Историческая справка о городской железнодорожной станции

Время прочтения: мин.

ул. Прохорова

GPS: 55.066389 , 32.651746

Появление железной дороги полностью изменило уклад жизни небольшого поселения, которым на тот момент было Ярцево. Железнодорожные пути, прошедшие через Смоленскую губернию в 1868 году, связали порты Балтики с центральными регионами Российской империи.

История города Ярцево представляет собой яркий пример того, как стремительно может измениться жизнь небольшого поселения, состоящего всего из нескольких домов, когда оно связано с железной дорогой. Это превращение началось с Риго-Орловской (Рижско-Орловской) железной дороги, которая прошла через Смоленскую губернию в 1868 году, соединяя Рославль, Смоленск и Рудню. Дорога создала транспортный коридор между портами на Балтике и центральными регионами Российской империи.



Вскоре возникла необходимость в строительстве новой железнодорожной ветки, которая бы соединяла Москву с Европой через Брест. Проект дороги был разделён на два этапа: в 1870 году открыли движение от Москвы до Смоленска, включая станцию Ярцево, а в 1871 году — от Смоленска до Бреста. Именно 20 сентября 1870 года через станцию Ярцево прошёл первый поезд, что символически стало днём рождения станции. Это событие спровоцировало трансформацию деревни Ярцóво Духовщинского уезда в важный промышленный центр.

Появление железной дороги привлекло крупные инвестиции и капитал в этот регион. Одним из примеров успешного предпринимательства на ярцевской земле стал купец А. И. Хлудов, прибывший в Ярцево именно по железной дороге. Для обслуживания железнодорожной инфраструктуры потребовалось строительство паровозного депо, что способствовало росту целого посёлка железнодорожных рабочих. Вокруг станции стали возникать два кирпичных завода, несколько кузниц, мыловаренный завод. Вскоре в Ярцево пришли электричество и телеграф, способствуя дальнейшему развитию поселения.



Первоначально вокзал в Ярцево был деревянным, однако он был уничтожен пожаром в постреволюционное время. Новое кирпичное здание вокзала, построенное до войны, сильно пострадало во время боевых действий и было практически разрушено. Полное восстановление вокзала заняло длительное время, но современное здание вокзала, как и раньше, находится в западной части города, недалеко от шоссе Москва — Минск. Рядом со станцией расположена остановка общественного транспорта «Вокзал».

Станция Ярцево является частью Московской железной дороги. Последний капитальный ремонт здания вокзала, включая обновление интерьера, фасада и прилегающей территории, был проведён летом 2021 года. В результате этих работ были созданы современные удобства для пассажиров. Станция Ярцево обслуживает все поезда «Ласточка», которые курсируют по маршруту Москва — Смоленск и обратно, а также пригородные электрички «Смоленск — Вязьма — Смоленск» и поезда дальнего следования Санкт-Петербург — Смоленск и обратно.





На здании вокзала установлены две мемориальные доски, посвящённые событиям Великой Отечественной войны. Одна из них указывает на присвоение наименования «ярцевских» воинским соединениям и частям, которые участвовали в освобождении города. Вторая доска посвящена Тульскому коммунистическому добровольческому полку, который сражался на защите смоленской земли в июле — сентябре 1941 года и удерживал рубеж на железнодорожном вокзале, задержав на более чем два месяца танковые части вермахта, рвавшиеся к Москве.

Связь Ярцева с железной дорогой сыграла ключевую роль в его развитии. Станция стала важным транспортным узлом и значительным промышленным центром, привлекая инвестиции и способствуя развитию местной экономики. Железная дорога не только изменила экономический ландшафт региона, но и сыграла важную роль в его военной истории. Мемориальные доски на здании вокзала напоминают о героизме тех, кто сражался и защищал эту землю во время Великой Отечественной войны. Эти события навсегда останутся в памяти горожан и будут передаваться из поколения в поколение как свидетельство стойкости и мужества жителей Ярцева.



Похожие места

Южный и Северный вокзалы Калининграда

Железную дорогу к Кенигсбергу подвел прусский король в середине XIX века. Через полстолетия открыли пять вокзалов, первый — Южный. Здание выполнено из темно-красного кирпича в стиле конструктивизма.

Городская железнодорожная станция

В начале ХХ в. была открыта Алапаевско - Скандинская ветка Уральской железной дороги. Сегодня в городе Алапаевск находится узловая станция Свердловской железной дороги, а из Екатеринбурга сюда ходит пригородный поезд «Императорский маршрут».

Вокзал Серпухова

Железная дорога появилась в Серпухове в 1866 году, благодаря чему город стал быстро развиваться. Первый вокзал в стиле эклектики возвели в 1886 году, он дожил до наших дней и признан архитектурным памятником.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!