Армянская церковь

Время прочтения: мин.

г .Махачкала, ул. Дахадаева, д. 12

GPS: 42.983001 , 47.508464

Армянская церковь появилась в городе не позднее первой половины 1870-х годов. В течение долгих лет она служила центром духовной жизни армянских жителей города. Однако сейчас в здании расположен торговый центр

Историческая справка

Среди многочисленных местных народов, в разные эпохи проживавших в историческом Дагестане, было немало армян. Историки говорят, что армяне впервые появились на дагестанской земле еще в IV–V столетиях. К примеру, сохранившаяся в селении Нюгди церковь датируется IV веком. По преданию, она была построена в III столетии на том самом месте, где принял мученическую смерть от рук язычников первый армянский епископ Кавказской Албании Григорис, миссионер и просветитель.


Армяне, по всей видимости, были первыми христианами, пришедшими в Дербент. Подтверждением тому служит древняя армянская церковь, впоследствии превращенная в мечеть. По некоторым данным, в Дербенте находился и армянский патриарший престол.

В XVIII–XIX веках большие армянские общины мигрировали в Дагестан из Ирана и Османской империи. Этот южный край стал надежным убежищем и для армян, бежавших от ужасов турецкого геноцида в 1915 году. Сегодня в республике проживает немало выходцев из Нагорного Карабаха.


Два армянина. Вторая половина XIX в. Д.И. Ермаков

Армянская община в Порт-Петровске формировалась практически параллельно со становлением города. К началу 1880-х в городе проживало не более 40 армянских семей. Они занимались по преимуществу торговлей и садоводством. Помимо них, в город приезжало много сезонных рабочих-армян. Все они испытывали потребность в собственном духовном центре.


Армяне Ирана. Конец XIX в. Автор фото – Ф. Ордэн

Собрав пожертвования, армянская община построила церковь. Точную дату ее сооружения установить не удалось. Известно только, что это могло происходить не позднее первой половины 1870-х. До 1877 года у армян Порт-Петровска не было своего священника, и они обращались к астраханскому епархиальному епископу Матевосу с просьбой назначить пастыря для ведения богослужения. Общине приходилось приглашать священников из Темир-Хан-Шуры, Еревана, Моздока и других городов.


Армянская церковь в районе нынешнего Родопского бульвара

Церковь Петрос-Погос (святых Петра и Павла), возведенная из местных пород камня, в течение долгих лет служила центром духовной жизни армянских жителей города. В разгар развязанной в СССР атеистической кампании она разделила участь многих церквей, мечетей, синагог. В 1930-м церковь закрыли, передав ее здание в распоряжение городских властей. С тех пор в нем функционирует торговый центр. Сегодня его работники даже не подозревают, что торгуют в бывшем храме.



Похожие места

Храм Святых Бессребреников Космы и Дамиана

В селе Орловка, которое давно вошло в черту города и связывает сейчас Старый и Новый город, в конце XVIII века работала церковь, освященная в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Сейчас это самое старое сооружение города.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (поморская)

История церкви Рождества Пресвятой Богородицы берет начало с молитвенного дома, построенного старообрядцами в 1884 году. Когда запреты были сняты, церковь преобразили, но дальше в историю вступила революция.

Церковь апостолов Петра и Павла. Храм-феникс

Петропавловская церковь долгое время была организующим центром планировки восточной части Верхнего посада. Не единожды за свою историю она сгорала дотла и вновь возрождалась из пепла, словно мифическая птица феникс.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!