Историческая справка о городской железнодорожной станции

Время прочтения: мин.

Республика Татарстан, г. Бугульма, ул. Клубная, 9а

GPS: 54.521585 , 52.809350

Бугульма, расположенная на пересечении речных и сухопутных торговых и транспортных путей, сохранила своё значение благодаря успешной адаптации к изменяющимся условиям. В первую очередь, это касается введения железнодорожного сообщения в начале XX века. Открытие Волго-Бугульминской железной дороги в 1911 году стало важным событием, обеспечившим городу экономический рост и развитие.

Географически Бугульма выгодно расположена на Бугульминско-Белебеевской возвышенности на берегах реки. В прежние времена значительную часть товаров транспортировали по речным путям. То же касалось и пассажирских перевозок. Кроме того, город находился на пересечении исторически сложившихся дорожных трактов, ведущих из Казани в Оренбург и из Симбирска в Уфу, что были крупнейшими городскими центрами региона. Однако развитие железнодорожного сообщения угрожало Бугульме потерей всех преимуществ её выгодного расположения: предприимчивые люди быстро осознали превосходство железнодорожных перевозок над традиционными способами перемещения. Согласно проекту строительства железной дороги между Симбирском и Уфой, она должна была пройти на значительном расстоянии от Бугульмы, что грозило в будущем превратить город в провинциальное место, не интересное для купцов и промышленников.


Городские власти и состоятельные горожане приложили все усилия, чтобы изменить первоначальный проект и обеспечить Бугульме перспективное будущее. Особая заслуга в этом принадлежит председателю Бугульминской управы статскому советнику Петру Петровичу Дмитриеву. Проект был изменён, и строительство железной дороги разбили на два этапа: Мелекесс — Бугульма и Бугульма — Чишмы. Для сбора средств на постройку железной дороги в 1907 году было образовано акционерное общество «Волго-Бугульминская железная дорога». Участок от Мелекеса до Бугульмы протяжённостью 255 вёрст построили в кратчайшие сроки, и 28 августа 1911 года состоялось его торжественное открытие: жители Бугульмы встречали первый поезд со станции Мелекесс. Участок от Бугульмы до Чишмы, где произошло соединение Волго-Бугульминской и Самаро-Златоустовской дорог, был полностью готов к 1914 году. Логичным завершением столь масштабных работ стало соединение Волго-Бугульминской дороги с Московско-Казанской, что стало возможным в 1916 году после открытия Императорского моста через Волгу.




В настоящее время Волго-Бугульминская дорога входит в состав Куйбышевской железной дороги. Появление железной дороги дало новый импульс развитию Бугульмы и изменило городской ландшафт: начался строительный бум, открывались предприятия, появлялись новые улицы и дома. В 1912 году было построено двухэтажное здание вокзала, реконструированное в 2005 году. Тогда же, в начале XX века, было основано одно из старейших бугульминских предприятий — локомотивное депо, на котором уже к 1917 году трудилось более 250 человек. За столетнюю историю в Бугульме сформировались целые семейные династии, связанные с железной дорогой.



В 2014 году усилиями инициативной группы был открыт Музей локомотивного депо. В 2011 году Бугульма торжественно отметила 100-летний юбилей открытия железнодорожного движения: горожане считают это одним из важнейших событий в истории города. В честь этой памятной даты на Привокзальной площади был установлен памятник — паровоз «Л-9669».


Таким образом, железнодорожное сообщение стало важной частью инфраструктуры Бугульмы, способствующей её экономическому и социальному развитию.

Похожие места

Историческая справка о железнодорожной станции Котельнич-1

Котельнич стал важным транспортным узлом в начале XX века с приходом железной дороги, соединяющей Санкт-Петербург, Вологду и Вятку. Станция Котельнич-1, построенная в 1905 году и реконструированная в 2005 году, продолжает оставаться ключевой на Горьковской железной дороге и Транссибирской магистрали.

Историческая справка о городской железнодорожной станции

Строительство железной дороги через Шадринск откладывали много раз. Город ждал ветку Синарская — Шадринск 21 год. Первые поезда проехали через Шадринск только в 1913 году.

Железная дорога на службе промышленности

Первый поезд пришел в Лысьву в 1899 году, но до 1916 года железнодорожная ветка была тупиковой. В городе сохранился первый деревянный вокзал в стиле модерна: одноэтажное здание украшено резным декором.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!