Мосты средневекового Кенигсберга

Время прочтения: мин.

Исторические районы Кенигсберга, в прошлом самостоятельные городские поселения Альтштадт, Кнайпхоф, Форштадт и Ломзе, разделены двумя рукавами реки Преголи. Мосты, соединяющие эти поселения, начали строиться здесь много столетий тому назад. Самых известных мостов было семь. Некоторые из них сохранились до наших дней.

Задача о семи кенигсбергских мостах

Знаменитым кенигсбергским мостам была даже посвящена старинная математическая задача. В задаче спрашивалось, можно ли пройти по всем семи городским мостам, не проходя ни по одному из них дважды. Эту задачу решил в 1736 году математик Леонард Эйлер. В своем решении он доказал, что это невозможно. Так были изобретены эйлеровы циклы и впервые применена теория графов.


Портрет Леонарда Эйлера. Художник Я.Э. Хандманн. 1756 г.

Лавочный мост

Первым мостом Кенигсберга считается Лавочный мост, который соединил Королевский замок и Альтштадт с островом Кнайпхоф. Его строительство датируют 1286 годом. В 1787 году мост был реконструирован, в 1900 году на его месте появился металлический мост, который был разобран в 1972 году в связи со строительством Эстакадного моста.


Лавочный мост в Кенигсберге. 1935–1940 гг.

Зеленый мост

В 1322 году Кнайпхоф и Форштадт связал Зеленый мост, перекинутый через Старую Преголю. Он сгорел в 1582 году, но вскоре был восстановлен и в таком виде простоял до 1907 года, когда был перестроен из металла. В 1972 году Зеленый мост повторил судьбу Лавочного моста и был заменен Эстакадным мостом.


Вид на остров Кнайпхоф и Королевский замок. 1910–1920 гг.

Лавочный мост. 1911–1915 гг.

Лавочный мост в Кенигсберге. 1938 г.

Рабочий мост

В 1377 году параллельно Зеленому мосту был установлен Рабочий мост — его также называли Мясным или Потроховым. Ко второй половине XIX века мост обветшал, поэтому его разобрали и перестроили из металла. Во время Великой Отечественной войны мост был разрушен.


Рабочий мост во времена Кёнигсберга. [до 1945 г.]

Кузнечный мост

Еще один мост, связавший Альтштадт и Кнайпхов, появился в 1397 году и был назван Кузнечным. Через четыре столетия мост разобрали и вновь выстроили из дерева, а в 1896 году — уже из металла. В годы войны Кузнечный мост был утрачен.



Кузнечный мост. [до 1945 г.]

Кузнечный мост. 1930–1943 гг.

Кузнечный мост. [до 1945 г.]

Деревянный мост

В 1404 году Альтштадт и Ломзе были соединены мостом, перекинувшимся через Новую Преголю. Мост, проходивший почти параллельно Лавочному и Кузнечному мостам, назывался Деревянным. В 1904 году мост был перестроен и в этом виде сохранился до настоящего времени.

Деревянный мост во времена Кёнигсберга. [до 1945 г.]

Деревянный мост. 1905–1910 гг.

Деревянный мост. 2022 г.

Высокий мост

Высокий мост между Форштадтом и Ломзе был выстроен в начале XVI века. В 1882 году он перестраивался, а в 1937 году был демонтирован. В то же время был сооружен новый Высокий мост, немного в стороне от старого.


Высокий мост. [до 1945 г.]

Медовый мост

Медовый мост, самый молодой из семи мостов Кенигсберга, возник в 1542 году, связав Кнайпхоф и Ломзе. В 1879–1882 годах на его месте был возведен металлический мост с гидравлическим разводным механизмом. В наши дни этот мост уже не используется.


Медовый мост. [до 1945 г.]

Развод Лавочного моста. 1970–1972 гг. Из личного архива С. Ладейщикова.

Похожие истории

Железнодорожные станции Арзамаса

Железная дорога пришла в Арзамас в самом начале XX века. Сейчас в городе две железнодорожные станции — Арзамас-1 и Арзамас-2.

Олимпиада 2014 года в Сочи

Международный Олимпийский комитет в 2007 году выбрал Сочи для проведения XXII зимних Олимпийских игр. Среди других претендентов на роль столицы Олимпиады-2014 были австрийский Зальцбург и корейский Пхёнчхан.

Вологодское деревянное зодчество

С момента основания и вплоть до XX века Вологда была преимущественно деревянной, с деревянными мостовыми, с атмосферой древнего города. До сегодняшнего дня дошли те неповторимые образцы деревянного зодчества.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!