Звонница Успенского собора

Время прочтения: мин.

г. Ростов, пл. Соборная

GPS: 57.185668 , 39.415576

Звонница Успенского собора была построена около 1682 года. Уникальный колокол, установленный в честь отца митрополита Иона Сысоевича, до сих пор звучит в мажорной тональности.

История

Большая звонница, построенная около 1682 года, не входит в ансамбль Митрополичьего двора, поскольку поставлена вне его стен — она стоит на Соборной площади рядом с главным городским Успенским собором. Ее возведение стало завершающим аккордом строительства Ростовского кремля.

Колокола звонницы Успенкого собора в Ростове Великом

Колокол Сысой

Звонница представляла собой совершенно законченное архитектурное сооружение — стройное, симметричное, в четыре яруса. На нижнем ярусе была устроена церковь Входа в Иерусалим.

Колокола звонницы Успенкого собора в Ростове Великом

Неожиданно для всех в 1687 году митрополит Иона Сысоевич дал указание отлить для звонницы новый колокол, в два раза тяжелее самого тяжелого, Полиелейного, чей вес составлял две тысячи пудов — это 32 760 килограммов.

Колокол «Сысой» звонницы Успенкого собора в Ростове Великом

Это произошло за два года до смерти митрополита, было ему тогда около 80 лет. К концу жизни Иона Сысоевич захотел увековечить память о своем отце, скромном священнике с погоста под Ростовом — новый колокол назвали Сысоем.

Звонница Успенкого собора в Ростове Великом. Автор фото – pavel157

Ради одного этого колокола пришлось специально пристраивать к звоннице дополнительную башню. Учитывая абсолютно завершенную в инженерном и эстетическом отношении колокольню, задача для нового зодчего ставилась почти невыполнимая. Было необходимо присоединить к прежней гармоничной части новый огромный объем. Эта архитектурная задача была решена блестяще. Фасад пристроенной башни был как бы влит в фасад старой звонницы, так что теперь трудно предположить, что они строились в разное время. Симметрия была нарушена, но появилась живописность.

Мажорное звучание

Новый колокол был замечателен не только своими размерами, но и чудесным звучанием. Аккорд имевшихся колоколов звонницы был минорным, печальным, и именно это перестало устраивать Иону Сысоевича. Перед литейщиком колоколов поставили задачу не менее трудную, чем перед зодчим: перевести существующий большой лад в мажорную тональность. С этой задачей мастер Флор Терентьев справился блистательно — тон колокола менее чем на треть процента отклоняется от частоты, которую требования натурального строя диктуют для достижения до-мажорного трезвучия.



Колокола звонницы Успенкого собора в Ростове Великом

Звон ростовских колоколов разносится на 18–20 километров. Колокол, названный в честь отца и звучавший в радостной, мажорной тональности, словно подводил итог жизни и деятельности митрополита Ионы и как будто показывал, что ему не стыдно перед отцом и что сделанное им — хорошо.




Похожие места

Утраченный храм Святого Николая Чудотворца

Храм был построен в начале XX века, разрушен в годы Гражданской войны и затем превращён в культурный центр. Здание, некогда служившее местом богослужений, после пожара в 1993 году заброшено.

Церковь Казанской Иконы Божией Матери. Возвращение к архитектурным традициям допетровской Руси

Храм Казанской Иконы Божией Матери в Кемерове является, по мнению многих специалистов, шедевром современного архитектурного искусства, занимая одно из центральных мест в облике столицы Кузбасса.

Свято-Екатерининский кафедральный собор

История Свято-Екатерининского собора началась осенью 1889 года, когда поезд императора Александра III потерпел страшное крушение недалеко от Харькова. Несмотря на масштабность железнодорожной аварии, члены царской семьи серьезно не пострадали.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!