В XIX веке настоящим бедствием в России были эпидемии чумы крупного рогатого скота, против которой ввели карантинные меры. Однако они привели лишь к большему недовольству среди местных жителей, перешедшему в бунт.
Майкоп. Лесной базар. 1904–1917 гг.
Эффективных средств лечения животных тогда не существовало. Главными способами остановить эпидемию, чтобы не дать ей перекинуться на другие регионы, был карантин, во время которого у хозяйств принудительно изымали скот на убой. Там, где власти объявляли карантин, жесткие меры принимались не только в отношении уже заболевших, но и зачастую всех животных в округе.
Поскольку для крестьянских семей коровы были главными кормилицами, а без быков и волов трудно обрабатывать землю и перевозить грузы, эпидемии скота и связанные с ними карантинные мероприятия становились настоящим бедствием, ведущим к массовому разорению хозяйств и к голоду. Крестьяне опасались введения карантина и скрывали от властей случаи заболеваний скота. Жесткие карантинные меры вызывали явное или скрытое противодействие со стороны населения. В результате ветеринарная проблема зачастую перерастала не только в экономическую, но и в острую социально-политическую, происходили бунты.
Все это в полной мере проявилось в 1891 году в Майкопе, где произошли трагические события, глубоко отпечатавшиеся в памяти местных жителей и оставшиеся в истории города как Майкопский «чумной бунт». Все началось летом, когда в соседних с Майкопом станицах обнаружилась очередная волна чумы среди животных.
После того как рогатый скот стал заболевать в Майкопе, местные власти забили тревогу. Жизнь провинциальных российских городов того времени мало отличалась от деревенской, однако в городах концентрация населения и имевшегося во дворах скота была выше, чем в малых населенных пунктах. Значит, и опасность, что эпидемия быстро распространится, была больше.
Вот и многие жители Майкопа держали домашний скот, который не был изолирован: скотину выпускали в стадо, водили по городским улицам на выпас, водопой. Волы — главная тягловая сила в местных хозяйствах — с появлением чумы тоже оказались в опасности. Чтобы не распространить инфекцию, власти запретили жителям Майкопа использовать волов, они не должны были появляться на городских улицах. Летом 1891 года въезд и выезд из города был разрешен только на лошадях.
Ситуация осложнялась тем, что события произошли в разгар полевых работ, уборки зерновых, табака, заготовки дров. Ситуация с эпидемией быстро ухудшилась. Призыв властей отдать под нож скотину, даже при условии частичной денежной компенсации владельцу, население встретило негативно: на это выделили средства, но компенсация не покрывала ущерб.
Тогда власти решили посадить животных на карантин и временно изъяли их у крестьян, сосредоточив вместе в крупных скотных дворах под присмотром ветеринаров. Принудительные меры в отношении здоровых животных, а также опасная скученность и обнаружившийся плохой уход за изолированным скотом вызвали нарекания местных жителей, которые потребовали возвращения им скотины.
Икона Божией Матери «Утоли моя печали»
Обстановка в Майкопе и окрестностях накалялась. В город прибыло областное начальство во главе с боевым генералом Владимиром Авксентьевичем Яцкевичем — в то время старшим помощником начальника Кубанской области и наказным атаманом Кубанского казачьего войска. Однако население не удалось успокоить. У здания Майкопской управы 15 июля 1891 года собралась толпа в несколько тысяч человек, заявившая, что подчиняться противочумным правилам не будет. Генерал Яцкевич вызвал казаков, которые встретили сопротивление разгневанных горожан. В итоге с жертвами с обеих сторон волнения в Майкопе жестоко подавили с применением военной силы.
Эта история произвела тогда большой общественный резонанс, став событием общероссийского масштаба. О ней писали газеты, а действия властей Майкопа и Кубанской области получили неоднозначную оценку. Дело дошло до императора Александра III, который направил на Кавказ комиссию, чтобы расследовать события в Майкопе.
Фотопортрет императора Александра III. 1885 г.
В советское время «чумной бунт» летом 1891 года в Майкопе стал обрастать политизированными мифами, превратившись чуть ли не в значительный эпизод «освободительного движения трудового населения Кубани» против царизма. Еще одна легенда строилась на том, что якобы Максим Горький участвовал в этих событиях. Как известно, в юности будущий пролетарский писатель в поисках впечатлений о жизни в российской глубинке много путешествовал по России. Побывал он летом 1891 года и на Северном Кавказе.
Ныне достоверно установлено, что к тому времени, когда Горький — тогда он был еще Алексеем Пешковым — приехал в Майкоп, «чумной бунт» здесь был уже подавлен. Однако обстановка в городе оставалась накаленной, власти опасались новых выступлений. Посчитав прибывшего в Майкоп долговязого молодого человека подозрительным, местная полиция его задержала. Пешкова арестовали на пять дней. Бывший арестный дом, где он содержался, сохранился в Майкопе до наших дней. Это здание находится на углу улиц Бутаревского и МОПРа.
Максим Горький (Алексей Пешков). Первая половина XX в.