Городская железнодорожная станция Минеральных Вод

Время прочтения: мин.

В регионе Кавминвод еще в конце XIX века провели железную дорогу и открыли вокзалы. После войны разрушенную инфраструктуру восстановили и выстроили новые здания вокзалов, украшенных фонтанами и скульптурами

Строительство первой железной дороги в регионе

Курорты Кавминвод интенсивно развивались с 1820-х годов. Они принимали все больше посетителей, но добираться до мест отдыха и лечения по-прежнему приходилось на повозках. В начале 1870-х годов барон Рудольф Васильевич Штейгель, возглавлявший Общество Владикавказской железной дороги, получил разрешение на строительство магистрали Владикавказ — Ростов-на-Дону, на которой запланировали и станцию Минеральные Воды.


Первые поезда пошли по этой дороге в 1875 году. Однако от Минеральных Вод до курортных поселков добираться по-прежнему приходилось по шоссе. Этот вопрос решили спустя еще два десятилетия. В 1892 году запланировали строительство отдельной железнодорожной ветки, чтобы связать Минеральные Воды с Кисловодском, Железноводском и Пятигорском. Весной — летом 1893 года последовательно ввели в эксплуатацию участки пути до Ессентуков, а затем и до конечной станции Кисловодск общей протяженностью более ста километров.



Железнодорожный вокзал в Минеральных водах. Вид с юго–запада. 1910 г.

Запуск движения

Дорогу официально открыли в 1894 году. Одновременно со строительством путей на всех станциях возвели железнодорожные вокзалы и служебные постройки. На участке Минеральные Воды — Железноводск движение началось позже, в 1897 году, тогда же возвели железнодорожный вокзал Железноводска. Он сохранился по сей день и имеет статус памятника архитектуры.


Железнодорожный вокзал в Минеральных водах. Вид с запада. 1910–1913 гг.

В стране открытие железной дороги в Кавминводы встретили с большим воодушевлением. Пассажиропоток на этом участке в 1904–1913 годах возрос с шести до одиннадцати тысяч человек ежегодно. Большой вклад в развитие путей сообщения в крае внес директор Владикавказской железной дороги Иван Дмитриевич Иноземцев (1843–1913). На средства Владикавказской железной дороги в 1895 году возвели знаменитый Курзал в Кисловодске. Сегодня в здании располагается Северо-Кавказская государственная филармония имени Василия Ильича Сафонова.



Иноземцев Иван Дмитриевич – управляющий Владикавказской железной дороги в 1879–1908 гг. 1876 г.

Послевоенное восстановление железнодорожной инфраструктуры

В 1930-е годы дорогу электрифицировали, но на переменный ток линию перевели лишь в 2006 году. Во время немецкой оккупации 1942–1943 годов Минераловодская железнодорожная ветка была сильно повреждена, тяговые подстанции разрушены, оборудование уничтожено, сильно пострадали постройки, уничтожен вокзал города Ессентуки.



Полностью восстановить железнодорожное сообщение в регионе удалось лишь к лету 1944 года. После войны дорогу реконструировали: деревянные опоры заменили на металлические, возвели новые тяговые подстанции с большей мощностью. Старое здание вокзала в Минеральных Водах перестроили в 1950-е годы в ходе программы по восстановлению и обновлению курортов Кавминвод.



Новое здание вокзала в Минеральных водах. 1957 г.

Железнодорожный вокзал в Минеральных водах. 2010-е гг.

Современное здание вокзала Минеральных Вод

Вокзал выстроен в стиле сталинского ампира — с колоннадой и высокой башней, он украшен фонтанами и скульптурами. Сегодня Кисловодск — конечная железнодорожная станция региона. Постоянное железнодорожное сообщение город имеет с Москвой, Санкт-Петербургом, Екатеринбургом, Орском, Симферополем. На линиях Кисловодск — Краснодар и Кисловодск — Ростов-на-Дону курсируют скоростные поезда «Ласточка». Пригородные электропоезда соединяют Кисловодск с Железноводском, Минеральными Водами, Пятигорском, Лермонтовом.




Похожие истории

Вокзалы Армавира

Именно железная дорога способствовала превращению малоизвестного аула Армавир в значительный город Российской империи. В XIX веке подобное не было редкостью, тогда как крупные торговые центры, не связанные с новыми транспортными артериями, неуклонно хирели.

Станция Ленинград — Освобождённый

80-летию полного снятия блокады Ленинграда посвящается

Лиски — Георгиу-Деж — Лиски: долгая история переименований

За время своего существования населенный пункт менял имя несколько раз. Свое историческое название Лиски, город вернул только в 1991 году, после референдума среди жителей.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!