GPS: 57.441726 , 42.144659
Станция Кинешма находится на Северной железной дороге, это конечная станция транспортного узла. Во второй половине XIX века возникла необходимость установить железнодорожное сообщение между тремя текстильными регионами России: Шуйским и Иваново-Вознесенским районами, находившимися во Владимирской губернии, и Кинешемским, входившим в Костромскую губернию. Для этого была построена частная Шуйско-Ивановская железная дорога, финансируемая местными предпринимателями.
В 1867–1868 годах была проложена линия от станции Новки Московско-Нижегородской железной дороги до Шуйки и Иваново-Вознесенска, что вскоре вызвало необходимость продолжения этой линии до Волги. Рассматривались различные проекты, включая соединение Иваново-Вознесенска с Костромой, Плёсом, Юрьевцем и Кинешмой. Проект соединения с Кинешмой был выбран из-за прохождения через промышленный район. По этому проекту железная дорога проходила мимо Вичуги — важного центра текстильного производства, и ряда сёл, население которых занималось отхожими промыслами. Особенно активно поддерживал эту идею А. П. Коновалов, один из крупных фабрикантов Вичуги.
Железнодорожная ветка Иваново-Вознесенск — Кинешма была построена в 1869–1871 годах и стоила более 3,5 миллиона рублей. Открытие движения по новой линии состоялось 5 (17) февраля 1871 года.
В 1895 году Шуйско-Ивановская железная дорога была включена в состав Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, ставшей в 1900 году государственной, а затем в 1907 году вошла в состав Северной железной дороги.
На привокзальной площади Кинешмы, расположенной на улице имени Островского, находятся два вокзала — исторический и современный. Исторический вокзал был построен в 1871 году. Он представляет собой двухэтажное симметричное здание с двумя высокими двускатными крышами и кирпичным декором. Первый этаж включал три больших зала, центральный из которых служил багажным, а по бокам находились залы ожидания для пассажиров разных классов. В пристройках к торцам здания располагались буфет, кабинет начальника станции и контора службы движения. Второй этаж был отведён под квартиры для начальника станции и начальника службы движения. С 2009 года это здание используется как автовокзал.
Современное здание вокзала было построено в 1991 году в связи с открытием санатория в селе Решма неподалёку от Кинешмы. Он был предназначен для отдыха и лечения партийных и государственных работников, деятелей культуры и космонавтов, вернувшихся из полётов. Главное украшение нового вокзала — высокие полукруглые арочные окна. Современное здание площадью 3386 квадратных метров включает в себя здание ожидания, служебные помещения, депутатский зал, столовую, кафе, комнаты длительного отдыха, сауну и автостоянку в цокольном этаже.
В советский период были планы по соединению тупиковых станций Кинешмы и Заволжска железнодорожной линией через авто-железнодорожный мост через Волгу. Его строительство началось в 1986 году, однако мост был завершён только в 2003 году и стал использоваться только для автомобильного движения. В результате связь между этими двумя станциями в полном объёме так и не была установлена.