В Петровском Заводе отбывал каторгу 71 декабрист. Некоторые из них умерли и были похоронены здесь же, зачастую вместе с жёнами и рождёнными на каторге детьми. Некрополь изображён на рисунках Н. А. Бестужева и В. П. Ивашева. Он имеет статус объекта наследия. Отдельные захоронения получили статус памятников истории регионального (Анны Анненковой) и федерального (А. Г. Муравьёвой, И. И. Горбачевского, А. С. Пестова) значения.
Портрет А. Г. Муравьевой. С акварели Н. А. Бестужева 1832 г.
Летом 1957 года некрополь серьёзно пострадал из-за дилетантских раскопок, проведённых Ниной Владимировной Курбатовой, инспектором Читинского областного отдела культуры. У неё не было разрешения на археологические работы и нужной квалификации. Курбатова привезла в Петровск-Забайкальский студентов Читинского пединститута. Они вскрывали захоронения и забирали найденные ценности. Деятельность этой «экспедиции» никак не документировалась, дальнейшая судьба собранной коллекции остаётся неизвестной.
Были повреждены и разграблены могилы генерал-лейтенанта С. Р. Лепарского и Александра Ивашова. Появились новодельные ограды, доски с эпитафиями, памятник А. С. Пестову.
Памятник на могиле С. Р. Лепарского, коменданта тюрьмы в Петровском Заводе. 1890-е гг.
По воспоминаниям участника этих работ, после проникновения в склеп Лепарского был вскрыт его гроб: тело коменданта Нерчинских рудников оставалось нетленным. По неосторожности на него уронили крышку гроба, и останки генерала рассыпались в прах. Курбатова распорядилась снять с мундира ордена (С. Р. Лепарский был награждён орденами святого Георгия IV степени, святой Анны I степени и святого Владимира II степени), позолоченные пуговицы, один из эполетов и извлечь из гроба рукоять сабли. Позднее все эти реликвии пропали.
Знак ордена Святого Владимира II степени
В 1976–1983 годах ущерб был несколько приуменьшен реставрационной экспедицией Читинского областного отделения ВООПИК и археологами Читинского пединститута.
Исследования захоронений в склепе А. Г. Муравьёвой позволили исправить ошибки в текстах мемориальных досок, которыми в 1957 году были обозначены захоронения детей декабристов. Сына Фонвизиных Ивана тогда ошибочно назвали Дмитрием. Вместо Ольги Муравьёвой на доске значилась другая информация: «Никита Муравьёв, ребёнок, племянник декабриста Н. М. Муравьёва» (подлинная могила Никиты известна и находится в с. Урик Иркутского района и области).
Склеп А. Г. Муравьёвой на кладбище в г. Петровск-Забайкальский. 1969 г.
В 1982 году, в соответствии с документами, в склепе Муравьёвой установили новые мемориальные доски.