Звонница Успенского собора

Время прочтения: мин.

г. Ростов, пл. Соборная

GPS: 57.185668 , 39.415576

Звонница Успенского собора была построена около 1682 года. Уникальный колокол, установленный в честь отца митрополита Иона Сысоевича, до сих пор звучит в мажорной тональности.

История

Большая звонница, построенная около 1682 года, не входит в ансамбль Митрополичьего двора, поскольку поставлена вне его стен — она стоит на Соборной площади рядом с главным городским Успенским собором. Ее возведение стало завершающим аккордом строительства Ростовского кремля.

Колокола звонницы Успенкого собора в Ростове Великом

Колокол Сысой

Звонница представляла собой совершенно законченное архитектурное сооружение — стройное, симметричное, в четыре яруса. На нижнем ярусе была устроена церковь Входа в Иерусалим.

Колокола звонницы Успенкого собора в Ростове Великом

Неожиданно для всех в 1687 году митрополит Иона Сысоевич дал указание отлить для звонницы новый колокол, в два раза тяжелее самого тяжелого, Полиелейного, чей вес составлял две тысячи пудов — это 32 760 килограммов.

Звонница Успенского собора

Это произошло за два года до смерти митрополита, было ему тогда около 80 лет. К концу жизни Иона Сысоевич захотел увековечить память о своем отце, скромном священнике с погоста под Ростовом — новый колокол назвали Сысоем.

Ради одного этого колокола пришлось специально пристраивать к звоннице дополнительную башню. Учитывая абсолютно завершенную в инженерном и эстетическом отношении колокольню, задача для нового зодчего ставилась почти невыполнимая. Было необходимо присоединить к прежней гармоничной части новый огромный объем. Эта архитектурная задача была решена блестяще. Фасад пристроенной башни был как бы влит в фасад старой звонницы, так что теперь трудно предположить, что они строились в разное время. Симметрия была нарушена, но появилась живописность.

Новый колокол был замечателен не только своими размерами, но и чудесным звучанием. Аккорд имевшихся колоколов звонницы был минорным, печальным, и именно это перестало устраивать Иону Сысоевича. Перед литейщиком колоколов поставили задачу не менее трудную, чем перед зодчим: перевести существующий большой лад в мажорную тональность. С этой задачей мастер Флор Терентьев справился блистательно — тон колокола менее чем на треть процента отклоняется от частоты, которую требования натурального строя диктуют для достижения до-мажорного трезвучия.

Звон ростовских колоколов разносится на 18–20 километров. Колокол, названный в честь отца и звучавший в радостной, мажорной тональности, словно подводил итог жизни и деятельности митрополита Ионы и как будто показывал, что ему не стыдно перед отцом и что сделанное им — хорошо.



Похожие места

Петропавловский собор

Храм в стиле барокко освятили в 1774 году. В 1923 году собор был передан «обновленцам» — сторонникам сближения церкви с советской властью. Но в 1935 году собор и кладбище при нем были полностью разрушены.

Богоявленский собор

Богоявленский собор в Ишиме, первый каменный храм Приишимья, стал важным архитектурным и духовным символом города. Построен в 1775–1814 годах в стиле «сибирского барокко» с элементами классицизма. В 1930 году был закрыт. Восстановлен и передан верующим в 1992 году, получив в 2007 году статус ставропигиального храма.

Успенский собор. Главный храм Рязанщины

Успенский собор — главный символ Рязани, видимый за десятки километров. Его заложили в 1684 году в сердце Рязанского кремля, а достроили к 1702 году. Трехъярусный храм построен в стиле нарышкинского барокко.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!