Историческая справка о железнодорожной станции и вокзале

Время прочтения: мин.

Республика Калмыкия, г. Элиста, Привокзальная площадь, дом 1

GPS: 46.327318 , 44.282362

В будущей столице Калмыкии железнодорожное сообщение появилось лишь в советскую эпоху. Здание вокзала в Элисте было построено в 1969 году.

История

История железнодорожного строительства в Калмыкии уходит корнями в XIX столетие, когда местным землевладельцам и скотоводам потребовалось расширить рынок сбыта продукции и получить удобное транспортное сообщение, чтобы регулярно поставлять производимые товары в крупные промышленные города и в другие регионы России. Ожидалось, что с появлением в Калмыкии железной дороги территория станет интенсивнее развиваться.

Строительство в 1875 году Владикавказской железной дороги улучшило торговые связи Приазовья, Черноморья и Северного Кавказа с центральными районами Российской империи. Решение правительства построить железнодорожную ветку Тихорецкая — Царицын (ныне — Волгоград), прошедшую через калмыцкие степи, привлекло переселенцев. На этой стройке трудились тысячи рабочих. Поскольку в окрестностях имелось много пустующих земель, пригодных для сельского хозяйства, власти стали наделять желающих участками, получая доход от сдачи земли в аренду и одновременно привлекая в эти места новое население.


Железнодорожная станция Царицына. 1885 г.

Магистраль Тихорецкая — Царицын открыли 1 июля 1899 года. Благодаря появлению железной дороги, пролегавшей по территории Сальского округа, купцы получили возможность вывозить местную сельскохозяйственную продукцию не только в другие регионы внутри страны, но и на внешний рынок — через Новороссийский порт. На новой ветке построили станции Великокняжеская, Ельмут, Двойная, Куберле, Калмыцкая, Гашун, Сальская. В каждой из них появились сторожевые дома, будки, водокачки, казармы и бараки для служащих железной дороги.


Вокзал железнодорожной станции Тихорецкая. 1910-1915 гг.

Однако до Элисты железная дорога во времена Российской империи не дошла. Вопрос об этом ставился в 1920-е годы, в 1940 году правительство приняло решение, однако реализовать его помешала война. Лишь в 1965 году при участии первого секретаря Калмыцкого обкома коммунистической партии Басана Бадьминовича Городовикова началось строительство железнодорожной ветки Дивное — Элиста, продлившееся четыре года. В 1969 году построили ветку протяженностью 73 километра. Она связала Элисту с сетью железных дорог России, что дало возможность осуществлять бесперебойную доставку в город сырья, топлива, машин, оборудования, строительных материалов и сельскохозяйственных грузов.


Строительство железной дороги Дивное - Элиста. 1965 г.

Станцию Элиста, ставшую конечной на отрезке от Светлограда, отнесли к Минераловодскому региону Северо-Кавказской железной дороги. Помимо нее тогда заработали еще две станции — Белое Озеро и Разъезд № 8. В результате общая протяженность железнодорожных путей в республике к началу 1970-х годов составила 165 километров.

После распада СССР железнодорожный транспорт в Калмыкии переживал трудные времена. В конце 1990-х годов пассажирское железнодорожное сообщение в этом регионе было приостановлено из-за убыточности перевозок. В 2006 году после отмены поезда Элиста — Ставрополь пассажирское сообщение со столицей Калмыкии временно прекратилось. Осталось только грузовое сообщение. Правда, до 2008 года курсировали беспересадочные вагоны от Москвы до Элисты, они прицеплялись к Ставропольскому поезду. В мае 2016 года восстановили регулярное пассажирское сообщение по маршруту Элиста — Ставрополь — Москва, однако, как вскоре выяснилось, — ненадолго. 


Здание железнодорожного вокзала в Элисте

Уже в сентябре 2016 года движение до Элисты признали убыточным и прекратили. В 2021 году запустили новый маршрут Элиста — Анапа в надежде на пассажиров, желающих провести время на Черноморском побережье. Планировалось также открыть движение из Элисты в Ростов-на-Дону и Краснодар. В планах калмыцких железнодорожников есть и строительство новой магистрали Улан-Хол — Элиста — Зимовники.


Первый поезд маршрута «Элиста-Анапа». Июль 2021 г.

Здание вокзала представляет собой двухэтажное Е-образное сооружение, его торец украшен живописной мозаикой по мотивам калмыцкого национального эпоса «Джангар». Внутри — небольшой зал ожидания, несколько касс и табло с расписанием. Поскольку железнодорожный вокзал совмещается с городской автостанцией, привокзальная площадь служит стоянкой для междугородных автобусов. Вблизи вокзала располагаются складские помещения, куда товарные поезда доставляют грузы.

Здание железнодорожного вокзала в Элисте

Похожие места

Историческая справка о городской железнодорожной станции

Станция Бугуруслан была открыта 8 сентября 1888 года как часть Самаро-Уфимской железной дороги и сыграла ключевую роль в развитии региона, связывая его с важными центрами страны. В годы Великой Отечественной войны станция стала стратегическим узлом для отгрузки нефти и сегодня представляет собой современный транспортный узел с обновлённым вокзалом и улучшенными условиями для пассажиров.

Историческая справка о городской железнодорожной станции

Проект строительства железной дороги через Вельск был инициирован в 1860-х годах, но начался только в конце 1920-х годов, завершившись в 1942 году. В результате железная дорога, возведённая в тяжёлых условиях, стала важным экономическим и военно-стратегическим объектом, а современный вокзал Вельска продолжает служить ключевым транспортным узлом в северной части России.

Историческая справка о городской железнодорожной станции

Железная дорога пришла в Грязовец в 1870-х годах. Существовал другой вариант прокладки полотна, в котором станция Грязовец была не предусмотрена. Несмотря на сложности, 20 июня 1872 г. открылась железнодорожная станция Грязовец.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!