В городе Лиски живут и трудятся железнодорожники. Активное развитие посёлка началось в конце XIX века, после строительства здесь узловой станции.
Город Лиски — административный центр Лискинского района Воронежской области. Его население составляет 54 тысячи человек — это четвертый по числу жителей город области. За свою историю город несколько раз менял имя. Так, в 1937–1943 годах он назывался Свобода, а в 1965–1991 годах носил название Георгиу-Деж.
Собор Владимирской иконы Божией Матери в г. Лиски
Город расположен в 98 километрах от областного центра на левом берегу Дона между его притоками Хворостань и Икорец. Хотя на современном гербе Лискинского района изображена лиса, в изобилии обитавшая в здешних краях, свое необычное название город получил от старинного села, стоящего на противоположном берегу Дона, через которое первоначально должна была пройти железная дорога. Село Лиски, в свою очередь, было названо по одноименной речке, притоку Дона, протекающей близ Лысой (то есть меловой, почти лишенной растительности) горы.
Река Дон и гора Бударка (Бухарка) в п. Новая Покровка. 1906-1909 гг.
В Средневековье территория современного Лискинского района представляла собой пограничье земледельцев-славян и степных кочевников. Об этом напоминают археологические памятники — славянская крепость IX века на горе Трудень (городище Титчиха) и меловая Маяцкая крепость Хазарского каганата IX–X веков. Имя этой крепости стало частью названия салтово-маяцкой археологической культуры железного века. Сейчас Маяцкое городище вместе с пещерными меловыми церквами середины XVII века и другими памятниками истории и архитектуры республиканского значения входит в состав обширного, площадью в 1 100 гектаров, историко-археологического музея-заповедника «Дивногорье».
Картина «Славянское городище Титчиха в VIII-Х вв». 1961 г. Автор - В. П. Криворучко
В конце XVI века на территории Лискинского района располагался пограничный пункт — «сторожа» Богатый Затон. В XVII веке на этом месте возникла слободка Петровская, неподалеку от которой с середины того же столетия начал складываться комплекс пещерного Дивногорского Успенского мужского монастыря. В 1787 году, вскоре после закладки Покровской церкви, слободка была переименована в Покровку, а затем — в село Новопокровское. Именно это поселение вместе с появившейся в нем позднее железнодорожной станцией находилось у истоков будущего города Лиски, датой основания которого считается 1871 год. При этом в казачьей культуре по сей день бытует представление, будто Лиски — это средневековое казачье поселение.
Общий вид Больших Див. Вторая половина ХХ в.
В 1871 году на станцию Лиски в селе Новопокровском прибыл первый поезд. В 1895 году станция стала узловой, что существенно ускорило развитие населенного пункта. Село было превращено в волостной центр. Первая всероссийская перепись 1897 года зафиксировала в нем 5 500 жителей.
В начале ХХ века кроме церкви в Новопокровском действовали земская и церковноприходская школы, речная пристань, через которую шло оживленное грузопассажирское сообщение с Ростовом-на-Дону, паровая мельница и другие промышленные предприятия, имелись постоялые дворы, трактиры, базары, проводились ярмарки, в 1911 году здесь был открыт кинематограф. В годы первой русской революции лискинский железнодорожный узел стал одним из центров рабочих выступлений, к подавлению которых власти привлекли войска.
Вручение переходящего красного знамени коллективу теплохода «Ленинский комсомол» на пристани г. Лиски. 1952 г.
Советская власть в Новопокровском была провозглашена в декабре 1917 года. Станция имела стратегическое значение, поэтому в годы Гражданской войны за нее велись тяжелые бои. В Лисках неоднократно бывал председатель Реввоенсовета республики Лев Давидович Троцкий. В конце 1918 года и в 1919 году станция была захвачена сначала казаками Петра Николаевича Краснова, а затем Вооруженными силами Юга России Антона Ивановича Деникина — в обоих случаях ненадолго.
Лев Давидович Троцкий на железнодорожной станции Лиски. 1918 г.
В полном объеме восстановить железнодорожное сообщение в Лисках после разрухи времен Гражданской войны удалось только к 1927 году. Тогда же в селе заработал речной порт. В 1928 году село Новопокровское стало рабочим поселком под названием Свобода, который в 1937 году получил городской статус. В 1930-е годы здесь была сооружена электростанция, а также локомотивное и вагонное депо. Грузооборот станции увеличился до 160 с лишним миллионов тонн. В городе были построены многочисленные жилые дома, Дом культуры, появились парки и скверы.
Сквер на улице Титова в Георгиу-Деж. 1973 г.
В годы Великой Отечественной войны станция и город подверглись значительным разрушениям. Было уничтожено депо, мост через Дон и пристань, а окрестные села оказались практически стерты с лица земли. Вместе с тем в январе 1943 года территория района стала одним из важнейших плацдармов Острогожско-Россошанской наступательной операции Воронежского и Юго-Западного фронтов, создавшей условия для последующего освобождения Харькова и Донбасса. В 1943 году город был переименован в Лиски и в послевоенные десятилетия восстановлен.
Железнодорожная станция Лиски. 1943 г. Автор фото - А. С. Замский
К 1990-м годам здесь действовало свыше ста учреждений культуры и более 40 промышленных предприятий, крупнейшие из которых — сахарный завод и завод монтажных заготовок и металлоконструкций. Лискинский район также считается родиной русской длинношерстной породы овец.
Баран породы Линкольн - Михновская. Колхоз "Заветы Ильича " Лискинского района. 1950 г.
Многие известные люди России были уроженцами Лискинского края. Среди них — музыканты Константин Федорович Костин-Макаров, Виктор Лукьянович Кириченко и Леонид Иванович Болдин, Герои Социалистического Труда Виктор Яковлевич Дмитриев, Виктор Петрович Косяков, Павел Дмитриевич Мостепанов и Лидия Петровна Сумская, летчики-космонавты Анатолий Васильевич Филипченко и Иван Николаевич Аникеев, Герой России вертолетчик Евгений Николаевич Сизоненко, генерал армии Анатолий Иванович Грибков, общественный деятель Александр Яковлевич Неумывакин.
Павел Дмитриевич Мостепанов. 1966-1970 гг.
С 2014 года город Лиски носит почетное звание «Город воинской доблести» Воронежской области.
Герб города Лиски, утвержденный в 1997 году, аллегорически отображает его историю, а также значение в жизни страны и региона: на голубом (лазоревом) поле изображено золотое крылатое колесо, внизу — «тонкий выщерблено-изогнутый пояс, дважды просеченный, серебряный по краям, а посередине — в цвет поля». Крылатое колесо считается символом железнодорожного сообщения. Волны и голубое поле олицетворяют расположение города по берегам Дона и его роль в развитии речного судоходства. Желтый цвет (золото) означает богатство, стабильность, интеллект и уважение. Голубой (лазурь) — символ возвышенных устремлений, добродетели и искренности.
Герб города Лиски
Флаг города представляет собой аналог герба, расположенный на прямоугольном полотнище с отношением ширины к длине 2:3. Первоначально он был утвержден как флаг Лискинского района, но в 2006 году стал флагом городского поселения Лиски.
Флаг города Лиски
Интересно, что официальная символика города Лиски заметно отличается от флага и герба Лискинского района. На последних отсутствует железнодорожная тематика, но изображены лиса и меловые горы, отсылающие к одной из главных природных достопримечательностей района — меловым горам Дивногорья. Фон флага трехцветный, зелено-желто-голубой.
Герб Лискинского района
Флаг Лискинского района
К неофициальным символам города можно отнести памятный знак «Ангел-хранитель». Он был установлен в 1998 году на колонне, в основании которой помещен колокол, украшенный барельефами с сюжетами из библейской истории и истории Лисок. Другим неофициальным символом города считается величественный пятиглавый собор Владимирской иконы Божией Матери, освященный в 2016 году.
Памятник «Ангел-хранитель» на Привокзальной площади в г. Лиски
Собор Владимирской иконы Божией Матери в г. Лиски
Война стала тяжелым испытанием для жителей Лисок. Несмотря на постоянные налеты вражеской авиации и кровопролитные бои в окрестностях, городские предприятия продолжали работать. В 2014 году Лискам было присвоено почетное звание «Город воинской доблести» Воронежской области.
Репродукция автолитографии художника В. И. Курдова «Бронепоезд». 1970 г.
С момента нападения фашистской Германии на СССР в городе было объявлено военное положение и введен комендантский час. Уже осенью 1941 года станция Лиски подверглась первой вражеской бомбардировке, с декабря бомбежки стали регулярными. В соответствии с заданием Государственного Комитета Обороны, лискинские вагоноремонтники оборудовали платформы зенитными пушками и пулеметами, предназначенными для защиты эшелонов от атак с воздуха.
Помимо этого, к началу 1942 года в депо были построены три и отремонтированы пять бронепоездов, в том числе «Лискинец», который впоследствии сражался на Курской дуге, а затем освобождал Украину и Польшу. Судоремонтные мастерские и мастерские механизации изготавливали детали для минометов и речные понтоны. Суда речного флота, не ограничиваясь перевозками хлебных и воинских грузов, обеспечивали переправу через Дон боевых частей.
В числе призванных на фронт лискинским военкоматом был уроженец Грузии Мелитон Кантария, в мае 1945 года водрузивший Знамя Победы над Рейхстагом.
Мелитон Варламович Кантария
Младший сержант Мелитон Кантария и сержант Михаил Егоров, водрузившие Знамя Победы над Рейхстагом
В результате наступления немецко-фашистских войск на Украине в конце июня — начале июля 1942 года лискинский железнодорожный узел стал подвергаться особенно ожесточенным бомбардировкам. 5–7 июля оккупанты заняли правобережную часть Лискинского района. Чтобы не допустить врага на левый берег Дона, был взорван железнодорожный мост и понтонная переправа, а также затоплены речные суда. В августе 1942 года в бою на Сторожевском плацдарме рядовой Чолпонбай Тулебердиев закрыл своим телом амбразуру вражеского дота. На месте гибели героя ныне возведен мемориал.
Чолпонбай Тулебердиев
Памятник Чолпонбаю Тулебердиеву
На соседнем участке фронта орудие под командой сержанта Игоря Панганиса восемь суток отбивало атаки немецких танков. За проявленный героизм ему было присвоено звание Героя Советского Союза. 14 января 1943 года, в ходе начавшегося советского контрнаступления, танковая рота старшего лейтенанта Петра Алексеевича Козлова освободила села Петровское и Коломыцево. Смертельно раненный в бою офицер был удостоен звания Героя Советского Союза.
Игорь Владимирович Панганис
В январе 1943 года район был полностью освобожден, началось его восстановление. Хотя город продолжал подвергаться налетам вражеской авиации, в том же 1943 году лискинские речники выполнили план перевозок на 123%, был восстановлен железнодорожный мост, возобновилось движение через Дон в западном и южном направлениях, продолжались работы в возрожденном депо. Весной 1944 года жители района собрали более полумиллиона рублей на танковую колонну «Лискинский колхозник» и свыше 700 тысяч рублей — на строительство штурмовой эскадрильи.
Возвращение беженцев домой. 1943 г.
За годы войны многие уроженцы Лискинского района были удостоены звания Героя Советского Союза: Иван Дмитриевич Ермолаев, подбивший несколько танков противника; командир партизанской бригады Виктор Ильич Ливенцев; Андрей Степанович Кошелев, уничтоживший три самоходных орудия врага; минометчик Митрофан Андреевич Машин (оба — посмертно).
Виктор Ильич Ливенцев
За умелое управление боевыми действиями и проявленные при этом личное мужество и героизм указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1945 года звание Героя Советского Союза было присвоено гвардии полковнику Павлу Зиновьевичу Шамардину. За трудовые подвиги в годы войны званием Героя Социалистического Труда были отмечены начальник Лискинского отделения ЮВЖД Владимир Николаевич Желудев, начальник колонны паровозов Александр Карпович Лысенко, организатор восстановления лискинского железнодорожного узла Филипп Дмитриевич Федосов.
Александр Карпович Лысенко
Память о войне и ее героях хранят многочисленные мемориалы, расположенные в Лисках и Лискинском районе. Центральным среди них считается Аллея Славы на воинском кладбище города.
Мемориальный комплекс «Аллея Славы» в г. Лиски
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ
Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ
Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ
Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ
Источник: © Социальная сеть «Одноклассники»
Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ
Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ
Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ
Источник: © Портал о путешествиях «TripTonkosti»
Источник: © Cетевое сообщество LiveJournal
Источник: © «Vector-images.com» - сервисы по векторной графике
Источник: © «Vector-images.com» - сервисы по векторной графике
Источник: © «Vector-images.com» - сервисы по векторной графике
Источник: © «Vector-images.com» - сервисы по векторной графике
Источник: © Исторический портал «Русский контур»
Источник: © Информационный портал «Заметки путешественника»
Источник: © «Дзен» - платформа для просмотра и создания контента
Источник: © Сетевое издание «Регнум»
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © Социальная сеть «Вконтакте»
Источник: © Интернет-портал СНГ
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © Острогожский историко-художественный музей имени И. Н. Крамского
Источник: © Сайт Минского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру
Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ
Источник: © Всероссийский сетевой проект «Карта памяти»
Лиски - крупный железнодорожный узел в Воронежской области, связывающий Москву и Ростов-на-Дону, а также Харьков и Пензу. В 2020 году станция отметила свое 150-летие.
Покровская церковь возведена в XVIII в. Это однокупольный храм с трехъярусной колокольней, фресками и оригинальной лепниной в убранстве. До 1988 г. был единственным действующим собором в Лискинском районе.
Собор Владимирской иконы Божией Матери в Лисках относится к главным достопримечательностям города и считается неофициальным символом города.
Памятник Ангелу-хранителю города стоит на площади у Владимирского собора. Это 10-метровая колонна с основанием в виде колокола и увенчанная статуей ангела. Колокол украшают сцены из Евангелия и истории города.
Красные ворота когда-то служили главным въездом в населенный пункт. Они были построены в годы основания поселка. Возле этих ворот проходили праздники и общественные мероприятия.
Лискинская детская железная дорога оснащена по последнему слову техники. Здесь есть семафоры, здание вокзала и вагонное депо - все как у взрослых.
Клуб железнодорожников стал первым местом культурного досуга в Лисках. На его сцене начинали свою творческую карьеру многие артисты.
Мемориал открыли в центре города, как знак памяти шестерым Лискинцам, не вернувшимся с войны. Представляет собой плиту с изображением сцены боя, скорбящей женщины и эпитафией.
Эксплуатационное депо появилось в Лисках в конце XIX в. А почти через 100 лет при нем открылся музей. Сейчас экспозиция музея располагается на 2-х этажах и рассказывает о развитии депо с дней основания до нашего времени.
Чита (бур. Шэтэ) — город в России. Административный центр Забайкальского края и Читинского района.
Анапа — климатический и бальнеологический курорт. «Город-курорт Анапа» и «Город воинской славы».
Краснодар возник в 1793 году благодаря отважным казакам, получившим грамоту на земли за воинские заслуги от императрицы. Сегодня город является промышленным и туристическим центром Юга России.
В начале своей истории Армавир был армянским аулом. Поворотным моментом в его судьбе стало появление железной дороги.
Прозвище «опальный» Тамбов получил из-за холерного бунта 1830 года. После город активно благоустраивался, открылось множество учебных заведений. Является крупным торговым и логистическим центром.
Вологду основали в XII веке. Смутное время, пожары, чума и наводнения значительно изменили город. Сейчас это административный центр области, сумевший сохранить богатейшее историко-культурное наследие.