Первый автобусный маршрут в Серпухове. История городского автобусного сообщения

Время прочтения: мин.

Первый автобусный маршрут в Серпухове был открыт в 1926 году. До этого городской общественный транспорт состоял из извозчиков, ожидавших пассажиров у железнодорожного вокзала или у Гостиного двора.

История

Первый автобусный маршрут в Серпухове был открыт в 1926 году. До этого городской общественный транспорт состоял из извозчиков, ожидавших пассажиров у железнодорожного вокзала или у Гостиного двора. 

Сегодня в Серпухове действует около 40 автобусных маршрутов общей протяженностью около 1,5 тысячи километров, более сотни автобусов ежедневно перевозят около 30 тысяч пассажиров. Автобусы серпуховской автоколонны были использованы в 2014 году для обслуживания Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи.


Железнодорожная станция в Серпухове. 1868 г. Автор – Шерер, Набгольц и Ко

От вокзала до Гостиного двора

Первые два автобуса появились в Серпухове в 1926 году — всего через два года после открытия регулярного автобусного сообщения в Москве и практически одновременно с открытием его в Ленинграде. Они ездили по одному короткому маршруту: от вокзала до Гостиного двора без остановок. Чуть позже появились маршруты, идущие от вокзала до фабрики «Красный текстильщик» и станции Ока, а от станции Ока — до общежития, которое горожане называли Немецким домом, так как когда-то в нем жили иностранные специалисты фабрик Николая Николаевича Коншина. Автобусы ходили без расписания, отправляясь от конечной остановки, когда набиралось достаточное количество пассажиров. Промежуточные остановки на маршруте были «по требованию».  


Привокзальная площадь в Серпухове. 1961–1963 гг. Автор – Нина Яковлевна Штыкова

Железнодорожная станция в Серпухове. 1907–1910 гг.

Расширение автопарка

В октябре 1928 года в Серпухове был организован «Союзтранс» — туда входили три автобуса, несколько грузовиков и 16 лошадей и повозок. Уже в следующем, 1929 году автопарк пополнили четыре современных автобуса иностранного производства — два британских фирмы Leyland и два французских фирмы Renault. Под гараж для автобусов переоборудовали конюшни фабрики Анны Васильевны Мараевой в Заборье. Появились и новые маршруты. 


Автобус «Лейланд» у Белорусского вокзала. 1930-е гг.

Развитие автобусного сообщения вызывало беспокойство у извозчиков, известны даже случаи, когда они намеренно выводили из строя железных конкурентов. Но развитие автобусного движения набирало все большие темпы. Вскоре автопарк пополнился отечественными автобусами ЗИС-8. В 1938 году «Союзтранс» был переименован в контору «Автотранспорт» Московского областного управления. ЗИС-8 сменили новые, более вместительные и удобные автобусы — ЗИС-16.


Автобусы ЗИС–8А “трёхосные”. 1934–1936 гг.

Новый автобус ЗИС–16 Московского автозавода им. Сталина. 1938 г.

Военные и послевоенные годы

В 1941–1942 годах, когда в районе Серпухова велись ожесточенные бои, движение общественного транспорта было приостановлено, так как практически весь автопарк города использовался для нужд фронта. В 1945 году роль пассажирских автобусов нередко выполняли грузовики с лавочками в кузовах.

Автобусная станция на площади Ленина в Серпухове. 1958 г. Автор – Валентин Хухлаев

К концу 1940-х годов автобусное сообщение начало восстанавливаться, а в конце 1950-х в город поступили новые автобусы — ЗИЛ-158 и ЛАЗ-695. Разрабатывались и проекты запуска в Серпухове трамвайного сообщения, но ни один из них не был реализован.

В 1961 году в городских автобусах Серпухова впервые было введено беспрецедентное по тем временам обслуживание пассажиров без кондуктора. В 1973 году серпуховская автоколонна переехала из мараевских конюшен в современный крытый гараж на 200 автобусов. 


Первые автобусы в Серпухове

«Русские Скании»

В 1994 году в Серпухове на бывшем кузнечно-прессовом заводе «Унипресс» была выпущена ограниченная серия российско-скандинавских автобусов «РусСкан». В связи с дефицитом львовских автобусов ЛАЗ-695 и венгерских «Икарусов» планировалось развернуть в Серпухове серийный выпуск этих машин. К сожалению, первый выпуск оказался единственным. После этого «русские Скании» какое-то время производились в Дмитрове, а потом их выпуск был прекращен.



Похожие истории

Оборона Благовещенска во время китайского восстания

За свою историю приграничный Благовещенск лишь однажды оказался на линии фронта. Случилось это летом 1900 года, когда соседний Китай охватило так называемое боксерское восстание.

Вокзал Северодвинска

Железную дорогу проложили здесь в 1936 году, но регулярные пассажирские перевозки запустили только в конце 1938 года. До этого сухопутное сообщение с другими городами практически отсутствовало.

Вокзал Евпатории

Железную дорогу протянули к Евпатории в начале XX века. Николай II и императорская семья были первыми пассажирами, прибывшими в город в 1916 году, чтобы спустить на воду линкор «Императрица Мария».
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!