Архитектурный облик курортов Кавказских Минеральных Вод неповторим: здания галерей, беседок, курзалов и железнодорожных вокзалов бережно вписаны в окружающий ландшафт, дополняют его и позволяют без преград любоваться красотами природы Кавказа. Первые официальные архитекторы Пятигорска — уроженцы Швейцарии Джузеппе-Марко (1788–1840) и Джованни-Баттисто (1782–1842) Бернардацци — выработали особый стиль курортной застройки, не превышающей двух-трех этажей.
В 1822 году местные власти пригласили архитектора Джузеппе и мастера-каменщика Джованни Бернардацци создать курортную инфраструктуру на Горячих Водах, центром которой с 1830 года стал Пятигорск. Братья остались здесь до конца жизни, они похоронены на старом кладбище Пятигорска. Благодаря их кропотливой работе в городе появились здания Ресторации (ныне — Институт курортологии), Лермонтовских ванн, беседки «Эолова арфа», Елизаветинской галереи, парк «Цветник», Казенный сад (ныне — парк культуры имени Горького).
Беседка «Эолова арфа» в Пятигорске. 2010-е гг. Автор фото – Антон Денисенко
Здание Ресторации и Лермонтовские ванны. 2016 г. Автор фото – Riadchikova
Много внимания Бернардацци уделяли развитию транспортной доступности курортных поселков, строительству дорог, среди которых трасса Пятигорск — Железноводск. Бернардацци работали над проектами зданий и в других городах Кавказских Минеральных Вод — Кисловодске (Нарзанная галерея), Ессентуках (Николаевская церковь), строили жилые дома (дом Алексея Федоровича Реброва в Кисловодске), большинство из которых ныне утрачены.
Елизаветинская Академическая галерея и Парк цветник
Квалифицированных рабочих не хватало, поэтому братья были не только авторами архитектурных проектов, но и сами принимали участие в их строительстве, здесь особенно пригодились навыки мастера каменных дел Джованни. Бернардацци обучали солдат, которых власти присылали на строительство. Большое значение братья придавали устройству мест для отдыха — парков, аллей, беседок, смотровых площадок и гротов для уединения (знаменитый грот Дианы в Пятигорске). Одним из первых результаты работы братьев Бернардацци и облик нового курортного города оценил Михаил Юрьевич Лермонтов, который отразил свои впечатления в тексте «Княжны Мери».