Федоскинская лаковая миниатюра — традиционное народное ремесло по масляной росписи изделий из папье-маше. Промысел начался благодаря купцу Петру Ивановичу Коробову, который после поездки по Европе, где он увидел работу фабрики И. Штобвассера в Брауншвейге, привёз несколько мастеров в Россию.
Федоскинская фабрика
В 1795 году в селе Данилково под Москвой он организовал производство табакерок, шкатулок и прочих предметов из папье-маше, украшенных миниатюрными росписями. В 1819 году предприятие было перенесено в село Федоскино (сегодня — часть городского округа Мытищи), где его деятельность продолжила дочь — Екатерина Коробова — и её муж Пётр Ликутин.
Изделия, производимые на Федоскинской фабрике, быстро завоевали популярность как в России, так и за её пределами и неоднократно удостаивались золотых медалей на различных промышленных и художественных выставках. В 1828 году Пётр Ликутин был удостоен звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества» и получил право ставить на продукцию клеймо с изображением двуглавого орла.
Однако к началу XX века интерес к федоскинской миниатюре снизился, и в 1904 году фабрика была закрыта. В 1910 году несколько мастеров при финансовой поддержке предпринимателя и мецената Саввы Тимофеевича Морозова организовали трудовую артель. В 1920-е годы наблюдается возрождение интереса к этому ремеслу, которое достигло своего пика в 1960-х годах, когда артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи, существующую и по сей день.
С. Т. Морозов
Процесс изготовления изделий из папье-маше и их роспись — это сложная и многослойная процедура, занимающая от 30 до 40 дней. Начинается всё с создания заготовок из нескольких слоёв картона, пропитанных клейстером, которые затем прессуются и сушатся. Из них собирается конечный продукт — шкатулка, коробочка или другой предмет. Затем изделие проходит три этапа грунтования и покрывается тремя слоями лака, каждый из которых требует сушки и шлифовки.
Федоскинский мастер за работой в мастерской
В росписи используются две основные техники: письмо по-плотному и письмо по-сквозному. При письме по-плотному на изделие наносят слой свинцовых белил, тогда как при письме по-сквозному используют металлический порошок или сусальное золото, что создаёт эффект свечения. Контур рисунка переводится на поверхность с помощью кальки, и затем масляные краски наносятся в четыре этапа: замалёвка (создание наброска), перемалёвка (доработка деталей), лессировка (нанесение прозрачных красок) и бликовка (добавление светлых бликов).
Процесс росписи
Федоскинские мастера используют в своих росписях разнообразные сюжеты, включая сцены из народной жизни и сказок, изображения русской природы и исторических событий, а также копии картин русских и европейских художников. В росписи могут также встречаться золотые растительные орнаменты, узоры в виде клеток («шотландка»), украшения из кусочков фольги («скань»), а также имитация малахита, черепаховой кости, бересты или красного дерева. Готовые изделия покрываются лаком для придания им блеска и защиты.
Федоскинская лаковая миниатюра