Лиски — Георгиу-Деж — Лиски: долгая история переименований

Время прочтения: мин.

За время своего существования населенный пункт менял имя несколько раз. Свое историческое название — Лиски, город вернул только в 1991 году, после референдума среди жителей.

История

Современное название город Лиски получил не сразу. Долгое время так называлась только железнодорожная станция. Пристанционный поселок поначалу именовался Новопокровским, затем Свободой и только в 1943 году получил наименование Лиски. Так продолжалось до 1965 года, когда город был вновь переназван — на этот раз в честь только что скончавшегося руководителя румынской компартии Георге Георгиу-Деж.



Георге Георгиу-Деж. 1950-е гг.

Выбор для этого Лисок объясняется просто: Георгиу-Деж начинал трудовой путь железнодорожным рабочим, а в 1930-е годы избирался секретарем Центрального комитета профсоюза железнодорожников. Вскоре в Георгиу-Деж появилось отделение Общества советско-румынской дружбы, а в город зачастил румынский посол.

Железнодорожная станция Георгиу-Деж. 1986 г.

Очередное переименование пришлось по душе не всем горожанам, и не без оснований. Георге Георгиу-Деж не был большим поклонником Советского Союза: он настоял на выводе из Румынии советских войск в 1958 году, настороженно отнесся к осуждению в Советском Союзе культа личности Сталина, демонстративно дистанцировался от СССР, поддерживая доверительные отношения с китайским и югославским руководством.

Георге Георгиу-Деж. 8 ноября 1961 г.

Во второй половине 1980-х годов в СССР задули новые ветры. В условиях горбачевской перестройки центральная пресса стала писать о слишком частых переименованиях некоторых советских городов, а областная воронежская печать прямо призывала жителей Георгиу-Дежа вернуть городу историческое название.

Правительственная трибуна на праздновании 9-го мая. 1970-е гг.

«В городе, — рассказывала позднее лискинская районная газета «Вперед», — сразу же развернулось горячее, заинтересованное обсуждение вопроса, при этом мнения разделились.

Ветераны напоминали о революционных, боевых, трудовых традициях горожан, непосредственно связанных с именем Лиски, и считали возврат прежнего имени принципиально необходимым, но молодежь не проявляла к переименованию интереса. Вопрос о переименовании города осложнялся и политически румыно-советской дружбой, заставлявшей с должным уважением относиться к существующему наименованию города.

После падения в Румынии режима Чаушеску политическая ситуация кардинально изменилась, и в горисполком, райисполком посыпались предложения о переименовании города».

Никита Сергеевич Хрущев и Георге Георгиу-Деж (слева)

Интересно, что на предварительном голосовании специально созванной комиссии историческое название было отвергнуто, город предложили именовать Лискинском. Однако в дело вновь вмешалась городская общественность, и 27 июля 1990 года горсовет принял решение вынести этот вопрос на референдум, итоги которого подвели менее чем через месяц. За сохранение названия Георгиу-Деж высказался лишь каждый пятый участник голосования (21 процент), за Лиски проголосовало большинство жителей — 71 процент, еще семь процентов выбрали иные наименования, диапазон которых был достаточно широк — от исторических (Дивногорск, Свобода, Новопокровск, Петровск, Лискинск) до экзотических (Милан, Верона).

Указ о переименовании города Георгиу-Деж в Лиски от 25 января 1991 г.

Основываясь на результатах референдума, 25 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР издал указ «О переименовании города Георгиу-Деж Воронежской области в Лиски». Волеизъявление лискинцев, таким образом, обрело силу закона. 



Похожие истории

Вокзал Ступино

Железная дорога в Ступино появилась в 1900 году и связала Москву и Каширу. Вокзал возвели спустя три года, а в 1930-х деревянное здание перестроили в современное, сочетающее классицизм со сталинским ампиром. 

Емельян Пугачев в Саранске

Пугачев побывал в Саранске в июле 1774 года в роли «царя», а в октябре того же года — уже в качестве осужденного бунтовщика. В 1985 году в городе был открыт единственный в России памятник Емельяну Пугачеву.

Железная дорога и вокзал Рыбинска

В конце XIX века в Рыбинске построили железную дорогу, которая ускорила экономический рост города. Первый деревянный вокзал возвели в 1903 году. Новое здание, которое работает и сейчас, появилось после пожара.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!