Историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

Время прочтения: мин.

Московская обл, г. Истра, Ново-Иерусалимская набережная, дом 1

GPS: 55.926575 , 36.845210

Открытие музея способствовало сохранению имущества монастыря после закрытия обители. Позже «Новый Иерусалим» получил другое здание и сегодня содержит крупнейшую коллекцию русской иконописи.

История

В 1919 году было решено на месте Новоиерусалимского монастыря создать музей. В первую очередь специалисты должны были сделать опись имущества бывшего монастыря, чтобы обеспечить его сохранность.



Новоиерусалимский монастырь

Сначала был открыт художественный музей, где весной 1921 года заработала первая экспозиция церковных ценностей. В ноябре 1921 года открылся краеведческий музей. В феврале 1922 года музеи объединили в Государственный художественно-исторический музей. Директором нового учреждения стал Натан Александрович Шнеерсон. Музей расширялся, помимо демонстрации церковной утвари и иконописного искусства, оформленных в антирелигиозную экспозицию, для создания выставки крестьянского быта велись археологические раскопки и поиски предметов местного быта, пополнявшие коллекцию.

Часть предметов музейного значения были перевезены из расположенных неподалеку Саввино-Сторожевского и Лужецкого монастырей. Дочь Натана Александровича Шнеерсона вспоминала, что музей стал предметом гордости всех местных жителей.

Экспозиция музея «Дворянский быт». 1920-1940 гг.

Экспозиция музея «Церковный быт». 1920-1940 гг.

С началом Великой Отечественной войны велась подготовка к эвакуации коллекции музея, однако вывезти все не представлялось возможным. Первым увезли спецфонд (драгоценные изделия и уникальные произведения). Некоторые из эвакуированных экспонатов использовались в съемках фильма Сергея Михайловича Эйзенштейна «Иван Грозный». Невывезенные музейные ценности сотрудники спрятали в тайниках. Ансамбль монастыря и монастырская коллекция сильно пострадали за время нацистской оккупации. 10 декабря 1941 года гитлеровцы взорвали Воскресенский собор. Эти разрушения стали одним из обвинений, предъявленных во время Нюрнбергского процесса.

Разрушенный Новоиерусалимский монастырь. 1942 г.

К восстановлению приступили уже в 1942 году, однако реставрационные работы под руководством Петра Дмитриевича Барановского начались только в 1952 году. Были возвращены вывезенные экспонаты, открылась первая послевоенная выставка.



Реставрация Новоиерусалимского монастыря

Петр Дмитриевич Барановский. 1972 г.

После возращения монастыря Русской православной церкви в 2014 году для музея было отстроено новое здание, спроектированное в соответствии с принципами зеленой архитектуры. В настоящее время музей обладает одной из крупнейших коллекций русской иконописи. Благодаря открытию нового здания музей получил возможность расширения экспозиции и выставочной деятельности.

Коллекция русской иконописи

«Новый Иерусалим» сотрудничает с такими крупнейшими российскими хранилищами искусств, как Третьяковская галерея и Музей изобразительных искусств имени Пушкина.

Третьяковская галерея

За последние годы состоялись выставки произведений Марка Шагала, Ивана Айвазовского, Пабло Пикассо, Альбрехта Дюрера и других.

  1. Выставка Пабло Пикассо
  2. Выставка Марка Шагала

Музей развивается и в цифровом пространстве, создавая выставочные проекты онлайн и рассказывая о собрании музея на своем официальном сайте в разделе «Музей ближе».



Похожие места

Где можно примерить профессию железнодорожника? Музей истории Красноярской железной дороги имени Чекчурина на станции Абакан

У вокзала Абакана, в здании станционной прачечной, открыт музей истории железной дороги. В нем представлена коллекция уникальных экспонатов: униформы, техника и 26 типов рельсов — от царских до современных.

Галичский краеведческий музей. Ретроспектива городской истории

Галичский краеведческий музей хранит в себе множество артефактов. В здании 1914 года сохранились не только дореволюционные, но и более древние предметы. Они принадлежали племени меря, обитавшему на этой земле.

Купеческая усадьба. Дом купца Г. С. Клепикова

Дом купца Галактиона Степановича Клепикова — единственный в Сургуте памятник архитектуры конца XIX века, который сохранился на своем историческом месте. Здание представляет собой образец сибирского деревянного зодчества.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!