



Вид на Музей узкоколейной железной дороги в Екатеринбурге

Сегодня Камбарский машиностроительный завод — это многопрофильное градообразующее предприятие, выпускающее оборудование для металлургии, металлообработки, сельского хозяйства, медицины, а также для нефтехимической, нефтеперерабатывающей, газовой и пищевой промышленности. Кроме того, здесь сохранилось и транспортное машиностроение.




Похожие места

Бывший главный корпус Воткинского завода («Николаевская башня»)

Николаевский корпус Воткинского завода, построенный в 1828–1832 годах, — одно из старейших каменных сооружений города и памятник архитектуры регионального значения. Здание, выполненное в адмиралтейском стиле, служило административным центром завода, а сегодня находится на закрытой территории предприятия и доступно для осмотра только издалека.

Тихорецкий машиностроительный завод имени В. В. Воровского

Одно из старейших предприятий страны. Техника, производящаяся на заводе, помогает ремонтировать и обслуживать пути на железных дорогах и в метро на территории всей Российской Федерации, а также в странах ближнего зарубежья.

Алапаевский чугуноплавильный и железоделательный завод, XVIII век

Алапаевский железоделательный завод — это историческое предприятие, которое создано в конце XVII в. В 1820-е г. завод закрыли и производство чугуна перенесли на реку Нейва. Единственное сохранившиеся здание старого завода – это молотовая фабрика.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!