Историческая справка о железнодорожной станции и вокзале

Время прочтения: мин.

Республика Калмыкия, г. Элиста, Привокзальная площадь, дом 1

GPS: 46.327318 , 44.282362

В будущей столице Калмыкии железнодорожное сообщение появилось лишь в советскую эпоху. Здание вокзала в Элисте было построено в 1969 году.

История

История железнодорожного строительства в Калмыкии уходит корнями в XIX столетие, когда местным землевладельцам и скотоводам потребовалось расширить рынок сбыта продукции и получить удобное транспортное сообщение, чтобы регулярно поставлять производимые товары в крупные промышленные города и в другие регионы России. Ожидалось, что с появлением в Калмыкии железной дороги территория станет интенсивнее развиваться.

Строительство в 1875 году Владикавказской железной дороги улучшило торговые связи Приазовья, Черноморья и Северного Кавказа с центральными районами Российской империи. Решение правительства построить железнодорожную ветку Тихорецкая — Царицын (ныне — Волгоград), прошедшую через калмыцкие степи, привлекло переселенцев. На этой стройке трудились тысячи рабочих. Поскольку в окрестностях имелось много пустующих земель, пригодных для сельского хозяйства, власти стали наделять желающих участками, получая доход от сдачи земли в аренду и одновременно привлекая в эти места новое население.


Железнодорожная станция Царицына. 1885 г.

Магистраль Тихорецкая — Царицын открыли 1 июля 1899 года. Благодаря появлению железной дороги, пролегавшей по территории Сальского округа, купцы получили возможность вывозить местную сельскохозяйственную продукцию не только в другие регионы внутри страны, но и на внешний рынок — через Новороссийский порт. На новой ветке построили станции Великокняжеская, Ельмут, Двойная, Куберле, Калмыцкая, Гашун, Сальская. В каждой из них появились сторожевые дома, будки, водокачки, казармы и бараки для служащих железной дороги.


Вокзал железнодорожной станции Тихорецкая. 1910-1915 гг.

Однако до Элисты железная дорога во времена Российской империи не дошла. Вопрос об этом ставился в 1920-е годы, в 1940 году правительство приняло решение, однако реализовать его помешала война. Лишь в 1965 году при участии первого секретаря Калмыцкого обкома коммунистической партии Басана Бадьминовича Городовикова началось строительство железнодорожной ветки Дивное — Элиста, продлившееся четыре года. В 1969 году построили ветку протяженностью 73 километра. Она связала Элисту с сетью железных дорог России, что дало возможность осуществлять бесперебойную доставку в город сырья, топлива, машин, оборудования, строительных материалов и сельскохозяйственных грузов.


Строительство железной дороги Дивное - Элиста. 1965 г.

Станцию Элиста, ставшую конечной на отрезке от Светлограда, отнесли к Минераловодскому региону Северо-Кавказской железной дороги. Помимо нее тогда заработали еще две станции — Белое Озеро и Разъезд № 8. В результате общая протяженность железнодорожных путей в республике к началу 1970-х годов составила 165 километров.

После распада СССР железнодорожный транспорт в Калмыкии переживал трудные времена. В конце 1990-х годов пассажирское железнодорожное сообщение в этом регионе было приостановлено из-за убыточности перевозок. В 2006 году после отмены поезда Элиста — Ставрополь пассажирское сообщение со столицей Калмыкии временно прекратилось. Осталось только грузовое сообщение. Правда, до 2008 года курсировали беспересадочные вагоны от Москвы до Элисты, они прицеплялись к Ставропольскому поезду. В мае 2016 года восстановили регулярное пассажирское сообщение по маршруту Элиста — Ставрополь — Москва, однако, как вскоре выяснилось, — ненадолго. 


Здание железнодорожного вокзала в Элисте

Уже в сентябре 2016 года движение до Элисты признали убыточным и прекратили. В 2021 году запустили новый маршрут Элиста — Анапа в надежде на пассажиров, желающих провести время на Черноморском побережье. Планировалось также открыть движение из Элисты в Ростов-на-Дону и Краснодар. В планах калмыцких железнодорожников есть и строительство новой магистрали Улан-Хол — Элиста — Зимовники.


Первый поезд маршрута «Элиста-Анапа». Июль 2021 г.

Здание вокзала представляет собой двухэтажное Е-образное сооружение, его торец украшен живописной мозаикой по мотивам калмыцкого национального эпоса «Джангар». Внутри — небольшой зал ожидания, несколько касс и табло с расписанием. Поскольку железнодорожный вокзал совмещается с городской автостанцией, привокзальная площадь служит стоянкой для междугородных автобусов. Вблизи вокзала располагаются складские помещения, куда товарные поезда доставляют грузы.

Здание железнодорожного вокзала в Элисте

Похожие места

Историческая справка о городской железнодорожной станции

Железнодорожная станция Ишим была построена в период с 1909 по 1913 год в связи с расширением Транссибирской магистрали и сыграла ключевую роль в развитии региона, значительно увеличив грузооборот и пассажиропоток. Во время Великой Отечественной войны станция обеспечивала военные перевозки, а сегодня это современный комплекс с широким набором услуг.

История городской железнодорожной станции и вокзала в Торжке

Железная дорога в Торжке появилась в 1870 году. Первый вокзал, образчик русского деревянного зодчества, не сохранился, поэтому к 1960 году здесь появилось новое здание в стиле советского классицизма.

Железнодорожная станция Мурома

Вокзал на главной муромской станции построен в 1912 году в стиле неорусского модерна. Здание органично вписывается в исторический ландшафт древнего города. Сегодня это не только транспортный центр, но и памятник культуры и истории.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!