Вокзал Сергиева Посада. Детище семьи Мамонтовых

Время прочтения: мин.

г. Волхов, Привокзальная пл.

GPS: 56.302001 , 38.136844

Сергиев Посад издревле был местом паломничества. Открытая в 1862 году железная дорога только усилила приток верующих. В том же году открыли деревянный вокзал, богато украшенный резьбой.

История

В Сергиев Посад издревле устремлялись паломники. Когда-то они шли на поклон к преподобному Сергию пешком. Даже русские цари, прибывая на богомолье, совершали от села Клементьево до Лавры пешее путешествие. Сегодня до Сергиева Посада можно быстро и удобно доехать на поезде.

Вокзал Сергиева Посада. 1910–1914 гг.

Открытие железной дороги и станции Сергиево

Железнодорожная линия Москва — Сергиев протяженностью 66 верст (около 70 километров) стала одной из первых частных железных дорог России. Она была построена в рекордные сроки — всего за два года (1860–1862), в строительстве участвовали более шести тысяч рабочих. Первых пассажиров на станции второго класса Сергиево торжественно встретили 18 августа 1862 года.

Станция Сергиево в Сергиевом Посаде. 1862 г.

Идея строительства принадлежала почетному гражданину Сергиева Посада Ивану Федоровичу Мамонтову, который и стал одним из главных акционеров этого предприятия. Ему удалось привлечь к делу другого промышленника и общественного деятеля — Федора Васильевича Чижова. Сегодня его имя носит скоростной комфортабельный поезд-экспресс, курсирующий по маршруту Москва — Александров. Проект строительства был разработан видным инженером Андреем Ивановичем Дельвигом.

Савва Иванович Мамонтов. 1878 г.

Федор Васильевич Чижов

Андрей Иванович Дельвиг. 1882 г. Художник – Илья Ефимович Репин

Открытие железной дороги до Сергиева вызвало большой общественный резонанс, способствовало усилению притока паломников, кустарей-ремесленников, торговцев, укрепило связи города с ярмарками в других регионах страны. С удовлетворением и радостью отзывался о поездке по ней один из первых пассажиров — митрополит Московский Филарет (Дроздов).

Станция Сергиево в Сергиевом Посаде. 1862 г.

Семейное дело Мамонтовых

Уже в первые годы работы железная дорога показала себя как чрезвычайно выгодное предприятие. Акционеры добились разрешения на продолжение строительства сначала до Ярославля, а затем до Вологды и Архангельска, а также линии на Кострому. В 1870-е годы Московско-Ярославская железная дорога стала фактически семейным предприятием Мамонтовых, все дела взял в свои руки сын основателя — Савва Иванович (1841–1918). Он вспоминал, что с детства наблюдал за движением паломников по городу и даже высчитывал потенциальный пассажиропоток вместе с отцом, когда тот только задумался о строительстве железной дороги.

Савва Иванович Мамонтов. 1878 г.

Современники отмечали энтузиазм и увлеченность Саввы Ивановича, его бескорыстность. В 1999 году на Привокзальной площади Сергиева Посада был открыт памятник Савве Мамонтову по проекту скульптора Валентина Александровича Чухаркина. Сидя в кресле в свободной позе, закинув ногу на ногу, промышленник словно приветствует гостей города.

Памятник Савве Ивановичу Мамонтову на привокзальной площади Сергиева Посада. 2013 г. Автор – Васин Алексей

Семейное дело Мамонтовых

Уже в первые годы работы железная дорога показала себя как чрезвычайно выгодное предприятие. Акционеры добились разрешения на продолжение строительства сначала до Ярославля, а затем до Вологды и Архангельска, а также линии на Кострому. В 1870-е годы Московско-Ярославская железная дорога стала фактически семейным предприятием Мамонтовых, все дела взял в свои руки сын основателя — Савва Иванович (1841–1918). Он вспоминал, что с детства наблюдал за движением паломников по городу и даже высчитывал потенциальный пассажиропоток вместе с отцом, когда тот только задумался о строительстве железной дороги.

Савва Иванович Мамонтов. 1878 г.

Современники отмечали энтузиазм и увлеченность Саввы Ивановича, его бескорыстность. В 1999 году на Привокзальной площади Сергиева Посада был открыт памятник Савве Мамонтову по проекту скульптора Валентина Александровича Чухаркина. Сидя в кресле в свободной позе, закинув ногу на ногу, промышленник словно приветствует гостей города.

Памятник Савве Ивановичу Мамонтову на привокзальной площади Сергиева Посада. 2013 г. Автор – Васин Алексей

Станция в советское время и сегодня

В 1933 году железнодорожная линия и вокзал Сергиева Посада (в те годы — Загорска) были электрифицированы, к крупным предприятиям города и района были проложены дополнительные пути. Сегодня станция является одним из важных транспортных пунктов не только пригородного, но и междугороднего сообщения — здесь останавливаются поезда, следующие до Александрова, Балакирева, Ярославля, Вологды, Кинешмы, Архангельска, Северодвинска.

Железнодорожная станция Сергиев Посад. 2013 г.

Железнодорожный вокзал станции Сергиево был построен к открытию дороги в 1862 году и успешно выполнял свои функции более ста лет. Это было типовое деревянное здание на каменном фундаменте, богато украшенное резьбой. Лишь в середине 1990-х годов вокзал был разобран, а на его месте возведен новый — по образцу прежнего.

Железнодорожная станция Сергиев Посад. 2013 г.

Похожие места

Историческая справка о городской железнодорожной станции Медвежья Гора

Станция сыграла большую роль при организации грузоперевозок через Кольский залив и строительстве Беломорско-Балтийского канала.

Историческая справка о железнодорожных станциях и вокзалах города

Железнодорожное сообщение в Новом Уренгое начало развиваться с 1982 года, связывая город с «большой землёй». Станция Новый Уренгой, открытая в 1982 году, сегодня является крупнейшей грузопассажирской станцией Ямало-Ненецкого автономного округа.

Вокзал Липецка

Железную дорогу протянули к Липецку в 1868 году — городу-курорту требовалось транспортное сообщение. Первый вокзал включал в себя только два зала ожидания, сегодня — это 11-этажное здание с часовой башней.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!