Вокзал Южно-Сахалинска

Время прочтения: мин.

г. Южно-Сахалинск, ул. Вокзальная, д. 54

GPS: 46.957500 , 142.726040

Железнодорожное строительство на Сахалине началось в 1906-м — с рождением японского города Тоёхара близ русской Владимировки.

Строительство железной дороги

Первая узкоколейная 42-километровая ветка, связавшая Владимировку с постом Корсаковским, была введена в строй уже осенью того же года. В 1911–1914 годах рельсовая магистраль была проложена от Тоёхары до поселков Сакаэхама (ныне — Стародубское) и Каваками (Синегорск), затем по западному побережью острова — до городов Хонто (Невельска), Томариору (Томари), а позднее — и до селения Кусюннай (Ильинского).

Строительство шло непросто. Из-за сложного рельефа местности на 89-километровой линии Тоёхара — Маока (Холмск), построенной в 1921–1928 годах, например, пришлось проложить 15 тоннелей и возвести 35 мостов. В итоге Тоёхара был соединен с западным побережьем, превратившись в важный железнодорожный узел. В 1920-е в городе появился небольшой деревянный вокзал.


Мост на петле Hōshinsen.

1933 г.

Строительство железной дороги вдоль восточного берега Сахалина, от города Отиай (Долинска) до селения Котон (Победино) близ тогдашней государственной границы, продолжалось 17 лет (1927–1944). К середине 1940-х общая протяженность южно-сахалинских железных дорог составляла уже около 800 километров. Японское железнодорожное наследство в виде самой магистрали и ее подвижного состава исправно функционировало в СССР до конца 1960-х.


Железнодорожное агентство г. Тоехара. 1930 г.

Железнодорожная станция Тойохара. 1920—1924 гг.

Железнодорожный вокзал г. Тоёхара. 1935 г.

Привокзальная площадь города Тойохара. 1946—1947 гг.

Железнодорожный вокзал Тойохара. 1925—1927 гг.

Железнодорожный вокзал г. Тоехара. 1925 г.

В 1970-х была проведена модернизация сахалинских дорог, получивших статус отделения Дальневосточной железной магистрали: обновлен вагонный парк, на смену паровозам пришли тепловозы. В 1992 году в память о смене эпох на Привокзальной площади Южно-Сахалинска на вечную стоянку был поставлен японский паровоз.


D51-22 в Южно-Сахалинске

Ввод в эксплуатацию в 1971-м линии Арсентьевка — Ильинский позволил закольцевать железные дороги на юге Сахалина. С открытием в 1973 году паромной переправы Холмск — Ванино сахалинская дорога стала составной частью советской железнодорожной сети, правда, из-за часто сложной ледовой обстановки фактически сезонной.


Здание вокзала Южно-Сахалинска

В 1978-м в центре Южно-Сахалинска был торжественно открыт новый двухэтажный железнодорожный вокзал, построенный на месте старого японского и, в отличие от своего предшественника, оборудованный всем необходимым для комфорта пассажиров. Одновременно была расширена и реконструирована Привокзальная площадь.



В 1979 году, когда рельсы были проложены до Ногликского нефтегазового района, общая протяженность сахалинской дороги намного превысила 2000 километров. Сегодня, преодолев кризисные явления 1990-х, дорога вновь полноценно функционирует, обеспечивая экономическое оживление региона, локомотивом которого выступают нефтегазовые проекты. Завершена продолжавшаяся много лет расшивка узкой японской колеи в 1067 миллиметров до общероссийского стандарта в 1520 миллиметров.


Здание вокзала Южно-Сахалинска

2014 г.

Идея строительства тоннеля на Сахалин выдвигалась еще в XIX веке, но даже до его проектирования тогда дело не дошло. В 1950 году Иосиф Виссарионович Сталин поставил задачу проложить тоннель под Татарским проливом, который связал бы Сахалинскую железную дорогу с материком. Работы начались, но были свернуты сразу после смерти вождя.


Карта местности с обозначением строительных участков из книги М.Кузьминой «Последний вагон на Север».

2001 г.

В планах строительство моста, который соединит Сахалинскую железнодорожную сеть с Байкало-Амурской магистралью в Комсомольске-на-Амуре. По предварительной оценке, стоимость такого транспортного перехода составит порядка 400 миллиардов рублей и будет включать в себя постройку 540 километров железнодорожного полотна.

В стадии обсуждения не менее масштабный проект соединения Сахалина с островом Хоккайдо путем строительства перехода через 43-километровый пролив Лаперуза. Благодаря ему Транссибирская магистраль соединилась бы с железнодорожной сетью Японии, фактически превратив ее в континентальную страну.





Похожие места

Златоуст — один из ключевых железнодорожных узлов страны

Рельсовый путь через Златоуст должен был соединить центральную часть России с Сибирью и Дальним Востоком, поэтому имел стратегическое значение.

Историческая справка о железнодорожной станции и вокзале

В будущей столице Калмыкии железнодорожное сообщение появилось лишь в советскую эпоху. Здание вокзала в Элисте было построено в 1969 году.

Историческая справка о городской железнодорожной станции и вокзале Станция Ногинск

К Ногинску идет железнодорожная ветка от Горьковской железной дороги. Строительство рельсового пути от Москвы до Нижнего Новгорода началось в 1857 году.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!