Посох Пересвета перенесли в Дмитриев-Селунский-Ряжский монастырь из Троицкого Скопинского монастыря, упразднённого в 1764 году (в 1786 году восстановлен как Свято-Духов монастырь). Вероятно, там-то реликвию и связали с именем героя Куликовской битвы Александра Пересвета. Появилась легенда, согласно которой Пересвет в 1380 году отправился на Куликово поле пешком. Около Скопина, на Дмитриевой горе, ему встретился отшельник, живший близ часовни во имя святого Димитрия Солунского. Здесь Пересвет переночевал и оставил свой посох, который отшельник бережно сохранил.
Репродукция картины В. П. Криворучко
«За честь Отчизны (Поединок Александра Пересвета с Челубеем). 1978-1981 гг.»
Свято-Димитриевский мужской монастырь. Город Скопин
Реликвия представляет собой деревянный посох без украшений с Т-образной рукоятью, высотой 142 сантиметра, диаметр под крестовиной — около 7 сантиметров, в нижней части — около 5 сантиметров, длина крестовины — около 29 сантиметров. Его изготовили из яблоневой поросли, вырванной с корнем. Считалось, что посох может избавить от зубной боли. Многочисленные паломники должны были грызть верхнюю часть посоха, поэтому здесь присутствуют многочисленные отщепы.
Посох попал в Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник в апреле 1924 года из Дмитриева монастыря.
В 2010 году по просьбе Рязанского музея-заповедника в лаборатории радиометрической датировки и изотопных исследований имени Лейбница университета города Киль (Германия) провели исследование образца посоха. Результаты показали, что яблоневое дерево, из которого изготовлен посох, не могло вырасти ранее 1663 года. Вероятнее всего, оно росло в период 1735–1805 годов. Таким образом, посох, скорее всего, изготовили в Скопинском Троицком монастыре незадолго до его передачи в 1764 году в Дмитриев монастырь.
Портрет Александра Пересвета.
Художник В. Мурашко
Впрочем, как справедливо отмечено музейными экспертами, «новые данные о посохе, развенчивающие миф о принадлежности герою Куликовской битвы, не снижают исторического значения музейного предмета и интереса к нему. Легенда, созданная вокруг посоха, утвердившаяся благодаря своему почти двухсотлетнему бытованию, сама по себе стала «музейной ценностью» и, несмотря на бесспорную датировку посоха, навсегда будет связана с ним».