Это классический образец парадного портрета коронованной особы. Императрица стоит на ступенях на фоне дворцового зала, ее фигура выполнена Владимиром Лукичом в светлых тонах, что выгодно контрастирует с мрачноватым багрово-красным фоном занавеса. Эффектное положение ее фигуры и колонна, написанная справа от нее, символизируют твердость и постоянство монарха. Для живописи XVIII века эти элементы весьма характерны. Поза Екатерины величественна и в то же время легка.
Портрет Екатерины II. 1779 г. Художник В.Л.Боровиковский
Голову самодержицы украшает императорская корона Российской империи — главный символ царской власти русских монархов. Любопытная деталь портрета — драгоценный камень в верхней части реликвии, редкая рубиновая шпинель весом чуть меньше 400 карат.
Корону украшает рубиновая шпинель весом около 400 карат
Облачена императрица в светло-бежевое платье, расшитое двуглавыми орлами. Они же присутствуют на коронационной мантии золотого цвета. Из-под подола платья выглядывает носок туфельки императрицы, что придает ее величавому образу легкое изящество.
Носок туфельки императрицы
На груди Екатерины Владимир Лукич изобразил орден Андрея Первозванного — самую высшую и почетную награду Российской империи. В руках императрица держит скипетр и державу — символы царской власти.
На груди Екатерины орден Андрея Первозванного
Искусствоведы отмечают схожесть этой работы с картинами датчанина Виргилиуса Эриксена, придворного портретиста Екатерины. Предполагают, что это произведение заказала Боровиковскому сама императрица для некоего официального учреждения. Тем ценней, в таком случае, значение этого хранящегося в Краснодаре портрета. Картины мастера украшают постоянные экспозиции Третьяковской галереи и Русского музея.
Художник XVIII в. Владимир Лукич Боровиковский (1757 — 1825)
Екатерина II Великая