Железную дорогу до поселка Судострой возводили в тяжелых условиях непролазных болот и топей. Первый поезд прибыл сюда в 1936 году, а спустя два года открыли пассажирское движение. Сегодня город связан со многими северными городами России и Москвой.
Строившийся поселок Судострой связывался с внешним миром речным путем и только в подходящий сезон из-за того, что проезжие дороги практически полностью отсутствовали. Поэтому одной из первостепенных задач строителей будущего Северодвинска было решить транспортную проблему. В августе — ноябре 1936 года проложили 49-километровую железную дорогу, связавшую поселок судостроителей со станцией Исакогорка близ Архангельска.
Здание вокзала. 1952 г.
Дорогу строили практически вручную, на конной тяге, пробираясь сквозь непролазные болота — топь тянулась без малого 20 километров от деревни Рикасихи до Никольского устья, здесь путь уложили на сплошном настиле из бревен. Строители жили в палатках и землянках, работали по десять и более часов в день, часто без выходных. Путь возвели временным, недоделки насыпи, водоотводные сооружения, постоянное жилье для железнодорожников, а главное, более тридцати мостов, включая 100-метровый через реку Лаю, левый приток Северной Двины, построили уже в 1938 году.
Первый поезд прибыл в Судострой в намеченный срок — 22 ноября 1936 года. И строившийся город связали с одной из самых протяженных — свыше тысячи верст — и стратегически важных железных дорог страны — Московско-Ярославско-Архангельской, впоследствии Северной. Ее запустили еще в 1898 году и через два года выкупили в казну. Несколько последующих десятилетий дорога до Исакогорки оставалась единственной сухопутной трассой Северодвинска. Шоссе до Архангельска сдали в эксплуатацию лишь в 1968 году, там же по сей день находится ближайший к Северодвинску аэропорт.
Маршрутная доска фирменного поезда Поморье. 2007 г. Автор фото – Vovchik.
Первоначально железная дорога была грузовой, ее использовали, исключительно чтобы доставить строительные материалы и заводское оборудование и полностью обеспечить строителей города всем необходимым. Регулярное пассажирское сообщение с Архангельском открылось только в конце 1938 года. Передвигаться по ней было небезопасно, особенно в межсезонье — из-за нестабильного грунта вагоны, а нередко и паровозы сходили с рельс.
Фирменный поезд «Поморье» «Москва – Северодвинск»
Тогда же в Молотовске построили железнодорожный вокзал — деревянный, одноэтажный, с печным отоплением, лаконичной архитектуры. С началом Великой Отечественной войны от основной рельсовой магистрали проложили ответвление к молотовскому порту, по которому сплошным потоком пошли грузы военного назначения, доставленные морскими конвоями союзников. В постоянную эксплуатацию линию Исакогорка — Молотовск приняли в 1942 году.
Деревянный возал в Молотовске, построенный в 1938 г.
В 1973 году в Северодвинске построили капитальный, небольшой, но уютный железнодорожный вокзал с крытой навесом высокой платформой, реконструировали привокзальную площадь. В 1988 году площадь украсили сквер и отделанный смальтой фонтан, силуэт которого, по замыслу авторов, Копылова и Мартынова, напоминает тающий ледник.
Современный вид вокзала. 2010–2020-е гг.
Вокзал внутри
Фонтан на улице Железнодорожной
у вокзала в Северодвинске.
2019 г. Автор фото – А. Щекинов.
Сегодня тупиковая станция Северодвинск Северной железной дороги ОАО РЖД обеспечивает регулярное пригородное грузопассажирское сообщение со станциями Архангельск, Нёнокса и Лайская. Это конечный пункт фирменного пассажирского поезда «Поморье» Москва — Северодвинск. Поездка по этому маршруту занимает около 23 часов.
Источник: © Новости Северодвинска
Источник: © Северодвинск, маршруты, достопримечательности
Источник: © Туристер – одно из крупнейших в СНГ сообществ опытных путешественников
Источник: © wikimapia.org – международная энциклопедия
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © Фотоэнциклопедия железнодорожного транспорта
Источник: © Описание фирменных и скоростных поездов РЖД
Источник: © chuh-chuh.ru