Акционерное общество «Окская судоверфь» — завод с вековой историей

Время прочтения: мин.

Нижегородская обл, г. Навашино, улица Проезжая, дом 4/14

GPS: 55.539324 , 42.185613

В начале прошлого века Мордовщиковская судоверфь стала ведущим предприятием по строительству речных барж. С этой же верфи в 1954 г. вышел новаторский танкер смешанного типа море-река «Олег Кошевой». Современное имя “Окская судоверфь” завод обрёл недавно.

История

Окская судоверфь, основанная в 1907 году, — одно из крупнейших судостроительных предприятий Нижегородской области.

В начале XX века Коломенский машиностроительный завод получил крупный заказ на строительство нефтеналивных барж. В связи с этим неподалеку от города Кулебаки решили построить судостроительное предприятие — Мордовщиковскую судоверфь, получившую свое название от расположенной неподалеку деревни. 

В первые же годы работы судоверфь сдала заказчикам баржи «Екатерина Великая», «Ярославна» и «Ольга Премудрая». Уже к 1912 году завод стал главным поставщиком речных барж в Поволжье и сохранял эти позиции до 1930-х годов. Кроме того, тут производили железнодорожные цистерны, пассажирские теплоходы, буксиры и шхуны. Революция 1917 года стала тяжелым временем для верфи: из-за забастовок рабочих строительство судов неоднократно приостанавливалось.


Баржа «Екатерина Великая»

В первые годы советской власти было принято решение возобновить строительство речных судов, и к 1940 году завод изготовил 125 барж и 14 самоходных судов. Самый лучший результат был показан в 1931 году, когда на воду спустили нефтеналивные баржи общей грузоподъемностью 12 тысяч тонн. А в 1935 году произошло важное событие в жизни завода: было построено первое в мире цельносварное баржевое судно «Комсомолка Судоплатова».


Баржа «Молога» на Мордовщиковской судоверфи. 1928 г.

Нефтеналивная баржа «Комсомолка Судоплатова»

В годы Великой Отечественной войны Мордовщиковский судостроительный завод изготавливал для фронта оборонную продукцию: бронированные огневые точки, защищенные башни для катеров, детали для реактивных снарядов, понтонные переправы. После войны возобновилось строительство речных и морских судов. В 1954 году здесь построили первое в СССР судно смешанного плавания, способное ходить как по рекам, так и в море — танкер «Олег Кошевой». Вскоре завод прекратил выпуск барж и стал специализироваться на строительстве танкеров и сухогрузов.

Танкер «Олег Кошевой»

С основанием города Навашино в 1958 году предприятие переименовали в Навашинский судостроительный завод, а в 1966 году он получил название «Ока». В 1982 году завод «Ока» наградили орденом Трудового Красного Знамени. В конце XX века предприятие разделили на два завода: Окскую судоверфь и Навашинский машиностроительный завод (впоследствии закрытый). С 2010-х годов по настоящее время АО «Окская судоверфь» занимается строительством судов, катеров, танкеров, барж и понтонных парков, которые используются в бассейнах рек от Балтийского до Каспийского моря.


Орден Трудового Красного Знамени

Окская судоверфь


Похожие места

Дулёвский фарфоровый завод. Самый крупный в России

Дулевский фарфоровый завод основан в первой половине XIX века гжельским старообрядцем Терентием Кузнецовым. При нем была создана целая фарфоровая империя, которую национализировали после революции.

Бердский электромеханический завод — одно из крупнейших производственных предприятий города

Бердский электромеханический завод связан с ракетостроением и освоением космоса, выполнял задачу производства приборов для управления ракетными комплексами. Сегодня главным направлением на заводе является выпуск деталей и узлов для авиации.

Свято-Успенский женский монастырь

Монастырь был возведен в 1872 году и славился изделиями, изготовленными местными послушницами. В XX веке все постройки были уничтожены, но сегодня восстановленный монастырь снова оснащен мастерскими и приютом.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!