Вокзал Махачкалы

Время прочтения: мин.

г. Махачкала, ул. Эмирова, д. 10

GPS: 42.987248 , 47.504035

Железная дорога, появившаяся в Махачкале в 1894 году, позволила городу стать важным транспортным узлом, крупнейшим среди Северного Кавказа. Вокзальный комплекс 1974 года выполнен в стиле советского модернизма.

История

Новый вид транспорта пришел в Порт-Петровск в 1894 году. После введения в эксплуатацию в 1875-м Ростово-Владикавказской ветки правительство задумалось об установлении железнодорожного сообщения с Закавказьем.

Вокзал ст. Петровск. 1902 г.

Но прежде, чем идея обрела реальные черты, прошло долгих десять лет. В коридорах верховной власти никак не могли прийти к согласию относительно выбора направления будущей железнодорожной линии. Часть сановников выступала за так называемый перевальный вариант — прокладку железной дороги из Владикавказа в Тифлис сквозь толщу Большого Кавказского хребта. Другие настаивали на менее утопичном прикаспийском направлении.

После длительных дебатов, в апреле 1885 года император Александр III утвердил решение Комитета министров о прокладке железной дороги вдоль побережья Каспийского моря, через Порт-Петровск.



Портрет Александра III

Созданное бароном Рудольфом Васильевичем Штейнгелем Акционерное общество Владикавказской железной дороги, владевшее концессией на строительство, оценило стоимость проекта в 12,7 миллиона рублей. 24 мая 1891 года был дан старт подготовительным работам по сооружению ветки Беслан-Петровск.



Портрет Р.В. Штейнгеля

Стройку возглавил потомственный путеец, инженер-железнодорожник Михаил Станиславович Кербедз. Прокладка дороги заняла около трех лет. Многочисленные технические трудности, с которыми сталкивались строители, работавшие вручную, усугублялись сложностью рельефа и природно-географическими особенностями местности.



Портрет М.С. Кербедза

Строительство железнодорожной магистрали протяженностью 250 верст завершилось к концу 1893 года. А уже в начале 1894-го на станции Петровско-Кавказская открылось регулярное движение. Помимо основной станции, на территории Дагестанской области было сооружено еще девять станций, 14 разъездов, несколько десятков мостов. 17 мая 1894 года открылось движение на участке Сулак-Петровск, а к середине 1899-го железная дорога соединила Петровск с Баку.

Станция Петровск–порт. 1903–1904 гг.

Прокладка железной дороги на Прикаспийской низменности оказала весьма благотворное влияние на экономическое развитие заштатного приморского города, который начал стремительно меняться. Благодаря наличию железной дороги и морского порта Петровск очень скоро превратился в важный транспортный узел: к 1903 году портовый грузооборот вырос в 48 раз. Это вызвало массовый приток капитала в город и способствовало развитию промышленной, пищевой и аграрной отраслей экономики.

Тюки хлопка в порту Петровска. 1905 г.

Не стояло на месте и развитие железнодорожного транспорта: в 1915-м была проложена ветка, соединившая Петровск с Темир-Хан-Шурой, тогдашним центром Дагестанской области. К 1917 году численность рабочих и служащих дагестанского отрезка Владикавказской железной дороги составляла почти 16 тысяч человек.

Вокзал Петровска. 1904–1917 гг.

После революции железнодорожная отрасль Дагестана была национализирована и перешла в ведение Народного комиссариата путей сообщения. В 1920-х развернулись работы по возведению подъездных путей к рыбным промыслам, осуществлялась реконструкция второй колеи железнодорожной ветки Хасавюрт — Гудермес. В начале 1930-х, когда возникла необходимость расширения Махачкалинского торгового порта, приоритетной задачей железнодорожников стало сооружение подъездных путей к гавани.



Привокзальная площадь. Начало XX в.

В годы Великой Отечественной войны городская железнодорожная станция, работая в режиме крайней перегруженности, бесперебойно обеспечивала непрерывное движение воинских эшелонов и стратегических грузов.

Махачкалинский морской торговый порт в годы Великой Отечественной войны

После войны была произведена комплексная реконструкция износившейся инфраструктуры Махачкалинского отделения железной дороги. В результате пропускная способность станции значительно возросла. На дагестанском участке линии Ростов — Баку были проложены вторые пути, построены новые парки для поездов и топливные склады, обновлено несколько станций.

Пешеходный мост у городского пляжа Махачкалы. 1961–1969 гг.

С 1950 года Северо-Кавказская железная дорога вновь стала рентабельной. Процесс модернизации технического арсенала (электровозов, паровозов и вагонных составов, систем сигнализации и связи), развивавшийся на протяжении последних советских десятилетий, способствовал увеличению скорости движения поездов и повышению качества пассажирских перевозок.

Станция Махачкала. 1967 г.

Преодолев после распада СССР трудности переходного периода, железнодорожная станция Махачкала сегодня считается крупнейшим транспортным узлом Северо-Кавказской железной дороги.

К моменту пуска железной дороги Петровск еще не успел обзавестись собственным вокзалом. Кассы размещались в наспех сооруженном временном помещении, простоявшем около двух лет. В 1896-м возвели добротное каменное здание вокзала. Это было двухэтажное строение, мало чем отличавшееся от любого другого подобного сооружения в каком-нибудь губернском городе Российской империи.



Железнодорожный вокзал и памятник Магомеду–Али Дахадаеву. 1976–1977 гг.

Пожалуй, единственным признаком отличия Петровского вокзала служила помещенная на скромном фронтоне здания эмблема из двух скрещенных якорей, указывающая на портовую принадлежность города. Ниже была высечена дата постройки и название станции: Петровск-Порт.

Вокзал в Махачкале

Старое здание вокзала исправно прослужило городу вплоть до начала 1970-х. В 1974 году на его месте был построен новый вокзальный комплекс в духе стандартных архитектурных образцов советского модернизма.

Привокзальная площадь и памятник Магомеду-Али Дахадаеву

В 2001-м вокзальный комплекс подвергся масштабной реконструкции. Были расширены его площади, в залах ожидания появились современные электронные табло, медпункт, комнаты отдыха, камеры хранения, магазины, киоски, кафе. На обновленной в ходе реконструкции привокзальной площади разместили парковку, рядом с которой находятся остановки муниципального транспорта.

Вокзал в Махачкале

Сегодня с двух платформ Махачкалинского вокзала в самых разных направлениях отправляются поезда дальнего следования, обеспечивающие регулярное сообщение с Москвой, Санкт-Петербургом, Волгоградом, Тюменью, Баку и другими городами.




Похожие места

Историческая справка о железнодорожном вокзале

Открытие станции Московско-Курской железной дороги в Подольске в 1866 году и последующие усовершенствования железнодорожной инфраструктуры способствовали социально-экономическому и культурному развитию города. Железная дорога стала важным транспортным узлом, улучшив связь Подольска с другими регионами России и способствовав росту торговли и населения.

Железная дорога на службе промышленности

Первый поезд пришел в Лысьву в 1899 году, но до 1916 года железнодорожная ветка была тупиковой. В городе сохранился первый деревянный вокзал в стиле модерна: одноэтажное здание украшено резным декором.

Историческая справка о городской железнодорожной станции

Первое здание вокзала построено в 1878 году. Оно представляло собой одноэтажное деревянное строение в русском стиле. Сейчас в Чусовом работает новое здание вокзала, построенное в 2002 году. Пассажиропоток составляет до 300 тысяч человек в год.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!