Железная дорога, которая появилась благодаря открытию нефтяных месторождений

Время прочтения: мин.

Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, улица Вокзальная, дом 21Г

GPS: 53.632634 , 55.951163

В первой половине XX века в Стерлитамаке построили железную дорогу. Она стала необходима для транспортировки нефти.

История

В 1932 году московский ученый-геолог Алексей Александрович Блохин, выполняя с группой рабочих геологоразведочное задание, в ходе испытательного бурения обнаружил значительное месторождение нефти в районе деревни Ишимбаево в Башкирской АССР.



Алексей Александрович Блохин

Поскольку в промышленных объемах нефть с месторождения можно было вывозить только по железной дорогое, это сделало актуальным срочное строительство железнодорожной ветки от нефтепромысла Ишимбаево до крупной узловой станции Дема. С нее нефтеналивные составы могли отправляться по всей стране. В связи со строительством этой железной дороги в Стерлитамаке впервые появилась станция и паровозное депо.

Строительство железной дороги Уфа - Стерлитамак. 1934 г.

Здание железнодорожной станции было возведено из дерева к середине 1934-го. Это был типовой проект павильонного типа. Из станционного здания имелся выход на деревянный же перрон первого пути. Более примечательной была кирпичная водокачка. Она находилась недалеко от железнодорожной станции.

12 сентября 1934 года впервые в истории Стерлитамака на станцию, еще официально не открытую, прибыл паровоз. Посмотреть на него пришло значительное число горожан. А 30 сентября на вокзале Стерлитамака состоялся митинг по случаю введения в эксплуатацию железнодорожной ветки Уфа — Дема — Ишимбаево. Для участия в торжественном мероприятии в Стерлитамак из Уфы прибыл литерный состав с членами партийно-правительственной делегации БАССР и Наркомата тяжелой промышленности СССР.



Прибытие первого поезда в Стерлитамак. 1934 г.

Митинг по случаю введения в эксплуатацию ж/д ветки Уфа -Дема - Ишимбаево. 1934 г.

В декабре 1934-го началось постоянное грузовое движение из Уфы в Ишимбаево, путь проходил через Стерлитамак. 20 декабря 1934 года через станцию Стерлитамак проследовал первый состав с хлебом. 10 марта 1936-го состоялось еще одно историческое событие. В железнодорожное депо Стерлитамака на технический, промывочный ремонт встал первый паровоз серии «О-в». Машинисты этот паровоз за его надежность и простоту в эксплуатации прозвали «овечкой». 28 октября 1936 года произошло еще одно историческое для Стерлитамака событие, о котором написали все местные газеты: в город пришло пассажирское железнодорожное сообщение — из Уфы.

Паровоз серии «О-в»

В период Великой Отечественной войны станция Стерлитамак стала важным транспортным объектом. Ни на минуту нельзя было допустить остановки движения составов, перевозивших разнообразные грузы, в том числе войска и вооружение. На особом контроле были составы с промышленным оборудованием оборонных заводов, эвакуируемых в глубокий тыл. В условиях, когда из 180 работников депо Стерлитамака многие ушли на фронт, их место заняли старики и подростки, которые работали на пределе физических возможностей. 

В 1950–1980-е, когда Башкирия стала «вторым Баку», происходила модернизация стерлитамакского железнодорожного куста. В начале 1950-х значительно обновился парк городского железнодорожного депо. Появились мощные паровозы, развивающие скорость до 80 километров в час. Они стали применяться на новой 172-километровой ветке Стерлитамак — Кумертау — Тюльган.



Вокзал в Стерлитамаке. 1960-е гг.

В декабре 1960 года в Стерлитамаке вместо старого деревянного было открыто новое каменное двухэтажное здание железнодорожного вокзала. С учетом возросшего пассажиропотока и для обеспечения удобства пассажиров в помещении вокзала появились кассы, залы ожидания, камера хранения, а также другие службы. На станции Стерлитамак пассажирские поезда дальнего следования преимущественно останавливались ненадолго. Система прицепных вагонов, формируемых в Стерлитамаке, была сезонной.

В 1964-м в депо Стерлитамака поступили первые тепловозы, которые заменили паровозы, отслужившие свой век. В 1965 году на местной станции появилась также погрузочная площадка.

В 1990-е наблюдался некоторый спад производственной активности в работе как железнодорожного вокзала, так и депо Стерлитамака. В начале 2000-х ситуация кардинально изменилась. Около 600 работников ныне трудятся в депо. После реконструкции железнодорожного вокзала в 2022 году был запущен обновленный грузовой терминал. Он способен обрабатывать контейнеры, тяжеловесные, строительные и тарно-штучные грузы.



Вокзал в Стерлитамаке. Наше время

На территории депо установлен паровоз-памятник, имеется музей, пополняемый новыми экспонатами. В конце июля 2023 года на железнодорожный вокзал Стерлитамака прибыл «Поезд Победы». Горожане и гости города смогли посетить передвижную выставку, посвященную событиям Великой Отечественной войны.

Передвижная выставка-музей «Поезд Победы»

Перед железнодорожным вокзалом появилась скульптура «Путешественница» в модном стиле отображения в бронзе «духа человека».



Скульптура «Путешественница»

Она изображает современницу XXI века, идущую в туфлях на высоких каблуках к вокзалу, везя чемодан на колесиках и одновременно держа на руках собачку.




Похожие места

Историческая справка о железнодорожной станции Раненбург

Здание железнодорожного вокзала станции Раненбург находится в Чаплыгине. Название станции сохранилось с XIX века, несмотря на переименование самого города в 1948 году.

Историческая справка о железнодорожной станции «Грязи-Воронежские»

Эпоха «великих реформ» Александра II превратила Грязи в крупный транспортный узел государственного значения. Сегодня поезда из Грязей идут в разные концы России, а станция стала одним из градообразующих предприятий.

Сургутская ГРЭС-2 ПАО «Юнипро»

Одна из самых эффективных тепловых электростанций в мире. Сургутская станция стала мировым рекордсменом по мощности и позволила ликвидировать энергодефицит в Тюменской области.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!