Железнодорожная станция Пушкино, оживившая эти места

Время прочтения: мин.

Московская обл, г. Пушкино, улица Вокзальная, дом 3А

GPS: 56.011731 , 37.839554

Железнодорожная станция связала Москву и село Пушкино в 1862 году. Вскоре здесь возник посёлок для дачников - "летняя культурная столица", а затем город. Кирпичное здание вокзала с арочными окнами сохранило первозданную асимметричную форму.

История

Построенная в 1860–1862 годах Московско-Троицкая железная дорога, соединившая Москву с Сергиевым Посадом, была первой в России частной железной дорогой и первой, созданной без привлечения иностранного капитала.


Железнодорожная станция Сергиево в Сергиевом Посаде. 1862 г.

Ее строительство осуществлялось на средства Общества Московско-Троицкой железной дороги, главным акционером которого был предприниматель Иван Федорович Мамонтов. После его смерти в 1869-м дело отца продолжил предприниматель и меценат Савва Иванович Мамонтов. В 1868–1870 годах железная дорога была продолжена до Ярославля, к 1898-му — доведена до Архангельска. В 1900 году она стала государственной.

Железнодорожная станция Пушкино. 1864-1865 гг. Автор фото - М. Б. Тулинов

Станция Пушкино, названная по находящемуся неподалеку селу, начала свою работу 8 августа 1862 года как одна из четырех промежуточных станций Московско-Троицкой железной дороги — наряду с Мытищами, Талицами (ныне Софрино) и Хотьковом. Она расположилась в 30 километрах от Ярославского вокзала. В последующие годы появились и другие остановочные пункты: например, в переделах современных границ города Пушкино — Мамонтовская (1897), Клязьма (1898) и Заветы Ильича (1935).

Железнодорожная станция Талицы. 1890-1900 гг.

Железнодорожная станция Хотьково. 1901-1917 гг.

Удобное железнодорожное сообщение с Москвой стало предпосылкой к возникновению в 1867 году близ станции Пушкино дачного поселка.

К открытию Московско-Троицкой железной дороги в Москве, Сергиевом Посаде и на промежуточных станциях были построены деревянные вокзалы по единому проекту. Впоследствии все они были заменены каменными.

Железнодорожная станция Пушкино. 1960-1969 гг.

Ныне существующий кирпичный вокзал станции Пушкино был возведен к 1897 году в псевдорусском стиле, предположительно, по проекту архитектора Льва Николаевича Кекушева.

Здание состоит из двух частей — одноэтажной и двухэтажной, каждая из которых украшена фронтоном и выложенным из кирпича декором. В первые годы существования вокзал не красился. В советский период он был окрашен в зеленый и белый, с 2008 года по настоящее время — в серый и синий цвета, фирменные для Ярославского направления. На стенах вокзала можно увидеть две мемориальные доски. Первая гласит: «Здесь в гор. Пушкино в суровые годы Великой Отечественной войны в окт. 1943 г. была сформирована 43-я бригада железнодорожных войск и направлена на Волховский и Ленинградский фронты». На второй можно прочитать: «Маяковский Владимир Владимирович великий поэт ХХ века в 1919–1930 годах неоднократно приезжал на станцию Пушкино».


Лев Николаевич Кекушев

Железнодорожная станция Пушкино. 1897 г.

Архитектурной доминантой привокзальной площади и одним из символов города Пушкино стала водонапорная башня, построенная в 1903 году. Это восьмигранное в плане кирпичное сооружение высотой около 20 метров, с двумя рядами окон (нижний ряд — узкие арочные окна, верхний — круглые) и сдержанным декором. В находящемся близ нее сквере сохранилось небольшое водоподъемное здание кубической формы, составляющее с башней единый комплекс.


Водонапорная башня. 1989 г. Автор фото - С. Иванов

В 1930 году линия до станции Пушкино была электрифицирована.

На станции действуют три платформы — одна боковая и две островных. До 1980-х движение поездов осуществлялось по двум путям, в 1987 году появился третий путь, в 2020-м — четвертый.

Пятый Московский центральный диаметр (МЦД-5) пройдет от станции Пушкино до станции Домодедово, соединив Ярославское и Павелецкое направления.



Похожие места

Железная дорога, которая появилась благодаря открытию нефтяных месторождений

В первой половине XX века в Стерлитамаке построили железную дорогу. Она стала необходима для транспортировки нефти.

Историческая справка о городской железнодорожной станции Медвежья Гора

Станция сыграла большую роль при организации грузоперевозок через Кольский залив и строительстве Беломорско-Балтийского канала.

Историческая справка о городском железнодорожном вокзале

Узловая станция Орловско-Курского региона Московской железной дороги. Здание городского вокзала построено в 1950-х годах в стиле советского монументализма.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!