GPS: 56.855497 , 37.376006
Железнодорожную линию Москва — Савёлово построили зимой 1900–1901 годов. Она соединила Москву с богатым селом Кимры на Верхней Волге. Дорогу планировали в основном для перевозки грузов с Волги в Москву. Инициатором строительства выступил Савва Мамонтов, глава правления Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.
Конечная станция разместилась в деревне Савёлово на правом берегу Волги, напротив Кимр. Планы строительства в этом месте моста через реку так и остались нереализованными.
На 128-километровой ветке поставили три водонапорные башни для паровозов, одна из них стояла в центре привокзальной площади Савёлова. В 2011 году её снесли из-за аварийного состояния.
Водонапорная башня в Кимрах. 1940–1950-е гг.
Регулярное пассажирское движение открылось в 1902 году. В 1918–1920 годах линию продлили до Калязина. Дорога входила в состав разных железнодорожных систем. С 1959 года она относится к Московской железной дороге.
Рабочие 2-го коренного железнодорожного парка станции Савелово у отремонтированного паровоза. 1918–1920-е гг.
До Дмитрова дорога двухпутная, дальше до Савёлова — однопутная. Её электрифицировали в 1950–1970-х годах. С 1979 года между Москвой и Савёлово ходят электрички. Дальше до Калязина, Углича, Кашина и Сонково курсируют поезда на тепловозной тяге.
Деревянное здание вокзала в Савёлове построили в 1902 году в стиле модерн. Станционные постройки возвели годом позже. Во время Первой мировой войны появились железнодорожные мастерские, позже на их базе создали Савёловский чугунолитейный завод.
Железнодорожная станция Савёлово. 1930-е гг.
«На пристанционном вокзале, — вспоминала Надежда Мандельштам, жена поэта Осипа Мандельштама, в 1937 году отбывавшего ссылку в Кимрах, — торговали ягодой, молоком и крупой, а мера была одна — стакан». Сейчас привокзальная площадь выглядит уныло, в глаза бросаются сохранившиеся, но пребывающие в руинированном состоянии складские и другие сооружения изначального станционного комплекса.
Железнодорожная станция Савёлово
Савёлово — важный узел Московской и Октябрьской железных дорог, их стыковой пункт. С 2019 года станцию модернизируют: обновляют пути, оборудование, ремонтируют здания. К сожалению, при реконструкции вокзал обшили серым сайдингом, лишив его исторического облика.
В 2023 году в зале ожидания разместили информационные стенды о стрелковых дивизиях, сформированных в Кимрах во время войны. На здании установили и мемориальную доску в память о кимряках, уходивших отсюда на фронт.
Савёлово — самая дальняя от Москвы станция пригородного сообщения в этом направлении. Поездка занимает около двух с половиной часов. Здесь также делают остановку поезда дальнего следования Москва–Рыбинск.
Мемориальная доска в память о кимряках
В будущем планируется построить второй путь от Дмитрова до Савёлова. Это позволит пустить больше поездов и разгрузить главный ход Октябрьской магистрали от грузовых составов.
Железнодорожная станция Савёлово