Портрет Екатерины II

Время прочтения: мин.

Одна из жемчужин коллекции Краснодарского художественного музея — портрет русской императрицы Екатерины II, который написал выдающийся русский художник Владимир Лукич Боровиковский в 1777 году во время службы в Миргородском казачьем полку.

Описание

Это классический образец парадного портрета коронованной особы. Императрица стоит на ступенях на фоне дворцового зала, ее фигура выполнена Владимиром Лукичом в светлых тонах, что выгодно контрастирует с мрачноватым багрово-красным фоном занавеса. Эффектное положение ее фигуры и колонна, написанная справа от нее, символизируют твердость и постоянство монарха. Для живописи XVIII века эти элементы весьма характерны. Поза Екатерины величественна и в то же время легка.

Портрет Екатерины II. 1779 г. Художник В.Л.Боровиковский

Голову самодержицы украшает императорская корона Российской империи — главный символ царской власти русских монархов. Любопытная деталь портрета — драгоценный камень в верхней части реликвии, редкая рубиновая шпинель весом чуть меньше 400 карат.

Корону украшает рубиновая шпинель весом около 400 карат

Облачена императрица в светло-бежевое платье, расшитое двуглавыми орлами. Они же присутствуют на коронационной мантии золотого цвета. Из-под подола платья выглядывает носок туфельки императрицы, что придает ее величавому образу легкое изящество.


Носок туфельки императрицы

На груди Екатерины Владимир Лукич изобразил орден Андрея Первозванного — самую высшую и почетную награду Российской империи. В руках императрица держит скипетр и державу — символы царской власти.

На груди Екатерины орден Андрея Первозванного

Искусствоведы отмечают схожесть этой работы с картинами датчанина Виргилиуса Эриксена, придворного портретиста Екатерины. Предполагают, что это произведение заказала Боровиковскому сама императрица для некоего официального учреждения. Тем ценней, в таком случае, значение этого хранящегося в Краснодаре портрета. Картины мастера украшают постоянные экспозиции Третьяковской галереи и Русского музея.


Художник XVIII в. Владимир Лукич Боровиковский (1757 — 1825)

Екатерина II Великая







Похожие предметы

Старинная гравюра

Гравюра Алексея Грекова «Вид села Кимры с луговой стороны Волги» — уникальное изображение Кимр XVIII века. Ни одно из изображённых на ней зданий не сохранилось.

Водоёмное здание

Уникальный памятник промышленной архитектуры конца XIX века. Эта необычная пятиэтажная башня долгое время обеспечивала подачу воды на железнодорожную станцию.

Обушок и поддирка

Горняцкая культура, зародившаяся в угольных шахтах, имеет богатые традиции, среди которых использование таких инструментов, как обушок и поддирка. Хотя современные технологии почти вытеснили эти орудия, обушок продолжает оставаться символом шахтёрского дела и присутствует в символике шахтёрских городов.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!