В экспозициях Медвежьегорского районного музея, музея-заповедника «Кижи», Музея изобразительных искусств Карелии и многих других музеев представлены старинные изделия ручной работы заонежских вышивальщиц: полотенца, подзоры, скатерти, салфетки, занавески.
Музей-заповедник «Кижи»
Считается, что эта вышивка зародилась в заонежской деревне Хашезеро, куда ее завезли выходцы из Великого Новгорода, переселявшиеся в древности на Заонежский полуостров. Заонежская вышивка стала широко известна благодаря крупнейшей на Русском Севере ярмарке, проходившей дважды в год в большом заонежском селе Шуньга. Расцвет заонежской вышивки пришелся на конец XIX — начало ХХ века.
Заонежские полотенца изготавливались из льняного холста серого цвета и кумача. Поэтому отличительная особенность изделий этого промысла — использование красного и серого цветов.
Заонежская вышивка на полотенце
Вышивание было уделом женщин. Девочек начинали обучать этому промыслу с шести-восьми лет. Считалось, что девушка к замужеству должна сама себе подготовить традиционный девичий наряд. Взрослые девушки и женщины вышивали иногда по десять часов в день. На вышивку, например, полотенца затрачивали от шести дней до нескольких месяцев.
Экспозиция заонежской вышивки в музее-заповеднике «Кижи»
Сначала при вышивании использовали красно-коричневый цвет, который получали из настоя ольховой коры. Этот цвет был неярким и нестойким. С середины XIX века вышивальщицы стали использовать фабричные анилиновые красные красители. Цвет стал более яркий и не линял. Первоначально изображения на узорах восходили к языческим образам и символам (птица-пава, Древо жизни, солярные знаки). Но постепенно вышивальщицы стали копировать узоры из модных журналов и даже с упаковок разных товаров.
Процесс вышивания
В фондах Медвежьегорского музея хранится свадебное полотенце. Основной его рисунок расположен по краям. На кумаче вышиты птицы-павы, двигающиеся по направлению друг к другу. В центре изображен цветок. Верхняя часть рисунка на белом холсте отображает воду (спокойная гладь воды изображена прямой линией, а набегающие волны — в виде зигзагов), камушки, цветы. Нижняя часть на белом фоне показывает состояние воды (спокойная гладь и рябь), чередующиеся растения и птиц. Края полотенца закруглены, в центре полуовала — цветок с завитками и отделка красными нитками. Такое полотенце предназначалось для подношения хлеба в день свадьбы.
Свадебное полотенце
Источник: © Информационно-аналитический портал Карелии «Республика»
Источник: © Первая музейная газета Карелии «КИЖИ»
Источник: © Сетевое издание «Сноб Медиа»
Источник: © Туристер – одно из крупнейших в СНГ сообществ опытных путешественников
Источник: © Место для путешественников «Страна Болгария»
Источник: © Информационно-аналитический портал Карелии «Республика»