В фондах Камышинского историко-краеведческого музея хранятся материалы, связанные с проектом Камышинской плотины — мощного гидроузла, возведение которого, на первый взгляд, сулило громадные перспективы в развитии промышленности и сельского хозяйства не только для Нижнего Поволжья, но и для всей страны. В основном это — фотографии начатых, но так и не завершенных масштабных строительных работ.
Плакат, посвященный строительству Камышинской плотины
В 1932 году постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР был дан старт строительству на Волге в районе Камышина плотины и ГЭС, способной вырабатывать рекордные объемы электроэнергии — больше, чем только что вошедшая в строй ГЭС на Днепре. По расчетам, Камышинская плотина должна была обеспечить углубление Волги до 5–15 метров, гарантируя прохождение по ней судов всех типов, и ирригацию огромных, в 4–4,3 миллиона гектаров площадей плодородных, но засушливых заволжских земель. «Гидростанция в районе Камышина, — писали «Известия» в мае 1932 года, — первая несокрушимая крепость рабочего класса и крестьянства в борьбе с засухой».
Вырезка из газеты «Правда» от 23 мая 1932 г.
Мощность будущей Камышинской ГЭС была определена в 1,8–2 миллиона киловатт, а стоимость всего проекта оценивалась в диапазоне от 16 до 25 миллиардов рублей. Создание нового гидротехнического комплекса правительство предписывало завершить в рекордный срок — к 1937 году. Возглавил проектные работы строитель Днепрогэс академик Иван Гаврилович Александров. В советской печати была развернута масштабная агитационно-пропагандистская кампания, в рамках которой очередной «стройке века» посвящались открытки, альбомы, статьи, книги и плакаты.
Открытка, посвященная строительству Камышинской плотины
Начались изыскательские и подготовительные строительные работы, к делу планировали подключить тысячи заключенных ГУЛАГа, академик Александров предусматривал переселение в регион на постоянной основе «около 6 миллионов нового человеческого контингента».
Изыскательские работы на предполагаемом месте строительства Камышинской плотины. 1934 г.
Однако в ходе углубленной проработки вопроса выяснилось, что возведение столь грандиозного сооружения потребует гораздо больше времени и затрат и чревато серьезными экологическими последствиями — затоплением больших прибрежных волжских территорий и обмелением Каспия. В 1936 году 60-летний академик Александров умер, и вскоре, уже без каких-либо громких заявлений, руководство страны от проекта Камышинской плотины отказалось.
Источник: © Cетевое сообщество LiveJournal
Источник: © Социальная сеть «Вконтакте»
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat