Историческая справка о городской железнодорожной станции

Время прочтения: мин.

ул. Вокзальная, д. 1

GPS: 52.464653 , 44.191421

К концу XIX века в России были завершены основные линии Юго-Восточной железной дороги, включая пути через Сердобск. В советский период станция играла важную роль, обеспечивая бесперебойную работу прифронтовой магистрали. Сегодня станция продолжает обслуживать пассажирские и грузовые потоки, оставаясь частью Юго-Восточной железной дороги.

История

После Крымской войны в России началось активное строительство железных дорог, поскольку стало очевидным, что стране нужна развитая транспортная инфраструктура. В 1865 году было создано Министерство пути сообщения, которое ежегодно занималось строительством 1,5–2,5 тысячи километров железнодорожных путей. В эти годы железная дорога начала проникать в южные районы европейской части России, ранее остававшиеся на периферии таких проектов. В 1866 году была открыта линия от Москвы до Козлова (сегодня Мичуринск), которую позже продлили до Воронежа, а к 1871 году — до Ростова. В 1893 году Козловско-Воронежско-Ростовская железная дорога объединилась с Грязе-Царицынской, сформировав Юго-Восточную железную дорогу с главной конторой в Воронеже.

Строительство железной дороги через город Сердобск. 1893 г.

К концу XIX века большинство линий Юго-Восточной железной дороги, существующих до сих пор, были завершены. Так, в 1894 году Сердобск был соединён железной дорогой со станцией Ртищево, а через два года эта магистраль продолжилась до станции Таволжанка в Саратовской губернии. Кроме того, через Сердобск пролегла линия Ртищево — Пенза Рязано-Уральской железной дороги, которая теперь является частью Приволжской железной дороги. Появление станции в Сердобске упростило торговлю хлебом и скотом, основными ресурсами уезда в дореволюционные времена. В советское время станция стала ещё важнее для города. К началу 1940-х годов в Сердобске насчитывалось более 50 промышленных предприятий. Во время Великой Отечественной войны Юго-Восточная железная дорога стала прифронтовой и частично фронтовой магистралью, и сердобские железнодорожники сыграли важную роль в обеспечении её бесперебойной работы. В 1956 году на участке железной дороги начал курсировать первый тепловоз, а позже была проведена электрификация.

Станция Ртищево. Общий вид. 1912 г.

Паровоз-кукушка на территории машиностроительного завода г. Сердобска. 1967 г.

Первый вокзал в Сердобске был построен в 1896 году. Это деревянное здание простояло до 1986 года, когда его снесли из-за ветхости. На месте старого вокзала возвели современное бетонное здание, украшенное большими стилизованными часами с кукушкой, отсылкой к продукции Сердобского часового завода, известного в советские годы.

Здание железнодорожного вокзала

На станции некоторое время служил начальником Иван Иванович Озолин (1873–1913), железнодорожник латышского происхождения. В 1908 году его перевели на станцию Астапово в Тамбовской губернии, где в 1910 году он стал свидетелем смерти Л. Н. Толстого. Это событие сильно повлияло на него и, вероятно, привело к ранней смерти. Один из его сыновей, Артур Озолин (1907–1997), родился в Сердобске и стал известным доктором исторических наук, специалистом по средневековой истории Чехии.

И. И. Озолин. 1910 г. Ст. Астапово

В середине 1920-х годов начальником станции был Иван Анисимович Николаев, известный своим увлечением пением. Он организовал вокальный ансамбль, в котором начинал свою творческую карьеру Анатолий Иванович Орфёнов (1908–1987), впоследствии ставший артистом Большого театра и заслуженным артистом РСФСР.

ГАБТ. А. Орфенов в заглавной партии в опере Ш. Гуно «Фауст». 1949 г. Автор фото С. М. Мишин-Моргенштерн

В наши дни станция Сердобск продолжает функционировать в составе Юго-Восточной железной дороги, которая с 2003 года является филиалом ОАО «Российские железные дороги». Ежедневно через Сердобск проходит более дюжины поездов дальнего следования.

Похожие места

Историческая справка о городской железнодорожной станции и вокзале Станция Ногинск

К Ногинску идет железнодорожная ветка от Горьковской железной дороги. Строительство рельсового пути от Москвы до Нижнего Новгорода началось в 1857 году.

Железная дорога и вокзал

Железная дорога сыграла ключевую роль в развитии Ртищева. Город вырос из пристанционного посёлка, а железнодорожный вокзал стал его архитектурной доминантой и свидетелем важных исторических событий.

Городской железнодорожный вокзал Рязани

Мало кто знает, что Казанский железнодорожный вокзал в Москве ранее назывался Рязанским, а направление строящейся железной дороги первоначально планировалось как Саратовское. В 1865 году, когда открылось регулярное сообщение от Москвы до Рязани, дорога занимала 8 часов 30 минут.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!