Скопинская керамика

Время прочтения: мин.

Скопинская керамика — уникальный народный промысел. Зародившись в XVII веке, он пережил взлёты и падения, но сегодня вновь процветает, став визитной карточкой города Скопина.

Керамическое производство — одно из древнейших, его следы находят археологи практически во всех культурах. Территория Скопинского района не исключение: здесь при раскопках древних селищ и городищ были обнаружены многочисленные образцы керамики. Самые старые из них относятся к неолиту. Развитие керамического производства в Рязанском регионе обусловлено залеганием здесь месторождений пластичных светложгущихся глин.


Фрагмент керамики. XII - XVI век

Первый скопинский гончар — известный по имени Демка Киреев сын Берников, упомянутый в переписной книге 1646 года. Его имя стало настолько значимым для последующей истории Скопина, претендующего на звание «столицы гончарного промысла России», что ему установили памятник на Гончарной площади. 

Памятник первому летописному гончару Дёмке Кирееву на Гончарной площади

Формирование декоративной керамики Скопина относится к 60-м годам XIX века и связано с именами братьев Фёдора и Василия Оводовых, освоивших технологии глазированной керамики. К началу ХХ века в городе было уже около 50 мастерских, их продукция быстро набирала популярность. Для неё типичны сложные силуэты, соединение форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ. Скопинскую керамику не зазорно было иметь не только в частной коллекции, но и в музейной: её, в частности, приобретали Государственный исторический музей, Русский музей и Музей этнографии в Петербурге. В 1900 году скопинская керамика была представлена на Всемирной выставке в Париже. 


Скопинская керамика. Кувшин. Вторая половина XIX в.

Формирование декоративной керамики Скопина относится к 60-м годам XIX века и связано с именами братьев Фёдора и Василия Оводовых, освоивших технологии глазированной керамики. К началу ХХ века в городе было уже около 50 мастерских, их продукция быстро набирала популярность. Для неё типичны сложные силуэты, соединение форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ. Скопинскую керамику не зазорно было иметь не только в частной коллекции, но и в музейной: её, в частности, приобретали Государственный исторический музей, Русский музей и Музей этнографии в Петербурге. В 1900 году скопинская керамика была представлена на Всемирной выставке в Париже. 


Скульптура «Рязаночка с зайцем». Скопинская художественная керамика. 1990-е гг.

Формирование декоративной керамики Скопина относится к 60-м годам XIX века и связано с именами братьев Фёдора и Василия Оводовых, освоивших технологии глазированной керамики. К началу ХХ века в городе было уже около 50 мастерских, их продукция быстро набирала популярность. Для неё типичны сложные силуэты, соединение форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ. Скопинскую керамику не зазорно было иметь не только в частной коллекции, но и в музейной: её, в частности, приобретали Государственный исторический музей, Русский музей и Музей этнографии в Петербурге. В 1900 году скопинская керамика была представлена на Всемирной выставке в Париже. 


Скопинская керамика. Кувшин.

Вторая половина XIX в.

Формирование декоративной керамики Скопина относится к 60-м годам XIX века и связано с именами братьев Фёдора и Василия Оводовых, освоивших технологии глазированной керамики. К началу ХХ века в городе было уже около 50 мастерских, их продукция быстро набирала популярность. Для неё типичны сложные силуэты, соединение форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ. Скопинскую керамику не зазорно было иметь не только в частной коллекции, но и в музейной: её, в частности, приобретали Государственный исторический музей, Русский музей и Музей этнографии в Петербурге. В 1900 году скопинская керамика была представлена на Всемирной выставке в Париже. 


Скопинская керамика. Квасник. Вторая половина XIX в.

Формирование декоративной керамики Скопина относится к 60-м годам XIX века и связано с именами братьев Фёдора и Василия Оводовых, освоивших технологии глазированной керамики. К началу ХХ века в городе было уже около 50 мастерских, их продукция быстро набирала популярность. Для неё типичны сложные силуэты, соединение форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ. Скопинскую керамику не зазорно было иметь не только в частной коллекции, но и в музейной: её, в частности, приобретали Государственный исторический музей, Русский музей и Музей этнографии в Петербурге. В 1900 году скопинская керамика была представлена на Всемирной выставке в Париже. 


Скопинская керамика. Кувшин. Вторая половина XIX в.

Формирование декоративной керамики Скопина относится к 60-м годам XIX века и связано с именами братьев Фёдора и Василия Оводовых, освоивших технологии глазированной керамики. К началу ХХ века в городе было уже около 50 мастерских, их продукция быстро набирала популярность. Для неё типичны сложные силуэты, соединение форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ. Скопинскую керамику не зазорно было иметь не только в частной коллекции, но и в музейной: её, в частности, приобретали Государственный исторический музей, Русский музей и Музей этнографии в Петербурге. В 1900 году скопинская керамика была представлена на Всемирной выставке в Париже. 


Скульптура «Рязаночка с зайцем». Скопинская художественная керамика. 1990-е гг.

Формирование декоративной керамики Скопина относится к 60-м годам XIX века и связано с именами братьев Фёдора и Василия Оводовых, освоивших технологии глазированной керамики. К началу ХХ века в городе было уже около 50 мастерских, их продукция быстро набирала популярность. Для неё типичны сложные силуэты, соединение форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ. Скопинскую керамику не зазорно было иметь не только в частной коллекции, но и в музейной: её, в частности, приобретали Государственный исторический музей, Русский музей и Музей этнографии в Петербурге. В 1900 году скопинская керамика была представлена на Всемирной выставке в Париже. 


Скопинская керамика. Кувшин.

Вторая половина XIX в.

Формирование декоративной керамики Скопина относится к 60-м годам XIX века и связано с именами братьев Фёдора и Василия Оводовых, освоивших технологии глазированной керамики. К началу ХХ века в городе было уже около 50 мастерских, их продукция быстро набирала популярность. Для неё типичны сложные силуэты, соединение форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ. Скопинскую керамику не зазорно было иметь не только в частной коллекции, но и в музейной: её, в частности, приобретали Государственный исторический музей, Русский музей и Музей этнографии в Петербурге. В 1900 году скопинская керамика была представлена на Всемирной выставке в Париже. 


Скопинская керамика. Квасник. Вторая половина XIX в.

В 1920–1940 годах производство керамики в Скопине пришло в упадок. Его возрождение стало возможным благодаря усилиям сотрудников НИИ Художественной промышленности. Когда последние из оставшихся скопинских мастеров передавали традиции немногочисленным ученикам, сотрудники НИИ изучили и систематизировали стилистические особенности и выразительные приёмы, характерные для скопинской керамики. 

В настоящее время скопинская керамика — городской бренд, привлекающий туристов, коллекционеров, желающих посетить мастер-классы. В городе работает фабрика «Скопинская художественная керамика» с музеем истории промысла, Скопинский центр народных промыслов и ремёсел, постоянная экспозиция в Скопинском краеведческом музее (зал «Гончарная сказка Скопина»). С 2003 года в Скопине раз в три года проходит Международный фестиваль гончаров (последний VIII фестиваль состоялся в августе 2022 года).


Скопинская скульптурная керамика 1860-е гг.

Фрагмент экспозиции «По обычаю дедову»

в Певческом корпусе. Рязанский кремль

Похожие предметы

Старинная гравюра

Гравюра Алексея Грекова «Вид села Кимры с луговой стороны Волги» — уникальное изображение Кимр XVIII века. Ни одно из изображённых на ней зданий не сохранилось.

«Жир земли» — образцы нефти и сопутствующих пород

Сургутский краеведческий музей собрал коллекцию артефактов, которые хранят историю добычи главного природного богатства Среднего Приобья — нефти.

Внезапный Санти

Спасо-Преображенский собор украшают загадочные сюжеты по мотивам произведений итальянских мастеров: Рени, Доменикино, Гверчино и Рафаэля. Подделка это или подлинник?
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!