Ростовская железная дорога и вокзал

Время прочтения: мин.

г. Ростов, ул. Достоевского

GPS: 57.198403 , 39.407101

Первая железная дорога в России, построенная без привлечения иностранных инвестиций, была закончена в рекордные два года. Тогда же, в 1870 году, сюда отправился поезд из Москвы

Историческая справка

Железная дорога появилась в Ростове в 1870 году. Сейчас она считается частью Северной железной дороги, идущей через Ярославль, Кострому и Вологду до Архангельска, а затем в Сибирь, вплоть до Тюменской области. 



Северная железная дорога

Участок Александров — Ярославль — Вологда, на котором расположена станция Ростов Ярославский, построен Обществом Московско-Ярославской (сначала Московско-Троицкой) железной дороги. С инициативой создания общества выступил ученый и литератор Федор Васильевич Чижов. Его компаньонами стали основатель династии предпринимателей Иван Федорович Мамонтов и инженер генерал-майор Андрей Иванович Дельвиг. Чижов настоял на том, чтобы новая железная дорога стала первой в России, построенной без привлечения иностранных инвестиций, — капиталы в дело вкладывали только отечественные акционеры, а строительные работы осуществлялись исключительно силами местных рабочих под наблюдением российских инженеров. 



Московско–троицкая железная дорога. Начало XX в.

Вскоре проект дороги был готов, и в 1866 году инженер Г. Грек на собрании акционеров выступил с его экономическим и инженерно-техническим обоснованием. По этому проекту железнодорожный путь, минуя стороной Переславль-Залесский, приходил в Ростов через город Александров. Территория, по которой предстояло проложить дорогу, изобиловала большими и малыми реками, поэтому на трассе спроектировали шесть металлических мостов на каменных опорах.


Московско–троицкая железная дорога. Начало XX в.

Строительные работы, начавшиеся в 1868 году, были завершены в невиданно короткие сроки: чтобы проложить более 200 километров путей, понадобилось менее двух лет.



Первый поезд из Москвы в Ростов отправился в первый день 1870 года, а сообщение с Ярославлем началось уже в феврале. На крупнейших станциях — в Ярославле, Ростове и Александрове — общество построило паровозные депо, а в Ростове для ремонта подвижного состава разместились еще и мастерские. Дорогу обслуживали восемь паровозов серии «Бп», закупленные на немецком паровозостроительном заводе «Борзиг», на тот момент крупнейшем в Европе. Новая железная дорога соединяла столицу с Поволжьем, что очень помогло экономическому подъему этого региона, а также укрепило связь Москвы с городами севера.



Московско–троицкая железная дорога. 1901–1917 гг.

Вокзал

Первый вокзал в Ростове был небольшим, но очень гармоничным зданием в стиле модерн с элементами древнерусского декора. Вокзал состоял из зала ожидания и двухэтажных флигелей, соединявшихся с главным зданием галереями. Центральная постройка была каменной, флигели и галереи — деревянными. Вокзал предназначался не только для пассажиров — тут же находились и квартиры железнодорожных служащих. Старый вокзал снесли в первой половине прошлого века. 



Ростовский вокзал. Начало ХХ в.

Железнодорожный вокзал в Ростове

Нынешнее здание ростовского железнодорожного вокзала построили в 1975 году в характерном для того времени индустриально-минималистском стиле. Оно двухэтажное, имеет П-образную в плане форму и расположено в отдалении от железнодорожных путей, образуя просторную площадь-перрон. На фасаде вокзала помещен стилизованный герб Ростова, а над башней-ротондой, вынесенной в сторону привокзальной площади, возвышается шпиль с древнерусской ладьей. Внутри зал ожидания украшен советской мозаикой.




Похожие места

Набережночелнинский железнодорожный вокзал

Железнодорожный вокзал с необычной архитектурой и стеклянными витражами принял первых посетителей в 1990 году, но был полностью достроен только спустя четыре года.

Вокзал Махачкалы

Железная дорога, появившаяся в Махачкале в 1894 году, позволила городу стать важным транспортным узлом, крупнейшим среди Северного Кавказа. Вокзальный комплекс 1974 года выполнен в стиле советского модернизма.

Златоуст — один из ключевых железнодорожных узлов страны

Рельсовый путь через Златоуст должен был соединить центральную часть России с Сибирью и Дальним Востоком, поэтому имел стратегическое значение.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!