Южный и Северный вокзалы Калининграда

Время прочтения: мин.

г. Калининград, Южный вокзал

GPS: 54.694420 , 20.498333

Железную дорогу к Кенигсбергу подвел прусский король в середине XIX века. Через полстолетия открыли пять вокзалов, первый — Южный. Здание выполнено из темно-красного кирпича в стиле конструктивизма.

Первые вокзалы в Кенигсберге

В 1853 году железная дорога соединила Кенигсберг с Берлином — прусский король Фридрих Вильгельм IV торжественно открыл первый в городе вокзал, названный Восточным. Вскоре возле него был выстроен Южный вокзал, позднее заработали Пиллаусский, Земландский и Кранцевский вокзалы. Потребность в создании единого железнодорожного узла была осознана властями города уже в конце XIX века, план строительства центрального вокзала был готов к 1913 году, но реализовать его удалось только после Первой мировой войны. 

Вокзал Кёнигсберга. 1940 г.

Nordbahnhof (Северный вокзал). 1930–1935 гг.

Южный вокзал

Главный железнодорожный вокзал Кенигсберга (ныне Южный) был построен в 1920–1929 годах. Это было трехэтажное здание из темно-красного кирпича с железобетонными конструкциями, выполненное в стиле конструктивизма. Здание вокзала сохранило свой архитектурный облик до настоящего времени. Его главный вход украшало высокое арочное окно, над которым была помещена скульптурная композиция «Хронос, ускоряющий бег коней» работы Германа Брахерта. Основной зал примыкал к пешеходному тоннелю, выходившему к платформам, и имел необычайно высокие потолки — 14 метров. Перронная зона состояла из трех металлических ажурных перекрытий с остекленным сводом. Для удобства пассажиров в помещениях вокзала находились залы ожидания, рестораны, магазины, парикмахерские, кегельбан и кинозал.



Главный вокзал Кёнигсберга. 1940–1944 г.

В апреле 1945 года здание Главного вокзала Кенигсберга получило серьезные повреждения. Вновь вокзал заработал только в 1949 году. Скульптура Хроноса на его фасаде сначала была закрыта футляром из досок, а затем демонтирована. Ее заменили гербом РСФСР, присутствующим на здании и сейчас. В 2003 году помещения Южного вокзала были реконструированы. В 2007 году он был признан объектом культурного наследия России регионального значения. На территории вокзала действует Центр сохранения исторического наследия Калининградской железной дороги.


Восстановительные работы на Северном вокзале. 1945 г.

Формирование привокзальной площади началось вместе со строительством Главного вокзала Кенигсберга. По ней были проложены трамвайные пути, в 1929–1931 годах рядом построили трамвайное депо. Первоначально площадь имела треугольную форму и называлась Банхоф-плац, затем была переименована в Райхс-плац, затем в Южную площадь и, наконец, в площадь Калинина. В 1959 году на площади был установлен бронзовый памятник Михаилу Ивановичу Калинину.


Южный вокзал Калининграда. 1983 г. Автор фото – Виктор Соболев.

Северный вокзал

Второй по значимости вокзал современного Калининграда — Северный. Как и Главный вокзал, он был выстроен в конце 1920-х годов, заменив собой устаревшие Земландский и Кранцевский вокзалы. Четырехэтажное здание вокзала было возведено на тогдашней Ганза-плац, носившей в 1934–1945 годах название Адольф-Гитлер-плац, — нынешней площади Победы. Здание Северного вокзала выполнено в стиле конструктивизма, его монументальный фасад украшен десятью выступающими колоннами.


Новый вокзал. 1929 г.

Парад в честь годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. 7 ноября 1945 г.

Демонстрация на площади Победы. 1 мая 1950 г.

Во время штурма Кенигсберга здание было сильно разрушено, а после войны и реконструкции более не использовалось в качестве вокзала. До 1998 года в нем располагался Дом межрейсового отдыха моряков, а сейчас — Калининградский деловой центр. В настоящее время со станции Калининград-Северный отправляются пригородные поезда к балтийскому побережью.


Северный вокзал Кёнигсберга. 1935 г.

Современный вид Южного вокзала.

Бывший Северный вокзал. 2017 г.

Похожие места

Железнодорожная станция Ставрополя

Железную дорогу построили в Ставрополе в 1897 году, что укрепило статус торгово-промышленного города. Первый вокзал из красного кирпича возвели у Ярмарочной площади, две башенки придавали ему вид замка

Историческая справка о железнодорожной станции и вокзале

Железнодорожная линия, соединяющая Москву и Дубну, появилась в 1934 году в связи со строительством канала Москва — Волга и Иваньковской ГЭС. Сегодня в городе работают два вокзала — Дубна и Большая Волга.

Историческая справка о железнодорожной станции

Новоиерусалимский монастырь и его паломники способствовали открытию здесь железнодорожной станции, что стало толчком в развитии города. А налаженное сообщение с Москвой быстро привлекло сюда новых жителей.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!