Здание Печорского Управления железной дороги

Время прочтения: мин.

Архангельская область, г. Котлас, ул. Маяковского, д. 3

GPS: 61.252579 , 46.639015

Здание в стиле сталинского ампира, построенное в Котласе в 1954 году, изначально служило управлением Печорской железной дороги. Сегодня оно сохраняет свою архитектурную значимость и, после переоборудования в школу-интернат, функционирует как частное общеобразовательное учреждение «РЖД лицей №1».

История

Монументальное здание в стиле сталинского ампира появилось в Котласе благодаря строительству Северо-Печорской железной дороги, начатому в 1940-е годы (с 1947 года дорога получила название Печорская железная дорога). 

Бывшее здание штаб-квартиры железных дорог

История этого строительства полна трагических событий. Железная дорога была возведена руками заключённых, преимущественно политических, а также спецпоселенцев и трудовых армейцев, работавших в крайне тяжёлых условиях. Работы ускорились в годы Великой Отечественной войны, так как магистраль была жизненно важна для обеспечения фронтовых нужд.


Постройка Печорской железной дороги в полосе вечной мерзлоты. 1946 г.

К 1942 году дорогу завершили, и для её эксплуатации потребовались рабочие кадры. В связи с этим в Котлас были переведены сотрудники Ленинградской железной дороги, так как в условиях блокады Ленинграда они не могли выполнять свои обязанности. Ситуация была критической, поэтому работники размещались во временных бараках и других неподготовленных помещениях.


Укладка рельс железнодорожного пути при строительстве Печорской железной дороги. 1946 г.

После окончания Великой Отечественной войны ситуация постепенно стабилизировалась, и было принято решение построить новое здание для управления железной дорогой. Его строительство, проведённое с 1950 по 1954 год, снова осуществлялось с привлечением заключённых ГУЛАГа. К 1 мая 1954 года сотрудники смогли переехать в новое, комфортабельное здание. Оно стало одним из первых в Котласе, оборудованных центральной канализацией, водопроводом и паровым отоплением.


Первые сотрудники финансового отдела Управления Печорской железной дороги. 1944 г.

Однако история управления железной дорогой была недолгой: через шесть лет Печорская и пять других железных дорог были объединены в Северную железную дорогу, управление которой находилось в Ярославле. После этого здание было переоборудовано под школу-интернат, который размещался здесь в 1960 году. В процессе ремонта оригинальные интерьеры были утрачены, но архитектурный облик дома сохранился.


Площадь перед зданием управления Печорской железной дороги. праздник «Проводы русской зимы»

Здание представляет собой массивное трёхэтажное строение с горизонтальными объёмами и колоннадой, являющейся его основной архитектурной доминантой. На главном фасаде сохранилась надпись «Управление Печорской железной дороги», над которой размещена барельефная композиция с развевающимися знамёнами.

Негосударственная общеобразовательная школа-интернат № 1 ОАО «РЖД». Здание бывшего управления Печорской железной дороги. 2017 г.

Между вторым и третьим этажами находятся медальоны с железнодорожной символикой. В настоящее время в здании размещается частное общеобразовательное учреждение под названием «РЖД лицей №1».


Похожие места

Утраченная усадьба И.Г. Рахманинова

Имение в селе Старая Казинка Козловского уезда принадлежало просветителю Ивану Герасимовичу Рахманинову. Сама усадьба не сохранилась, но память о ее владельце по-прежнему чтят.

Памятник паровоз Эм 720-24

В годы войны на паровозе Эм 720-24 в Ленинград доставляли «подарочный» уголь, который горняки-заключенные выкупали у государства по себестоимости. Сейчас паровоз стоит на воркутинском вокзале как памятник.

Особняк купца Черных. Дом Совета рабочих депутатов

Дом купца Черных — типичный образец купеческого особняка конца XIX — начала XX века. Двухэтажное каменное здание с лаконичным декором в целом хорошо сохранило изначальный архитектурный облик.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!