Железная дорога и вокзал

Время прочтения: мин.

ул. Туполева, д. 4

GPS: 56.855497 , 37.376006

Железнодорожная линия Москва — Савёлово связала Кимры со столицей в начале XX века. Станция Савёлово стала важным транспортным узлом. Сегодня вокзал модернизируется, но хранит память об истории города.

История

Железнодорожную линию Москва — Савёлово построили зимой 1900–1901 годов. Она соединила Москву с богатым селом Кимры на Верхней Волге. Дорогу планировали в основном для перевозки грузов с Волги в Москву. Инициатором строительства выступил Савва Мамонтов, глава правления Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. 

Конечная станция разместилась в деревне Савёлово на правом берегу Волги, напротив Кимр. Планы строительства в этом месте моста через реку так и остались нереализованными.

На 128-километровой ветке поставили три водонапорные башни для паровозов, одна из них стояла в центре привокзальной площади Савёлова. В 2011 году её снесли из-за аварийного состояния.



Регулярное пассажирское движение открылось в 1902 году. В 1918–1920 годах линию продлили до Калязина. Дорога входила в состав разных железнодорожных систем. С 1959 года она относится к Московской железной дороге. 


До Дмитрова дорога двухпутная, дальше до Савёлова — однопутная. Её электрифицировали в 1950–1970-х годах. С 1979 года между Москвой и Савёлово ходят электрички. Дальше до Калязина, Углича, Кашина и Сонково курсируют поезда на тепловозной тяге.

Деревянное здание вокзала в Савёлове построили в 1902 году в стиле модерн. Станционные постройки возвели годом позже. Во время Первой мировой войны появились железнодорожные мастерские, позже на их базе создали Савёловский чугунолитейный завод.



«На пристанционном вокзале, — вспоминала Надежда Мандельштам, жена поэта Осипа Мандельштама, в 1937 году отбывавшего ссылку в Кимрах, — торговали ягодой, молоком и крупой, а мера была одна — стакан». Сейчас привокзальная площадь выглядит уныло, в глаза бросаются сохранившиеся, но пребывающие в руинированном состоянии складские и другие сооружения изначального станционного комплекса.



Савёлово — важный узел Московской и Октябрьской железных дорог, их стыковой пункт. С 2019 года станцию модернизируют: обновляют пути, оборудование, ремонтируют здания. К сожалению, при реконструкции вокзал обшили серым сайдингом, лишив его исторического облика.

В 2023 году в зале ожидания разместили информационные стенды о стрелковых дивизиях, сформированных в Кимрах во время войны. На здании установили и мемориальную доску в память о кимряках, уходивших отсюда на фронт.

Савёлово — самая дальняя от Москвы станция пригородного сообщения в этом направлении. Поездка занимает около двух с половиной часов. Здесь также делают остановку поезда дальнего следования Москва–Рыбинск. 



В будущем планируется построить второй путь от Дмитрова до Савёлова. Это позволит пустить больше поездов и разгрузить главный ход Октябрьской магистрали от грузовых составов.


Похожие места

Историческая справка о железнодорожной станции «Грязи-Воронежские»

Эпоха «великих реформ» Александра II превратила Грязи в крупный транспортный узел государственного значения. Сегодня поезда из Грязей идут в разные концы России, а станция стала одним из градообразующих предприятий.

Железнодорожная станция Мурома

Вокзал на главной муромской станции построен в 1912 году в стиле неорусского модерна. Здание органично вписывается в исторический ландшафт древнего города. Сегодня это не только транспортный центр, но и памятник культуры и истории.

Историческая справка о городской железнодорожной станции

С начала 1870-х годов Невьянск стал важной транспортной узловой точкой благодаря строительству железной дороги, соединяющей Пермь, Нижний Тагил и Екатеринбург. Регулярное сообщение началось там в 1878 году, и с тех пор станция Невьянск играет ключевую роль в развитии региона.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!