Метеорит «Стерлитамак», упавший более 30 лет назад

Время прочтения: мин.

17 мая 1990 года в 20 километрах от Стерлитамака неожиданно упала огненная каменная глыба. Местные жители стали свидетелями столкновения метеорита с землей.

Истори

В обычную майскую ночь около половины двенадцатого люди, проживающие в Стерлитамаке, увидели в небе «вспышку огненного шара», «небесное светило с хвостом». Затем раздался «ужасный грохот», «небывалый по громкости раскат грома», так что люди почувствовали «сотрясение земли». Естественно, тут же возникли слухи об инопланетянах, высадившихся на прибывшем на Землю космическом корабле. Однако наступившее утро все расставило по своим местам.

На самом деле это был метеорит, получивший название «Стерлитамак» — по имени близлежащего города и совхоза, на территории которого упало небесное тело. После столкновения метеорита с землей на поле местного зерносовхоза «Стерлитамакский» образовалась большая воронка округлой формы. Диаметр кратера составил около девяти-десяти метров, а глубина впадины в грунте была пять — пять с половиной метров. Через несколько дней на место падения метеорита прибыла группа ученых из Москвы и Уфы. После первичного осмотра им удалось обнаружить лишь несколько космических тел весом от трех до семи килограммов.

Ученые на месте падения метеорита

Однако большие размеры воронки, рассказы очевидцев и данные, полученные от сейсмологов, не соотносились с незначительным весом найденных фрагментов небесных тел. В ходе дискуссии возникла гипотеза о «веерном» или «роевом» типе кометы, врезавшейся в землю. То, что произошло год спустя, 1 июня 1991-го, подтвердило верность этого предположения.

Продолжив изучение образовавшейся воронки и углубившись в нее, на глубине 12 метров специалисты обнаружили большое по размеру небесное тело параллелепипедной формы. Этот фрагмент метеорита весил 315 килограммов и по трем измерениям составил 50 на 45 на 28 сантиметров. Он был описан, ему был присвоен номер, после чего найденный объект был помещен на государственное хранение в Музей археологии и этнографии Института этнологических исследований имени Р. Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН.

Фрагмент метеорита «Стерлитамак»

Музей археологии и этнографии Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева

Работа по изучению метеорита и поиску других его фрагментов была продолжена. На сегодня удалось собрать еще 326 килограммов фрагментов, что вместе с главным фрагментом составляет около 650 килограммов. Комета такого веса действительно могла вызвать наблюдаемых размеров изменения в почве.

Фрагмент метеорита «Стерлитамак»

Метеорит «Стерлитамак», разрушившийся при падении на Землю, состоял преимущественно из железа, с примесями менее 10 процентов никеля, кобальта, фосфора, следов золота и других микроэлементов. Со временем кратер главной части метеорита наполнился водой и превратился в озеро, где обитают рыбы и различные земноводные местной фауны. На месте падения метеорита ныне установлен информационный щит.

Озеро в кратере от удара метеорита «Стерлитамак»

Похожие предметы

Уникальная система адресации

Набережные Челны — один из городов России, где сложилась своя собственная система адресации. В быту жители используют «адрес по комплексу», или строительный адрес.

Этнографическая коллекция Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея

В стенах музея хранятся более пяти тысяч памятников разнообразных памятников культуры этнических групп, населявших город. Материалы коллекции часто используются при проведении различных тематических выставок.

Нижне-Свирская ГЭС имени Генриха Графтио

Достижение советской гидротехники, мощная гидроэлектростанция на своенравной реке Свирь. Эта ГЭС — гордость инженеров, которые впервые в мировом опыте смогли покорить девонскую глину и построить станцию на таком сложном грунте.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!