Ртищево

Время прочтения: мин.

Город в Саратовской области, крупный железнодорожный узел, ведущий свою историю от села Покровского. Ныне это современный промышленный центр с богатым историческим наследием.

GPS: 52.257455 , 43.785657

Историческая справка

Город Ртищево — административный центр одноимённого района Саратовской области. Население около 38 тысяч человек (2021). Город расположен в 214 километрах к северо-западу от Саратова на левом берегу Ольшанки, притока Хопра. Ртищево — крупный узел Юго-Восточной железной дороги — часто называют «Перекрёстком России». Ее полотно делит город на две части: южную, которая выросла из пристанционного посёлка, и более старую северную, где раньше было село Покровское, или Ртищево.


Первые документальные упоминания о селе Покровском относятся к концу XVI века. В 1666 году здесь уже был церковный приход. После Северной войны 1700–1721 годов земли у реки Хопёр стали раздавать отличившимся в этой войне. Покровское с 4 тысячами десятин земли получил столбовой дворянин майор Василий Михайлович Ртищев. С тех пор село официально называлось «сельцо Альшанка, Ртищево тож».

В середине XVIII века в имении было 61 хозяйство и около 170 мужчин. В 1774 году крестьяне Ртищева вместе с крестьянами соседних сёл присоединились к отрядам Емельяна Пугачева. В память об этом событии в 1923 году Старо-Почтовую улицу Ртищева переименовали в Пугачёвскую. Позже село несколько раз меняло хозяев. Последними владельцами были дворяне Ченыкаевы.




В середине XIX века в Ртищеве было шесть улиц, 220 хозяйств и около 560 мужчин. С конца 1860-х годов у железнодорожной станции начал расти посёлок. Это было связано со строительством ветки Рязано-Уральской железной дороги Тамбов — Саратов. К 1870-м годам в Ртищеве жило уже около тысячи человек. После открытия линии Пенза — Балашов — Харьков население увеличилось до трёх тысяч. В конце XIX века село Ртищево и железнодорожный посёлок фактически стали единым поселением.


В начале ХХ века в Ртищеве появилась революционная организация, связанная с Саратовским комитетом РСДРП. Во время Первой российской революции организация проводила маёвки железнодорожников, организовывала забастовки и антиправительственные выступления. В начале 1906 года дошло до вооружённого столкновения с властями.

Перед Первой мировой войной в посёлке жило более восьми тысяч человек. К этому времени важную роль в экономике поселения стала играть пищевая промышленность. Работали элеватор Громадского на 100 тысяч пудов зерна, мельницы Дурасова, Тейхмана, Михайлова (две последние были паровыми), современная мясохладобойня акционерного общества «Братья Барсельман» (в 1990-е годы — ОАО «Мясокомбинат "Ртищевский"»).




В январе 1918 года в Ртищеве провозгласили советскую власть, но уже в мае станция оказалась в центре боёв между восставшим Чехословацким корпусом и советскими частями. В 1921 году Ртищево дважды захватывали отряды крестьянской повстанческой армии А. С. Антонова, и дважды его отбивала группировка Красной Армии под командованием И. П. Уборевича (четыре бригады и три автобронеотряда).




Осенью 1921 года в Поволжье разразился голод. Ртищево стало общероссийской базой гуманитарных грузов от международных организаций. Здесь останавливался Фритьоф Нансен. На деньги «Миссии Нансена» в городе открылись бесплатные столовые, которые спасли от голодной смерти тысячи людей, в том числе сотни детей-сирот.

В 2010 году в честь великого норвежского полярного исследователя и гуманиста на здании железнодорожного вокзала Ртищева установили мемориальную доску.



6 июня 1925 года посёлок Ртищево стал городом и районным центром Балашовского округа Нижне-Волжского края. В 1936 году Ртищевский район вошёл в новую Саратовскую область. Перед войной в городе жило почти 30 тысяч человек.

После войны было модернизировано Ртищевское отделение железной дороги, появились новые предприятия. В 1965 году открылась швейная фабрика, спустя 10 лет въехавшая в новое здание, тремя годами позже появились производство гигроскопической ваты и предприятие «Аргон» по выпуску электротехники и электроники. Созданная в 1960 году межколхозная птицефабрика со временем стала одним из крупнейших в области производителей яиц и мяса птицы АО «Птицевод». В конце 1990-х годов в городе жило 45 тысяч человек — больше, чем когда-либо.




В XX веке Ртищево несколько раз хотели переименовать: в 1937 г. — в Ежов (в честь сталинского наркома), в 1967 году — в Коллонтай (по имени известной революционерки). Были и другие предложения, но ртищевские краеведы смогли отстоять историческое название.

Сегодня в Ртищеве работают политехнический лицей, выросший из школы фабрично-заводского обучения, и Центр развития ребёнка. Есть краеведческий музей, детская школа искусств, культурный центр с картинной галереей, стадион «Локомотив», плавательный бассейн «Дельфин». Ртищевское благочиние Балашовской епархии РПЦ включает 12 приходов.





Ртищево — родина многих известных россиян. Среди них: основоположник саратовского краеведения А. Ф. Леопольдов; Герои Социалистического Труда академик РАН А. В. Каляев, машинист А. Н. Сапрыкин, директор совхоза Г. К. Бутузов; генерал-лейтенант погранвойск П. И. Ионов, народная артистка Беларуси Н. А. Корнеева, конструктор крылатых ракет С. А. Авдонин, заслуженный конструктор РСФСР, вагоностроитель В. А. Двухглавов, хирург-орденоносец Н. А. Софинский и его сыновья Николай — заместитель министра высшего и среднего специального образования СССР и Всеволод — дипломат, Чрезвычайный и Полномочный посол.





Символы города

Символы Ртищева отражают его историю и особенности. Герб и флаг включают элементы, связанные с железной дорогой и дворянским родом Ртищевых. Неофициальным символом города стала яблоня сорта «Ртищевская красавица».

Герб

Первый герб города Ртищево и Ртищевского района, созданный местным художником Н. А. Федоровым, утверждён администрацией города в ноябре 1994 года, но Геральдический совет при Президенте РФ его не одобрил. Этот герб представлял собой французский геральдический щит, на котором в лазоревом поле были изображены буква «Р», локомотив и хлебный колос. В вольной части был герб Саратовской области.

Сейчас у города другой герб, утверждённый в 2001 году. Его создали Константин Мочёнов (Химки), Михаил Ваганов (Железнодорожный) и Сергей Исаев (Москва). Этот герб тоже имеет форму французского геральдического щита; в центре в зелёном поле воспроизведены элементы герба дворян Ртищевых: две серебряные сабли накрест остриями вниз и стрела. Они окружены замкнутым в кольцо серебристо-чёрным шнуром — аллегорией железной дороги — с серебряной подковой в нижней части. Вольная часть может нести изображение герба Саратовской области — три положенные в вилообразный крест, сообращённые серебряные стерляди в лазоревом поле.



Флаг

Флаг Ртищева утвердили в 2004 году. Это прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3. Флаг состоит из трёх равных горизонтальных полос: верхней — белой, средней — зелёной и нижней — голубой. В центре расположены фигуры герба.


Официально утверждённого гимна у города пока нет.


Неофициальным символом Ртищева считается яблоня «Ртищевская красавица». Её вывели в 1995 году в плодосовхозе «Ртищевский» саратовские учёные-селекционеры Г. В. Кондратьева и И. К. Фомина. Этот осенний сорт яблони отличается высокой зимостойкостью и урожайностью, быстро начинает плодоносить, даёт крупные плоды и устойчив к заболеваниям.

Город и его жители в период Великой Отечественной войны

Во время Великой Отечественной войны Ртищево стало стратегическим транспортным узлом, через который шло снабжение фронта.

24 июня 1941 года для обеспечения воинских перевозок и эвакуации на советских железных дорогах ввели военный график движения. На станции Ртищево был организован круглосуточный пост по распределению грузов.

В июле 1941 года в городе создали полк народного ополчения численностью 3,5 тысячи человек. Началась маскировка объектов, в пригородах построили ложные объекты. При приближении немецких бомбардировщиков город и станцию погружали во тьму, а ложные объекты включали огни. Благодаря этому город и железнодорожный узел почти не пострадали от вражеской авиации.



В 1941–1944 годах из Ртищевского района призвали около 16 тысяч человек, из них почти 9,5 тысячи не вернулись с войны. Многие ртищевцы воевали в 100-м батальоне воздушного наблюдения, созданном в городе в ноябре 1941 года. В 1942 году на вокзале и других важных объектах железной дороги установили зенитные орудия и пулемёты зенитно-артиллерийского дивизиона. Об этом напоминает мемориальная доска на фасаде вокзала.

В 1942 году Ртищевское отделение железной дороги стало основным каналом снабжения Сталинградского фронта. В Ртищеве сформировали дивизион бронепоездов, участвовавший в битве за Сталинград. В локомотивном депо построили бронепоезд № 670 «Истребитель немецких захватчиков». В городе открыли три госпиталя.

Жители города и района жертвовали личные средства в фонд обороны. На пожертвования академика В. Н. Образцова построили истребитель Як-1 «Ртищевский железнодорожник». В ноябре 1943 года пилот этого самолёта старший лейтенант Александр Лавренов стал Героем Советского Союза. За годы войны ртищевцы собрали свыше трёх миллионов рублей на технику для фронта.



В 1975 году на центральной площади Ртищева установили двенадцатиметровый Обелиск Славы с Вечным огнём. В его верхней части разместили бронзовый барельеф солдата с автоматом и надпись: «Никто не забыт и ничто не забыто». На Стене памяти увековечены имена 20 ртищевцев, Героев Советского Союза. Раньше на площади проходили демонстрации и митинги, сейчас здесь проводят парады в честь Дня Победы, народные гуляния и праздничные концерты.

В мае 2016 года в Ртищеве установлен памятник «Детям войны» работы скульптора Александра Александровича Садовского, посвящённый поколению, которое самоотверженным трудом приближало Победу. Памятник представляет собой композицию из фигур подростка, держащего железнодорожный фонарь, и маленькой девочки с игрушкой в руке.




Места

Балашов — железнодорожный узел четырех направлений

Регулярное движение по железной дороге Балашовского хода началось с 1895 года. Ключевой объект магистрали — мост через реку Хопер. С 2005 года на месте старой станции стоит нарядное вокзальное здание.

Кафедральный собор Михаила Архангела — бывший молитвенный дом баптистов

Старейший собор в Балашове — Архангельская церковь. В настоящее время отремонтированная и вновь расписанная святыня является объектом историко-культурного наследия.

Покровский женский монастырь — возрожденная обитель XIX века

В 1884 году в городе появился Покровский монастырь. При нём работал небольшой кирпичный завод, молочная ферма и мастерские. Во времена Гражданской войны обитель была закрыта и разграблена. В 2013 году святое место было возрождено.

Локомотивное депо — самое старое строение города

Предприятие железнодорожного транспорта — старейшее сооружение Балашова. Два его корпуса с поворотным кругом были возведены в 1894 году и вмещают 29 ремонтных стойл.

Педагогический институт — главный вуз Балашова

Центральное образовательное учреждение Балашова. Является филиалом Саратовского государственного университета им. Чернышевского. В его стенах учился один из создателей  советской «Азбуки» В. А.  Кирюшкин.

Балашовский учебный авиационный центр — бывшее Балашовское летное училище

Среди выпускников училища — 128 Героев Советского Союза, удостоенных этого звания в годы Великой Отечественной войны. Еще семь получили Звезду Героя в мирное время, а девять стали Героями Росси

Балашовский краеведческий музей — все о жизни города и края с древних времен до наших дней

Одно из важнейших культурно-просветительских учреждений Балашова. Сегодня в фондах музея свыше 50 тысяч единиц хранения, а его коллекции продолжают пополняться.

Дом купца Дьякова — деревянный особняк начала XX века

Эта городская архитектурная достопримечательность представляет собой образец городского деревянного зодчества начала ХХ столетия.

Монумент Славы — жителям города, погибшим в войнах XX века

Мемориальный комплекс посвящен балашовцам, павшим в борьбе за советскую власть в Гражданской войне и погибшим в годы Великой Отечественной. Представляет собой высокую стелу из двух частей.

Набережная реки Хопер — пешеходная зона длиной в квартал

Хопер – самый крупный левый приток реки Дон. В конце 2019 года в центре города была открыта обновленная и просторная набережная.

Усадьба «Раздолье» — бывшее имение Нарышкиных

Расцвет имения пришелся на конец XIX — начало XX века. Сейчас усадьба находится на реставрации, которая должна быть завершена в 2024 году.

Истории

Торжества по случаю освящения Свято-Троицкого собора

В 1895 году в Балашове произошло торжественное и масштабное богослужение. Соборная площадь еще до рассвета была заполнена паломниками со всего края.

Люди

Авраам Сергеевич Норов

1795 – 1869

Государственный деятель, писатель, ученый и путешественник.

Анатолий Александрович Власов

1908 – 1975

Доктор физико-математических наук, лауреат Ленинской премии, кавалер ордена Трудового Красного Знамени.

Юрий Александрович Гарнаев

1917 – 1967

Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза.

Николай Егорович Палькин

1927 – 2013

Поэт, член Союза писателей СССР, кавалер орденов Дружбы, Отечественной войны II степени.

Другие города

Нижний Тагил

Свердловская область

Тагил — манси, много воды. Город занимает второе место по численности населения в Свердловской области после Екатеринбурга и является крупным промышленным центром Урала.

Дзержинск

Нижегородская обл.. Г. Дзержинск

Дзержинск — город, названный в честь главы ВЧК Феликса Дзержинского, обрел свое имя в 1930 году. С советских лет здесь активно развивается химическая и военная промышленность.

Элиста — развивающийся край талантливых людей

Столица современной Республики Калмыкия. Молодой современный город с населением свыше 100 тысяч человек. Известен красивейшими буддийскими храмами и знаменитым Городом Шахмат.

Невинномысск

Ставропольский край, г. Невинномысск

Невинномысск — город с богатой историей. В его землях обнаружили аланские захоронения, следы присутствия Хазарского каганата и степных кочевых народов. В XIII веке здесь властвовала Золотая Орда.

Кизляр — северная столица Дагестана

Кизляр — это старинный город в северо-восточной части Дагестана, расположенный недалеко от реки Терека. Официально город основан в 1735 году при строительстве русской крепости. 

Лиски

В городе Лиски живут и трудятся железнодорожники. Активное развитие посёлка началось в конце XIX века, после строительства здесь узловой станции.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!